Фарфоровая принцесса: создание идеального образа
В жестоком и прагматичном мире Османской империи, где женщина была либо товаром в гареме, либо политическим активом в династическом браке, должна была существовать хотя бы одна душа, живущая не по законам власти, а по законам сердца. Сценаристы «Великолепного века», прекрасно понимая этот запрос на романтику, создали для зрителя идеальную героиню — Хатидже-султан. В первых сезонах она предстает не как дочь грозного завоевателя Селима I и сестра будущего повелителя мира, а как фарфоровая статуэтка, случайно попавшая на полку с боевыми топорами. Она нежна, меланхолична, она вздыхает, глядя на луну, играет на скрипке и мечтает о большой и чистой любви. Она — полная противоположность своей властной матери, Валиде-султан, и уж тем более — своей будущей невестке, хищной и амбициозной Хюррем.
Ее образ был тщательно сконструирован, чтобы вызывать у зрителя сочувствие и умиление. Вот она, юная вдова. Ее первый брак с престарелым Искандером-пашой был не союзом двух сердец, а государственной сделкой, формальностью, которую она покорно исполнила. Овдовев, она возвращается под крыло матери и брата, который только что взошел на престол. Она переезжает в столицу, в роскошный дворец, но и здесь она чужая. Ее мир — это мир грез, поэзии, музыки. Она — тонко чувствующая натура, запертая в золотой клетке, где все вокруг говорят на языке интриг и власти, которого она не понимает и не хочет понимать.
Этот образ был необходим как точка отсчета, как то «до», на фоне которого ее последующая трансформация будет выглядеть особенно драматично. Сценаристы намеренно сделали ее максимально далекой от политики, максимально «женственной» в патриархальном понимании этого слова. Она — идеальная принцесса из европейской сказки, перенесенная в декорации османского двора. Ее главная функция на этом этапе — любить и страдать. И объект для этой любви был подобран с ювелирной точностью. Не какой-нибудь знатный, но скучный паша, а самый близкий, самый неоднозначный и самый харизматичный человек в окружении ее брата — раб, ставший господином, грек Ибрагим.
Именно в контрасте с ним ее образ раскрывался в полной мере. Он — выходец из низов, познавший грязь и унижение, пробившийся наверх благодаря своему уму и таланту. Она — принцесса по крови, не знавшая ничего, кроме роскоши и дворцового этикета. Он — циник и прагматик. Она — наивная мечтательница. Их союз был мезальянсом, нарушением всех мыслимых и немыслимых правил. И именно поэтому он был так притягателен. Сценаристы подарили зрителю красивую историю о том, как любовь преодолевает все преграды, как принцесса и пастух (пусть и в должности Великого визиря) находят друг в друге то, чего им не хватало в их мирах. Хатидже в начале сериала — это не исторический персонаж, а архетип, функция, необходимая для запуска главной романтической линии, которая на долгие годы станет одной из несущих конструкций всего сюжета.
Запретная любовь и золотая клетка
История любви Хатидже и Ибрагима в сериале — это эталонный образец романтической драмы, построенной по всем законам жанра. Она — принцесса в башне, он — прекрасный рыцарь, который приходит к ней под покровом ночи. Их чувства — тайна, преступление, вызов всему миру. Каждый взгляд, каждое прикосновение, каждая записка, переданная через верную служанку, — все это было пропитано сладким ядом запрета. Сценаристы мастерски нагнетали напряжение. С одной стороны — всепоглощающая страсть двух молодых людей. С другой — непробиваемая стена дворцового протокола и воля султана. Сулейман, при всей своей любви к сестре и дружбе с Ибрагимом, долгое время не мог пойти против вековых устоев. Отдать сестру, принцессу крови, замуж за своего вчерашнего раба — это был шаг, на который нужно было решиться.
Ибрагим, разрывающийся между любовью к Хатидже и преданностью своему повелителю, страдает. Хатидже, которую пытаются выдать замуж за другого, более подходящего по статусу пашу, страдает еще больше. Зритель, разумеется, тоже страдает вместе с ними, проклиная жестокие османские нравы. Эта линия была выстроена безупречно. Она давала зрителю возможность отдохнуть от бесконечных гаремных интриг и политических заговоров и погрузиться в мир чистых, высоких чувств. Свадьба Хатидже и Ибрагима, на которую Сулейман в итоге все-таки дал свое согласие, была подана как триумф любви над предрассудками. Пышные торжества, роскошный дворец в качестве подарка, счастливые лица новобрачных — казалось, сказка стала былью.
