Найти в Дзене
Ридус

Турция создает новейший военно-морской флот, угрожающий России

Оглавление
   Модель авианосца класса MUGEM
Модель авианосца класса MUGEM

В то время, когда Китай ставит под вопрос военно-морскую мощь Америки, все еще пытающейся удерживать статус новой «владычицей морей», в мире расправляют плечи былые военно-морские державы, утратившие соответствующий статус в XVIII-XX веках, а то и раньше. Помимо уже упомянутого Китая, к их числу относится и современная Турция, некогда имевшая грандиозный военный флот и лишившаяся его не без помощи России.

И вот, будущее восстает из прошлого - в этом году Турция официально вошла в элитную лигу стран, способных проектировать и строить полностью отечественные авианосцы. Это произошло с запуском программы класса MUGEM на Стамбульской военно-морской верфи в начале 2025 года.

Полное импортозамещение

Как отмечает портал Global Defense News, класс боевых кораблей MUGEM представляет собой значительный шаг в развитии военно-морских амбиций Турции, демонстрируя зрелость её отечественной судостроительной и аэрокосмической промышленности. Проект, полностью разработанный с использованием местных технологий проектирования, производства и системной интеграции, ставит Турцию в один ряд с традиционными военно-морскими державами, такими как США, Китай и Франция, каждая из которых опирается на крупные и сложные промышленные экосистемы для поддержки своих программ по строительству авианосцев.

Авианосец класса MUGEM

Турецкий авианосец класса MUGEM станет крупнейшим военным кораблем, когда-либо построенным в Турции, с проектным водоизмещением 60 000 тонн и длиной 285 метров. Построенный в рамках национальной программы создания военных кораблей MILGEM, MUGEM будет иметь конфигурацию STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery).

Его полетная палуба включает 12-градусные модульные трамплины и собственную систему аэрофинишеров, поддерживающую разнообразное воздушное крыло пилотируемых и беспилотных платформ.

Воздушный компонент будет включать в себя БПЛА Bayraktar TB3 UCAV, реактивный беспилотник-невидимку Kızılelma, легкий истребитель HÜRJET и, возможно, морскую версию самолета-невидимки пятого поколения TF-Kaan.

   Конфигурация палубы MUGEM. © Naval News
Конфигурация палубы MUGEM. © Naval News

С вместимостью тридцать самолетов во внутреннем ангаре и еще двадцатью на палубе, MUGEM спроектирован как гибридный авианосец, способный проводить длительные воздушные операции в спорных морских зонах.

Силовая установка будет основана на разработанной в Турции конфигурации COGAG (COmbined Gas And Gas, газ и газ) - это тип комбинированной морской энергетической установки для кораблей, которая состоит из двух газовых турбин.

В этой системе турбины имеют разную мощность. Одна предназначена для движения с крейсерской скоростью, другая для движения на максимальной скорости. Трансмиссия позволяет как отдельную работу каждой из турбин, так и совместную их работу на гребной вал. Силовая установка обеспечивает MUGEM скорость свыше 25 узлов и дальность плавания более 10 000 морских миль.

Ведущие оборонные подрядчики Турции, включая HAVELSAN, ASELSAN и STM, отвечают за разработку и интеграцию системы боевого управления MUGEM, комплекса радиоэлектронной борьбы, радиолокационной архитектуры, навигации и инфраструктуры командования и управления.

В отличие от традиционных многонациональных подходов к строительству авианосцев, MUGEM строится на одной национальной верфи, демонстрируя промышленную эффективность и возможности вертикально интегрированной оборонной экосистемы Турции.

Американская альтернатива

   USS Enterprise (CVN-80). Компьютерная модель. © ВМС США
USS Enterprise (CVN-80). Компьютерная модель. © ВМС США

Для сравнения, ВМС США остаются эталоном в авианосной войне со своими атомными суперавианосцами класса Gerald R. Ford. Новейший корабль этого класса, USS Enterprise (CVN-80), строится на верфи Newport News Shipbuilding и, как ожидается, присоединится к флоту к 2028 году. Эти авианосцы оснащены передовыми системами запуска самолетов EMALS (электромагнитными системами), усовершенствованным аэрофинишером AAG (усовершенствованным аэрофинишером) и новейшими радиолокационными комплексами AN/SPY-6.

