Рассказ о 76-мм танковых орудиях Ф-34 и ЗИС-5, экспонатах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Вооружение является одним из ключевых компонентов бронетанковой техники. Есть такое выражение, что танк является повозкой для орудия. На самом деле всё не так просто, как это может показаться. Довольно быстро выяснилось, что обычная артиллерия для танков подходит не самым лучшим образом. Естественно, применяли и простую адаптацию уже имеющихся орудий, но так делали обычно от бедности. В большинстве же случаев речь шла о танковых версиях орудий, от исходников зачастую оставалась разве что баллистика. Такой подход оказался куда более разумным.
Среди экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург основная масса представленной артиллерии относится к буксируемым образцам. Но есть здесь и танковая артиллерия. В музейных фондах представлены уникальные образцы, например, 37-мм танковая пушка ПС-2, так и не попавшая в крупную серию. В нашем же случае интерес представляют два орудия, которые занимают почетное место в экспозиции. Речь идет о 76-мм танковых орудиях Ф-34 и ЗИС-5, которые ставились в танки Т-34 и КВ соответственно.
История танковой артиллерии первой половины XX века обычно развивалась по традиционному сценарию. Сначала появлялось буксируемое орудие, а затем оно адаптировалось под использование а танке. Даже с учетом того, что часто менялись затвор, труба, противооткатные приспособления, баллистика обычно оставалась той же. Но в случае с советскими танковыми орудиями 30-х годов всё было не так просто. 76-мм танковая пушка ПС-3, а также сменившая ее система Л-10, не имели прямого буксируемого аналога. Создавались они под вполне определенные требования с точки зрения бронепробития, посему баллистика у них была своя.
Аналогичная ситуация сложилась и вокруг Ф-34, второго по счету танкового орудия, разработанного КБ завода №92 под руководством В.Г. Грабина. Обычно упоминается, что данное орудие имело баллистику 76-мм дивизионной пушки Ф-22 УСВ. Вот только на самом деле всё гораздо интереснее. Ф-34 впервые была упомянута во второй половине 1938 года, к декабрю того же года проект пушки утвердил Артиллерийский комитет ГАУ КА. Представили же его в октябре 1938 года. Что же касается Ф-22 УСВ, то она в переписке появляется ближе к началу 1939 года. Другой вопрос, что работы по Ф-22 УСВ шли гораздо быстрее, ибо срочно понадобилась замена дивизионной пушке Ф-22.
Ф-34, как следует из переписки по заводу №92 и ГАУ КА, создавалась как более мощная, нежели Ф-32, система. Если Ф-32 предполагалась для установки в артиллерийские Т-26 и БТ-7, а также в Т-28, то Ф-34 ставилась только в Ф-28. По крайней мере, так предполагалось. Но пока шли работы по изготовлению опытного орудия, ситуация радикально поменялась. В декабре 1939 года на вооружение приняли танки Т-34 и КВ, оба получали в качестве вооружения пушки Ф-32. Как временное решение на них стали ставить 76-мм танковые орудия Л-11, при этом к ленинградской разработке имелась масса претензий.
В итоге сложилась ситуация, когда Ф-32 "прописалась" только на КВ-1, случилось это в декабре 1940 года. Что же касается Т-34, то уже во второй половине 1940 года один из танков получил установку пушки Ф-34. Благодаря схожести габаритов с Л-11 Ф-34 достаточно легко вписалась в башню среднего танка. Посему было принято решение на Т-34 перейти сразу к установке Ф-34, минуя систему Ф-32. Тем более что она выпускалась только на Кировском заводе, так что обеспечить Ф-32 завод №183 было бы невозможно. Только за счет выпуска Ф-32 на заводе №92, где проще оказалось организовать выпуск Ф-34.
30 апреля 1941 года было подписано постановлением СНК Союза ССР №56, согласно которому Ф-34 приняли на вооружение Красной Армии. На самом деле это оказалось скорее условностью, поскольку к тому моменту Ф-34 уже находилась в серийном производстве. С марта 1941 года данные орудия стали ставить в Ф-34 вместо Л-11. В этом смысле случился один исторический казус. Дело в том, что как раз в это время вышла инструкция по эксплуатации Т-34. В ней описывался танк с пушкой Л-11, которую перестали ставить в Т-34 спустя считанные недели.
Ф-34 была лучшей танковой пушкой 1941 года. Если Ф-32 имела недостаточное бронепробитие (это и немудрено, учитывая тот факт, что задание на такое орудие датировано серединой 30-х годов), то Ф-34 получилась в самый раз. Она имела оптимальную длину ствола, более удачную противооткатную систему, чем у Ф-32, а главное, могла поражать любой танк того периода на ближних и средних дистанций. Устаревать она стала только во второй половине 1942 года, когда немцы усилили лобовую защиту своих танков и САУ до 80 мм. Сделано это было, кстати, как раз по итогам изучения Ф-34.
Назвать Ф-34 редкой пушкой сложно. Это самое массовое советское танковое орудие времен Великой Отечественной войны. Выпускалось оно с 1940 по 1944 годы, ставилась Ф-34 в Т-34. Также существовала самоходная версия данного орудия, С-1. Это адаптация Ф-34 для установки в самоходную артиллерийскую установку СУ-76-И. Впрочем, данная система была очень редкой, поскольку СУ-76-И сдали всего 200 штук.
