Найти в Дзене

"Киммерийское лето": почему эта книга кажется абсолютно современной, хотя не должна бы? Москва как точка пересечения

Очень странный эффект у "Киммерийского лета" Юрия Слепухина: книга написана более полувека назад, в 1969-70 годах, посвящена своему времени — и насыщена-пересыщена признаками и событиями этого своего времени. Как никакая другая художественная книга. И при этом она кажется читателю из 2025 года очень современной. И автор явно не пытался специально создать эту вневременность, она у него сама получилась! Вот как, как? Я крутила-вертела этот вопрос, как шкатулку с секретом, пытаясь найти разгадку — и кажется, поняла, как это работает. Вот самое начало этой книги, первая глава, которая вводит нас в историю. Майским утром отец Ники по пути на работу завозит дочь в школу. Даже если ты не знаком с географией Москвы, то всё равно понимаешь, что тут абсолютно реальный адрес, реальный маршрут — а значит, и сама история реальная. А уж если знаешь Москву, то слова из книги мгновенно встраиваются в твою картину мира, обретают лицо. Один абзац — и легко можно выяснить, что семья Ратмановых живёт в о
Оглавление

Очень странный эффект у "Киммерийского лета" Юрия Слепухина: книга написана более полувека назад, в 1969-70 годах, посвящена своему времени — и насыщена-пересыщена признаками и событиями этого своего времени. Как никакая другая художественная книга. И при этом она кажется читателю из 2025 года очень современной. И автор явно не пытался специально создать эту вневременность, она у него сама получилась!

Вот как, как?

Я крутила-вертела этот вопрос, как шкатулку с секретом, пытаясь найти разгадку — и кажется, поняла, как это работает.

Адреса и маршруты

Вот самое начало этой книги, первая глава, которая вводит нас в историю. Майским утром отец Ники по пути на работу завозит дочь в школу.

Даже если ты не знаком с географией Москвы, то всё равно понимаешь, что тут абсолютно реальный адрес, реальный маршрут — а значит, и сама история реальная. А уж если знаешь Москву, то слова из книги мгновенно встраиваются в твою картину мира, обретают лицо.

Один абзац — и легко можно выяснить, что семья Ратмановых живёт в одном из четырех домов между Ленинским проспектом и улицей Фотиевой. Это дома номер 62-68. Причём, скорее всего, не 68, последний перед перекрёстком с Ломоносовским — потому что до разворота Иван Афанасьевич успел несколько раз перестроиться.

-2

Это дома 1957 года постройки, по индивидуальному проекту, из кирпича, с 3-метровыми потолками. Не шикарная, но солидная квартира в солидном доме в солидном районе, для солидного сотрудника министерства. Ничего общего с хрущёвками.

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Пространство города

Следующие абзацы той же главы:

Иногда, впрочем, привычный маршрут меняется: на углу Ломоносовского светло-серая «Волга» делает правый поворот, потом еще один перед самым университетом, по проспекту Вернадского взлетает на мост и проносится над излучиной Москвы-реки — мимо гигантской чаши Лужников, пестрых павильончиков ярмарки у Фрунзенского вала, стеклянно-бетонной коробки гостиницы «Юность». Этим путем — по Комсомольскому проспекту, Зубовскому и Смоленскому бульварам — получается несколько ближе, и Иван Афанасьевич ездит так, если очень уж плохая погода или предстоит особо трудный день в министерстве. Обычно же он предпочитает более длинный путь через Калужскую заставу и Замоскворечье — это дает возможность каждое утро побыть с дочерью лишние четверть часа. Глупо, конечно, школу надо было сменить, а не таскаться теперь с Ленинского на Ордынку, но не захотела.

Здание МИД СССР на Смоленской площади, где служил руководителем главка Иван Афанасьевич Рахманов.
Здание МИД СССР на Смоленской площади, где служил руководителем главка Иван Афанасьевич Рахманов.
Как-то странно неупорядоченная после разлинеенной геометрии новых кварталов Юго-Запада, широко и неожиданно распахивается вокруг Октябрьская площадь; шипя покрышками по мокрому асфальту, машина наискось перечеркивает ее стремительной параболой и ныряет в пеструю тесноту Якиманки. Все-таки старые названия живучи, да ведь и неудивительно: улицы Димитрова есть и в Софии, и в Ленинграде, а где, кроме Москвы, можно было найти Балчуг, Козиху, Собачью площадку, Разгуляй…
Якиманка, бывшая улица Димитрова, от Калужской, бывшей Октябрьской, площади. Хоть Якиманке вернули историческое название, но не вернули исторический облик. Выглядит она именно как советская улица Димитрова. (Забавное совпадение: я родилась рядом с улицей Димитрова — в Ленинграде. А теперь живу возле Ленинского проспекта — в том же городе.)
Якиманка, бывшая улица Димитрова, от Калужской, бывшей Октябрьской, площади. Хоть Якиманке вернули историческое название, но не вернули исторический облик. Выглядит она именно как советская улица Димитрова. (Забавное совпадение: я родилась рядом с улицей Димитрова — в Ленинграде. А теперь живу возле Ленинского проспекта — в том же городе.)

Вот: Иван Афанасьевич передвигается в городе примерно так же, как это делаем мы. Это не та доступная большинству тогдашних граждан поездка на автобусе-троллейбусе, когда присоединяешься к построенному не тобой маршруту, смотришь на неспешно проплывающие сбоку дома, вглядываешься в детали. Это самостоятельно выстроенные маршруты; взгляд вперёд, замечающий лишь крупные объекты-ориентиры; охват больших пространств — глазами, мышлением и скоростью.

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Конечно, мы и сейчас ездим на троллейбусах; а у тех, кто за рулём, пространство и скорость могут сжиматься до размеров пробки. Но всё же — в кармане, в постоянном доступе у нас есть живые, адаптирующиеся под наши запросы карты и навигаторы, которые дают нашему мышлению власть над пространством.

Лицо Москвы

Читаешь, например, "Лето Господне" Ивана Шмелёва и понимаешь — это старая, ушедшая навсегда Москва.

Смотришь на шедевр Пименова "Новая Москва":

1937 год
1937 год

— и видишь эпоху перемен, когда патриархальную Москву сменяет новый имперский стиль. Двадцатый век вмешивается во все восемь веков истории. Но Москва тут хоть и "новая", но ты знаешь, что и это время перемен закончилось, оно в прошлом.

Москва в "Киммерийском лете" — в тех локациях, что нам показаны — в целом такая же, как сейчас. Устоявшаяся смесь дореволюционной застройки, сталинок и советского модернизма. С тех пор, конечно, там появились новые здания, но они вписались в общую картину, а не изменили её.

Возможно, я ошибаюсь в этих оценках — просто потому, что строю их из своего личного пространственного мышления и чувства места...

Но впечатление современности "Киммерийского лета" идёт не только из пространства Москвы. Там ещё самоощущение Ники, и время — точнее, межвременье — между двумя яркими десятилетиями двадцатого века.

Кстати, уже после написания статьи я обнаружила в цитатах, которые привела здесь, ошибку автора:

Здесь в целом обзор книги:

А здесь — как "современность" может сыграть и против сюжета: