Найти в Дзене

Левицкий: художник, который видел душу

Оглавление

Здравствуйте, дорогие любители искусства! Сегодня мы предлагаем вам заглянуть в лица XVIII века. Мы откроем мир Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735–1822) — гения русского портрета, чьи работы до сих пор поражают своей глубиной и психологизмом.

Левицкий — настоящий летописец эпохи, тонкий психолог, мастер парадного и камерного портрета. Он оставил нам целые истории о людях, страстях и тайнах екатерининской России.

Дмитрий Григорьевич Левицкий. Автопортрет. Около 1783. Картон, масло. 20,3 × 16,3 см Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Автопортрет. Около 1783. Картон, масло. 20,3 × 16,3 см Челябинский государственный музей изобразительных искусств

17 лет Левицкий руководил портретным классом в Академии художеств, воспитывая новое поколение талантов. Его жизнь была полна взлетов и падений: от членства в масонской ложе «Умирающего сфинкса» до опалы и забвения из-за конфликтов с влиятельным Бецким. А к концу 1800-х годов зрение Дмитрия Григорьевича значительно ухудшилось, из-за чего художник фактически лишился возможности работать.

Давайте вместе исследуем несколько его известных работ.

Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова

Начнем с «Портрета архитектора А. Ф. Кокоринова» (1769) — работы, которая принесла Левицкому звание академика.

Портрет А. Ф. Кокоринова. 1769. Масло, холст. 134 х 102 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет А. Ф. Кокоринова. 1769. Масло, холст. 134 х 102 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Александр Филиппович Кокоринов, один из создателей здания, организаторов и первых преподавателей Академии художеств, предстает перед нами во всем своем великолепии. Традиционная композиция парадного портрета — да, но как она исполнена! Праздничный наряд, тщательно выписанные фактуры тканей — все говорит о статусе и успехе. Но взгляд… Взгляд Кокоринова выдает нечто большее, чем просто уверенность и интеллект. В нем читается и усталость, и мечтательность, и даже, кажется, легкая тень разочарования.

Обратите внимание на жест. Он указывает на чертеж здания Академии — плод его труда, его гордость. Но, зная трагическую историю Кокоринова, невольно задаешься вопросом: что скрывается за этим условным жестом?

Существует версия, что Кокоринов пoкoнчил c coбoй на чердаке своего детища — Академии, из-за конфликта с тем самым Бецким. Документального подтверждения этому нет. Но есть подтвержденный факт: Бецкой запретил студентам идти на похороны преподавателя. Левицкий, будучи тонким психологом, мог почувствовать трагедию, надвигающуюся на Кокоринова, и запечатлеть ее на холсте.

Портрет Прокофия Демидова

А сейчас давайте рассмотрим «Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова» (1773).

Портрет П. А. Демидова. 1773. Масло, холст. 223 х 166 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет П. А. Демидова. 1773. Масло, холст. 223 х 166 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кто он, этот человек в халате и колпаке, опирающийся на лейку? Богач, чудак, меценат, оригинал — Прокофий Демидов был всем этим одновременно. Невероятно богатый наследник горнозаводской империи, он любил эпатировать публику своими выходками.

Вот только малая доля его чудачеств:

  • Заключал пари, где проигравшего секли розгами!
  • Устраивал катание на санях в июле, засыпая Москву солью!
  • Заменял статуи в саду перекрашенными мужиками, чтобы напугать воров!

Кажется, перед нами безумец? Но не спешите с выводами, друзья. Демидов был образованным человеком, поклонником Руссо, ботаником и энтомологом. Он щедро жертвовал деньги на образование, содержал бедных студентов и основал Коммерческое училище и Воспитательный дом в Москве.

И вот он, на портрете Левицкого, стоит на фоне своего детища — Воспитательного дома. Да, он одет не «по протоколу»: халат, колпак, лейка… Но посмотрите в его глаза. В них нет ни светской скуки, ни барского самодовольства. В них — ум, доброта, и, возможно, отблеск покаяния.

Левицкий сумел увидеть в Демидове не только чудака, но и человека сложной души, скрывающего свою доброту за маской эксцентричности. Он показал нам, что за экстравагантными поступками может скрываться глубокий внутренний мир.

Смолянки

А теперь давайте перенесемся из мира важных мужчин в мир юности и грации — в серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.

Смолянки. 1772—76. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург
Смолянки. 1772—76. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург

Между 1772 и 1776 годами Левицкий создает целую галерею образов юных «смолянок», ставшую настоящим прорывом в русском портретном искусстве. В этих работах нет чопорности и скованности, свойственных парадным портретам того времени. Здесь царят юность, веселье и сама жизнь.

Екатерина Нелидова, 164×106 см
Екатерина Нелидова, 164×106 см

Левицкий словно создает целые мини-спектакли. Мы видим девочек танцующими, музицирующими, читающими книги, играющими в пасторали. Каждая поза, каждый жест, каждое выражение лица — все говорит о характере и увлечениях юной модели.

Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская, 164×127 см
Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская, 164×127 см

Обратите внимание на «Портрет Ржевской и Давыдовой». Это один из первых портретов серии, и в нем Левицкий словно только нащупывает свой путь. Модели просто позируют, но даже в этой статике чувствуется их юная энергия.

Феодосия Ржевская (справа) и Настасья Давыдова, 161×103 см
Феодосия Ржевская (справа) и Настасья Давыдова, 161×103 см

А вот портреты Борщовой и Левшиной. Здесь мастер уже вовсю использует театральные приемы. Девочки стоят на условной сцене, на фоне театрального пейзажа. Эта «ненастоящность» придает портрету особое очарование.

Наталья Борщова, 197×135 см
Наталья Борщова, 197×135 см
Александра Левшина, 213×140 см
Александра Левшина, 213×140 см

Левицкий не боится изображать девочек с милыми неправильными чертами лица. Он показывает, что красота — это не только идеальные пропорции, но и живость, непосредственность и характер.

Екатерина Молчанова, 181,5×142,5 см
Екатерина Молчанова, 181,5×142,5 см
Глафира Алымова, 222×166 см
Глафира Алымова, 222×166 см

Серия портретов смолянок — это гимн юности, гимн жизни, гимн свободе от условностей. Левицкий показал нам, что в каждом человеке, даже в самой юной девушке, есть свой уникальный мир, достойный быть запечатленным на холсте.

В заключение

Дмитрий Григорьевич Левицкий — художник, который умел видеть в людях не только внешность, но и душу, как бы банально это не звучало. Его портреты — это настоящие истории, рассказанные красками.

Левицкий создал целую галерею образов, отражающих дух екатерининской эпохи. Он показал нам, что в каждом человеке есть что-то уникальное и интересное, что заслуживает внимания.

Друзья, если у вас будет возможность, обязательно посетите Русский музей или Третьяковскую галерею, чтобы увидеть работы Левицкого своими глазами. Поверьте, это стоит того! Большое спасибо за внимание!