Тем не менее, экземпляр Ф-34, находящийся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, достоин особого внимания. Дело в том, что пушка эта непростая. Она имеет серийный номер 34, то есть одна из первых Ф-34, поставленная в танк. В Ленинград она прибыла вместе с танком для испытаний. В дальнейшем было решено сделать из орудия музейный экспонат. Ф-34 довоенного выпуска почти нигде не представлено.
Еще одним важным моментом является то, что в ходе производства Ф-34 постепенно упрощалась и модернизировалась. Происходило это со всей продукцией завода №192, как буксируемой, так и танковой. Большая модернизация Ф-34 произошла в 1942 году, в ее ходе был внедрен более простой в производстве ствол-моноблок. Затвор, а также гильзоулавливатель унифицировали с другими системами, упростили полуавтоматику и тормоз отката. Тем самым произошло упрощение конструкции орудия, а также унификация. Это было крайне актуальным, поскольку к тому моменту Ф-34 производилась не только заводом №92.
Естественно, возник вопрос относительно установки Ф-34 в танк КВ-1. Впрочем, всё было не так просто. Дело в том, что еще летом 1940 года появилась идея установить в КВ-1 орудие с баллистикой 76-мм зенитной пушки 3-К. Изначально орудие именовалось как Ф-27, позже ему присвоили индекс ЗИС-5. По ряду причин Ф-27 осталась опытным орудием, при этом и установка Ф-34, в чистом виде, для КВ-1 также осталась опытной. А далее появилась вторая по счету ЗИС-5 - со стволом по типу 76-мм дивизионной пушки Ф-22.
По итогам испытаний ЗИС-5 приняли на вооружение Красной Армии. Но тут случился еще один исторический казус. Дело в том, что именно такой вариант орудия не производился. Связано это с тем, что возник острый кризис с орудиями для КВ-1, поскольку выпуск Ф-32 прекратился. Между тем, на выпуск новых труб с баллистикой Ф-22 требовалось время. В результате было принято решение о запуске в серию ЗИС-5 со стволами как у Ф-34. Так получилось два очень похожих орудия, с одинаковыми трубами, но имеющие ряд отличий по деталям, особенно что касается установочных деталей.
Как раз такое орудие можно видеть рядом с Ф-34. Они очень похожи друг на друга, но если приглядеться, то всё же видны небольшие отличия. Прежде всего это касается деталей установки, есть разница по размещению спаренного пулемета и телескопического прицела. Изначально отличался и гильзоулавливатель. Всё это связано с тем, что у КВ-1 установка орудия имеет ряд отличий. Не говоря уже о том, что ЗИС-5 являлась развитием орудия Ф-27, а оно несколько иное.
Первоначально ЗИС-5, как и Ф-34, производилась на заводе №92. Но далее выпуск данной системы освоили на втором заводе - эвакуированном в Свердловск заводе №8. Оно и немудрено, поскольку требовались данные орудийные системы для КВ-1, выпускавшиеся в Челябинске. В дальнейшем на заводе №8 освоили и выпуск Ф-34. Помимо всего прочего, унификация, а также модернизация, проведенная в первой половине 1942 года, была связана с производственными особенностями.
ЗИС-5 производилась не так долго. Уже во второй половине 1943 года началось производство КВ-85, посему выпуск ЗИС-5 прекратился. Тем не менее, это орудием стало вторым по массовости после Д-25Т среди систем, которые ставились в советские тяжелые танки. А если считать только те системы, которые производились в годы Великой Отечественной войны, то оно оказывается на первом месте. Помимо КВ-1, ЗИС-5 ставилась в "скоростные" танки КВ-1с.
Безусловно, ЗИС-5 являлась скорее "быстрым решением", поскольку так получилось, что у среднего, а также тяжелого танка оказалась равноценная пушка. Но в сложных условиях начала Великой Отечественной войны именно такие, быстрые решения, требовались в первую очередь. При этом оба орудия оставались вполне эффективными. Естественно, к весне 1943 года они уже могли ограниченно применяться против новых немецких танков и САУ. Тем не менее, ЗИС-5 и Ф-34 могли решать широкий спектр задач.
Другие статьи по отечественным танковым орудиям:
Опытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60
История 37-мм танковой пушки Б-3, которая ставилась на танки Т-26 и БТ-2
История 45-мм танковой пушки ВТ-43, создававшейся для легкого танка Т-80
ЗУТ-37 и другие зенитные танки с авиационным вооружением, которые разрабатывались в 1942-43 годах
Альтернативная 57-мм танковая пушка 413 от Кировского завода
Рассказ об С-31/С-18, танковой и самоходной 85-мм пушке разработки ЦАКБ
ЗИС-6 и другие танковые пушки калибра 100-107 мм, которые разрабатывались в 1941 году
Проект штурмового танка на базе Т-34 с использованием 122-мм танковой гаубицы У-11
История 122-мм самоходной гаубицы Д-11 и ее танковой версии Д-12, а также СУ-122м
История 122-мм танковой гаубицы С-41, которая предназначалась для установки в КВ-1с и СУ-122
Разработка силами ЦАКБ измененной башни КВ-1с для установки 85-мм орудия С-31
История тяжелого танка КВ-1с, перевооруженного на 85-мм орудие С-28 разработки ЦАКБ
Попытка создания 122-мм унитарного патрона для орудия Д-25
История перевооружения английского пехотного танка Valentine на отечественные орудийные системы
История перевооружения английского пехотного танка Matilda на отечественные танковые системы