Найти в Дзене
Литрес

От Иудушки до Курагина: семь негодяев из русской классики, которых невозможно забыть

Оглавление

Злодеи в книгах бывают разными. Одни пугают жестокостью, другие вызывают отвращение коварством и трусостью, а третьи заставляют стиснуть зубы от негодования. Русская литература богата не только возвышенными героями, но и персонажами, в которых соединены самые тёмные стороны человеческой натуры. Одни открыто проявляют свою порочность, другие прикрываются маской добродетели, но все они заставляют задуматься о природе зла.

Порой именно такие персонажи оказываются самыми сложными и глубокими: они внушают ненависть, но в то же время притягивают своей многослойностью и цельность. Они запоминаются сильнее, чем их благородные антиподы, ведь зло в литературе – это зеркало, в которое мы боимся, но не можем не заглянуть. В нём могут отражаться характеры наших близких и знакомых или наши собственные страхи, слабости и потаённые желания. В этой статье вспомним семь самых узнаваемых негодяев русской литературы.

Иудушка Головлёв. «Господа Головлёвы», М. Е. Салтыков-Щедрин

Если зло и подлость могли иметь человеческое воплощение, они слились бы в лице Порфирия Головлёва. Этот герой – настоящий паразит, превращающий жизнь близких в бесконечную череду страданий. Лицемер, трус, сплетник и кляузник, Иудушка способен погубить любого ради собственной выгоды. Он не кричит и не размахивает кулаками, его оружие – слово, сказанное в нужный момент, намёк, который способен запустить цепочку разрушительных событий.

Он лишён человеческих привязанностей: с одинаковым равнодушием он доводит до гибели мать, братьев и собственных детей. Он исповедует любовь только к деньгам и власти над слабыми. Но самое жуткое в Иудушке – его постоянное самоуничижение, за которым скрывается ещё большая самовлюблённость. Даже умирая в раскаянии, он жалеет только себя – не загубленные им души, а своё вынужденное одиночество.

Фома Опискин. «Село Степанчиково и его обитатели», Ф. М. Достоевский

Фома Опискин подчиняет себе целый дом, не обладая ни силой, ни высоким положением. За него всё делает жалость, которой он искусно манипулирует. Он живёт за счёт чужого терпения и доброты, превращая хозяев в своих слуг, а любые попытки избавиться от него превращает в фарс: он страдает, мучается, стенает и делает всё, чтобы окружающие почувствовали себя виноватыми.

На деле же Опискин не такой уж беспомощный и несчастный. За его кротостью скрывается самодовольство и властолюбие. Он не просто терпит благодеяния, он требует их, причём с видом человека, которому все вокруг чем-то обязаны. Ему не нужно грубое давление – достаточно стона, взгляда, пассивной агрессии, чтобы люди сами исполнили его желания.

Этого героя нельзя назвать злодеем и тираном в привычном смысле. Он не делает ничего откровенно жестокого, но в своей паразитической природе, в умении давить на чужие слабости, он оказывается страшнее многих откровенных злодеев. Опискин – это маленький деспот и манипулятор, который умело держит в страхе и зависимости всех, кто достаточно мягкосердечен, чтобы ему подчиняться.

Михаил Кошевой. «Тихий Дон», М. А. Шолохов

Сначала Мишка Кошевой предстаёт перед читателями как обычный парень, который любит Дуняшу и не желает зла окружающим. Но революция обращает его в безжалостного фанатика.

Он не просто становится сторонником большевиков – он превращается в человека, который готов уничтожить каждого, кто стоит на его пути. В этом процессе он теряет всё человеческое. Он расправляется с Петром Мелеховым, на которого когда-то смотрел с уважением, потом ему под руку попадает и безобидный старик.

Мишка Кошевой – не классический злодей, но его трагедия в том, что он позволил идеологии разрушить свою душу. Он стал одним из тех, кто творит зло не ради выгоды, а потому что верит, что оно необходимо.

Григорий Печорин. «Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов

Печорин – представитель очаровательного плохиша, который способен растрогать сердце романтичной натуры с синдромом спасателя. Однако этот персонаж гадок по-своему, нужно лишь внимательно к нему приглядеться. Он манипулирует чувствами других, играя на их слабостях. Он очаровывает и разрушает, и делает это не ради выгоды, а просто потому, что может.

Женщины для него – временная забава: он похищает Бэлу, но вскоре теряет к ней интерес. Он играет с чувствами княжны Мери, а затем хладнокровно её отвергает. Друзья? Их у Печорина нет, потому что он видит в каждом только источник скуки или раздражения.

Главная червоточина Печорина в том, что он осознаёт свою пустоту, но не хочет меняться. Он причиняет боль не из злости, а из скуки, и, возможно, его жестокость – самая бездушная и страшная.

Сергей Тальберг. «Белая гвардия», М. А. Булгаков

Этот герой – пример того, как трусость и приспособленчество могут сделать человека презренным и бесчестным. Он предаёт без лишних раздумий, уходит, когда становится опасно, и меняет принципы, как перчатки.

В «Белой гвардии» Тальберг оставляет жену в разорённом Киеве, спасая только себя. Он обещает вернуться, но все понимают: таких, как он, война превращает в беглецов. Позже он оказывается в Германии и без колебаний строит новую жизнь с другой женщиной, забыв о прошлом.

Презрение к Тальбергу возникает не из-за его желания выжить, а из-за его бесчестности. Он не испытывает угрызений совести, не мучается выборами – он легко адаптируется под любые обстоятельства и просто плывёт по течению, подставляя других ради собственной выгоды.

Павел Смердяков. «Братья Карамазовы», Ф. М. Достоевский

Если любопытно узнать, что будет с человеком, который с детства впитывал в себя презрение окружающих, нужно лишь взглянуть на мизантропа Смердякова. Он – нелюбимый внебрачный сын Фёдора Карамазова, которого все считают ничтожным. Он растёт в мире, где над ним насмехаются и его унижают. В результате его сердце наполняется презрением не только к себе, но и ко всему миру.

Смердяков – это человек, который всю жизнь живёт в ненависти и зависти. Ему кажется, что он выше всех, но на деле он – раб, который так и не научился управлять своей жизнью. Единственный поступок, который он совершает по собственной воле – расправа над отцом, но даже это преступление оказывается бессмысленным. В конце концов, он не выдерживает давления и сводит счёты с жизнью.

Анатоль Курагин. «Война и мир», Л. Н. Толстой

Он мог бы подружиться с Печориным – оба красивы, оба обожают веселье и оба с лёгкостью разбивают чужие судьбы. Только вот Печорин осознаёт свою пустоту и скуку, а Курагин живёт бездумно, не оглядываясь. Он не строит интриг, не желает никому зла, но и не задумывается о последствиях своих поступков.

Для него нет ни любви, ни привязанности – только мимолётные удовольствия. Он очаровывает женщин, обещая им вечное счастье, но, как только ситуация требует ответственности, исчезает. Наташа Ростова чуть не разрушила свою жизнь ради него, но Курагин не видел в этом трагедии – он просто развлекался.

Этот герой омерзителен именно своей пустотой. Он не борется за власть, не причиняет зла сознательно, но именно его беспечность делает его разрушительным. Курагин – это легкомысленный эгоист, которому всё позволено и которому наплевать на тех, кто остался позади.

-2