Водоизмещение каждого авианосца класса Ford составляет более 100 000 тонн, он может нести более 75 самолетов, включая истребители-невидимки F-35 C, E-2D Hawkeye, а также полный комплект самолетов радиоэлектронной борьбы и ударных самолетов. Модель американского авианосца отражает более чем столетие устойчивого развития, подкрепленного самой развитой в мире военно-морской промышленной базой.

Китайская сила

Китай, стремительно становящийся грозной морской державой, ускорил свои программы развития морской авиации, построив авианосец типа 003 «Фуцзянь», спущенный на воду в 2022 году на шанхайской верфи «Цзяннань». «Фуцзянь», водоизмещением более 80 000 тонн и оснащенный электромагнитными катапультами, аналогичными используемым на американских авианосцах, знаменует собой переход Китая к высокоскоростным операциям с использованием авианосцев. Корабль проходит ходовые испытания и, как ожидается, будет введен в эксплуатацию к концу этого года.

Параллельно Китай разрабатывает планы по созданию четвертого авианосца, возможно, с ядерной энергетической установкой, расширяя инфраструктуру своей верфи и разработку самолетов для поддержки будущих авианосных ударных групп, способных к глобальному развертыванию.

Французская независимость

Франция, давняя европейская военно-морская держава, реализует проект авианосца нового поколения PANG (Porte-Avions de Nouvelle Génération), который должен заменить атомный авианосец Charles de Gaulle к концу 2030-х годов. Построенный Naval Group, авианосец PANG имеет водоизмещение около 75 000 тонн. Он будет оснащён катапультами EMALS и сможет запускать перспективные самолёты, разработанные в рамках трёхсторонней программы FCAS (Future Combat Air System). Имея два ядерных реактора K22, разработанных TechnicAtome, PANG отражает акцент Франции на автономных экспедиционных возможностях и её стремление поддерживать атомный океанский флот с полной стратегической независимостью.

Свой, родной, турецкий...

   Авианосец класса MUGEM. Скриншот видео
Авианосец класса MUGEM. Скриншот видео

Со своей стороны, Турция достигает сопоставимого технического уровня в рамках оптимизированной национальной модели. Весь процесс проектирования, строительства и интеграции MUGEM осуществляется исключительно на территории страны, что является беспрецедентным достижением для столь короткого цикла разработки.

Проект опирается на опыт, накопленный при разработке более ранних отечественных платформ, таких как универсальный десантный корабль TCG Anadolu, корветы класса Ada и фрегаты класса I. Включение эсминцев TF-2000 и подводных лодок класса MILDEN в единую национальную стратегию отражает более широкую цель Турции - создание полноценной авианосной ударной группы собственного производства.

В стратегическом плане авианосцы класса MUGEM соответствуют долгосрочной морской доктрине Турции, основанной на не совсем благозвучной для русского уха концепции «Голубая Родина» (Mavi Vatan), расширяя военно-морской охват страны на Восточное Средиземноморье, Эгейское и Чёрное моря, а также вглубь Красного моря и Индийского океана.

Этот авианосец - не только проекция военно-воздушной мощи на море, но и центр управления, объединяющий беспилотные технологии, средства радиоэлектронной борьбы и военно-морскую авиацию нового поколения в единую систему. Он также станет мобильной базой для операций быстрого реагирования, гуманитарных миссий и многонациональных операций, полностью не зависящих от внешнего мира.

Прямая угроза России

Надо признать, что MUGEM - это больше, чем просто корабль, символизирующий кульминацию превращения Турции в полностью независимого производителя оборонной продукции. В условиях, когда региональная и глобальная динамика всё больше определяется морским превосходством, введение в строй авианосца класса MUGEM позиционирует Турцию как решающего игрока, способного влиять на будущее военно-морской мощи далеко за пределами своих границ. Это развитие не только переопределит военно-морскую стратегию Турции, но и посылает чёткий сигнал союзникам и конкурентам.

В купе с возрождаемой президентом страны идеологией реванша и воссоздания новой Османской империи, создание Турцией новейшего военно-морского флота, уже превышающего по своим возможностям Черноморский флот России, является тревожным звонком для Москвы. Учитывая давние и крайне неровные российско-турецкие взаимоотношения, не остается сомнений, что одной из потенциальных целей этих кораблей заранее прописаны российские корабли и объекты в причерноморском регионе.

Турция стала авианосной морской державой с глобальными амбициями, полной промышленной автономией и инновационной и стратегически устойчивой моделью кораблестроения, и далеко не факт, что в какой-то момент ее пушки, ракеты и самолеты не окажутся направленными на Россию.