Найти в Дзене
Литрес

Плохие парни в моде? Почему так популярен отрицательный герой

Оглавление

Термин «антигерой» вошёл в литературный обиход благодаря Фёдору Достоевскому и его повести «Записки из подполья» (1864), где главный герой – бывший чиновник – откровенно признаётся в своих мерзких мыслях и поступках. Он сам называет себя «антигероем», противопоставляя себя традиционным героям романов. Этот персонаж стал первой яркой фигурой в литературе, открыто лишённой благородства, мужества и положительных черт, которые раньше были обязательными для главного героя.

Со временем понятие антигероя стало шире. Сегодня так называют любого главного персонажа с ярко выраженными отрицательными чертами – эгоиста, манипулятора, преступника. Но антигерой – это не просто злодей: он остаётся центральной фигурой повествования, а читатель всё равно вовлечён в его историю, иногда даже симпатизирует ему.

Почему популярны «плохие» парни?

Развитие этого образа в литературе связано с изменением взгляда на мораль, личность и общество. Читателю уже мало просто «хорошего» героя – ему интересны сложные, внутренне конфликтные, неоднозначные персонажи, чьи поступки вызывают вопросы и эмоции. Критики часто приводят в пример Гумберта – главного героя «Лолиты» Владимира Набокова. Профессор, романтизирующий своё влечение к 12-летней девочке, появился в литературе не просто так. Несмотря на отвратительность поступков, он говорит изысканно, красиво, вызывает интеллектуальный интерес – и тем пугающе сбивает читателя с моральной позиции. Этого хотел автор?

Если взять более провокационные романы, например, Энтони Бёрджесса, то его герои шокируют ещё больше. Алекс в «Заводном апельсине» – подросток, совершающий акты насилия как форму протеста против общества. Яркий, выразительный и «бунтарский» образ превращает его в символ анархии. Куда страшнее получился герой романа «Благоволительницы» Джонатана Литтелла. Офицер СС рассказывает о массовых преступлениях буднично и философски. Его рассудительность и тонкий анализ придают его жестокости «объективный» тон, оправдывая поступки внешними факторами. Ведь нельзя судить человека за роль наблюдателя?

У Патриции Хайсмит получился убийца и мошенник, который вызывает сочувствие у читателя. Том Рипли («Талантливый мистер Рипли») – мстит миру, где чувствует себя «чужим». Его поступки пугают читателя, но мотивы – понятны. И это делает персонажа таким близким и таким интересным, глубоким, притягательным.

-2

Так мы подошли к самой главной составляющей антигероя – его внешней «крутости» и харизме. Не стоит забывать и об обаянии отрицательного персонажа. Часто такие герои умны, обаятельны, действуют с холодной уверенностью и выглядят стильно и внушительно. Это делает их особенно привлекательными, особенно в кино, где визуальные образы, музыка и актёрская игра усиливают эффект: так обаяние Джокера, Ганнибала Лектера или Патрика Бэйтмана буквально гипнотизирует зрителя. Эти образы воплощают запретные желания: месть, власть, свободу от морали.

Часто харизма может временно затмевать моральную оценку – зритель восхищается формой, забывая о сути.

-3

Раньше такие герои почти всегда в финале получали наказание: умирали, страдали или оказывались отвергнутыми. Это соответствовало логике нравственного воздаяния. Сегодня же наказание стало необязательным, а его наличие – порой даже выглядит упрощением или навязчивым морализаторством. Искусство перестаёт быть назидательным, предоставляя интерпретацию самому читателю. Ведь в реальной жизни злодеи тоже не всегда получают по заслугам – и литература всё чаще честно это отражает.

Об универсальных мотивах, приключениях и трансформации, характерах и типах персонажей расскажет книга «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла.

Похожие материалы:

-4