Найти в Дзене
Литрес

Непристойная сцена и аморальные герои: что на самом деле изобразил Николай Шильдер на полотне «Искушение»

Оглавление

Павел Михайлович Третьяков назвал картину «Искушение» Шильдера началом своего собрания, на это указывает А. П. Боткина в книге «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве». Полотно заслуживает особого внимания. Впервые показанная в 1857 году, картина «Искушение» Николая Шильдера – это не просто жанровая сцена, а настоящая морально-психологическая притча, представленная в форме бытового реализма. Сюжет кажется простым, но за внешней обыденностью скрывается непристойная сцена и аморальные герои, напряжённая драма и история о безысходности. В этой статье мы расскажем, что на самом деле изобразил Николай Шильдер на полотне.

Скрытые герои и композиционное построение

На первый взгляд перед нами три персонажа. Девушка-белошвейка – её лицо освещено. Она в простом платье, выражение лица испуганное, поза – оборонительная. Её фигура выражает внутреннее сопротивление, страх и душевную борьбу. Она делала свою работу рядом с больной женщиной, скорее всего, своей матерью.

-2

Полностью прописана гостья в тёмном одеянии. Кто это? На картине не просто старуха-сводница – это аллегория зла. Искусительница словно выросла из темноты – в полутьме, с жадным лицом, с браслетом в руке и с жестом, указывающим на тень в дверях. Вон оно, настоящее «искушение», физическое воплощение греха, корысти, разврата, прикрытого заботой.

-3

На картине два аморальных героя. Мужчина в тени – самый зловещий «невидимый» персонаж. Автор лишил его лица, лишил характера. Это уже не человек, а символ похоти, власти, готовый платить за удовольствие. Здесь важно: мужчина не входит в комнату, он остаётся за дверью, словно соблюдая «границу приличия», но по факту именно он – инициатор морального преступления.

Кошка и мотив мышеловки

Ключевой символ картины – кошка. Она сидит, настороженная, как будто в ожидании прыжка. Это не домашняя любимица, а хищник. Её поза – метафора: она готова к охоте, и уже видно, кто здесь мышь. Кошка здесь – аллюзия на искусительницу, на саму ситуацию.

-4

Девушка – как мышь, зажатая в ловушке бедности, страшных обстоятельств. Рука сводницы со сверкающим браслетом – это сыр в мышеловке. Эта визуальная аллегория особенно сильна: обманчивый блеск, крошечная надежда на спасение. Если рассмотреть картину в целом – комната, низкий потолок, деревянный пол, мрак – всё говорит о социальной замкнутости. Это пространство без выхода, как западня.

-5

Финал можно предугадать по позе и выражению лица девушки. Правой рукой она отталкивает старуху, левой – приказывает ей остановиться. Художнику удалось показать борьбу нравственности и чистоты человеческого духа с бездушным искушением.

Новая тема или плагиат

Сюжет встречи невинности и порока широко распространён в мировом искусстве, и картина Шильдера – типичная драма того времени. На это указывает А. Н. Савинов – автор биографии Николая Густавовича Шильдера. Он сравнивает картину с работой Федотова «Мышеловка, или Бедной девушке краса – смертная коса». На ней также изображена девушка, к которой пришла торговка с украшениями и нарядами, усатый господин – за дверью, а в углу стоит мышеловка, к которой стремится мышь.

-6

Тема женской судьбы, которую затронул Павел Федотов, станет одной из основных в искусстве и литературе, а Николай Шильдер использует и переосмыслит сюжет. Его картина будет играть важную роль в истории, ведь именно с «Искушения» начинается коллекция Третьякова.

-7