Но, как это всегда бывает в хороших драмах, счастье было недолгим. Рождение первого ребенка, сына Мехмеда, и его трагическая гибель в младенчестве (по вине самой Хатидже, которая заснула во время кормления) стали первой трещиной в их идеальном мире. Эта трагедия обнажила хрупкость их союза и уязвимость самой Хатидже. Она, привыкшая жить в мире грез, столкнулась с жестокой реальностью, и ее психика не выдержала. Начались первые приступы депрессии, истерики, необоснованные подозрения. Их райский сад начал зарастать сорняками.
Рождение близнецов, Османа и Хуриджихан, на время вернуло в семью гармонию. Но это было лишь затишье перед бурей. Главной проблемой их брака, как нам показывают в сериале, стала не разница в происхождении, а сама природа власти. Ибрагим, став Великим визирем, вторым человеком в империи, опьянел от собственного могущества. Он начал считать себя равным султану, что не могло не раздражать Сулеймана. А Хатидже, вместо того чтобы быть для мужа тихой гаванью, сама стала источником постоянного напряжения. Она требовала от него внимания, ревновала его к государственным делам, устраивала сцены. Их любовь, начинавшаяся как нежный ручеек, превратилась в бурный, разрушительный поток, который в итоге и погубил их обоих.
От любви до ненависти: метаморфозы Хатидже
Самая страшная трансформация в «Великолепном веке» произошла не с Хюррем, которая из рабыни стала госпожой, а с Хатидже. Ее путь — это путь от света к тьме, от ангела к демону. Катализатором этого превращения стала измена Ибрагима. Связь Великого визиря с Нигяр-калфой, простой служанкой, была для Хатидже не просто предательством. Это было крушение ее мира. Она, принцесса крови, была унижена, растоптана. Ее идеальный муж, ее божество, оказался обычным мужчиной со своими слабостями. И это унижение она простить не смогла. Она простила его на словах, сохранила семью ради детей и статуса, но внутри нее что-то сломалось навсегда. Фарфоровая кукла разбилась, и из ее осколков родилось чудовище.
Казнь Ибрагима в 1536 году стала точкой невозврата. Вся та любовь, которая когда-то наполняла ее сердце, превратилась в черную, всепоглощающую ненависть. И объектом этой ненависти стала Хюррем. В сознании Хатидже именно она была виновницей всех ее бед. Это Хюррем отравила душу ее брата, это она нашептала ему о предательстве Ибрагима, это она разрушила ее счастье. Хатидже объявляет Хюррем войну, и эта война становится единственным смыслом ее оставшейся жизни. Она больше не думает ни о детях, ни о собственном будущем. Она одержима местью.
Сценаристы показывают нам все стадии ее морального разложения. Она пытается отравить Хюррем, насылает на нее ведьм, плетет интриги. Сулейман, видя, что сестра сходит с ума, пытается вернуть ее к жизни, выдав замуж в третий раз, за Хюсрева-пашу. Но это лишь усугубляет ее безумие. Она презирает нового мужа, отказывается делить с ним ложе и продолжает жить в своем мире, где есть только одна цель — уничтожить Роксолану. Кульминацией ее мести становится похищение Хюррем. Это ее последний, отчаянный ход. Она лишает брата самого дорогого, что у него есть, обрекая его на годы страданий.
Финал ее жизни в сериале закономерен и трагичен. Признав свое преступление перед Сулейманом, она выпивает яд прямо у него на глазах. Это ее последняя победа, ее последний укор. Она уходит непобежденной, забрав с собой тайну местонахождения Хюррем и оставив брата наедине с его горем и чувством вины. Своих детей она завещает другой сестре, Бейхан, которая тоже потеряла мужа по вине Сулеймана. Этот жест символичен: клан обиженных сестер против брата-тирана. Так завершается путь сериальной Хатидже: от наивной мечтательницы до мстительной фурии, пожертвовавшей всем, включая собственную жизнь и счастье своих детей, ради того, чтобы отомстить. Образ получился ярким, сильным, но, как мы увидим дальше, не имеющим почти ничего общего с реальностью.
Призраки прошлого: исторические споры о браке и детях
А теперь давайте отложим пульт от телевизора и заглянем в архивы. И здесь нас ждет главный сюрприз. Вся красивая и трагическая история любви Хатидже и Ибрагима, на которой держится половина сюжета «Великолепного века», скорее всего, является историческим фейком. Мифом, рожденным гораздо позже описываемых событий. Современные турецкие и западные историки, такие как Эбру Туран или Лесли Пирс, все больше склоняются к мнению, что Ибрагим-паша никогда не был женат на сестре султана. Титул «Дамат», то есть «зять династии», который традиционно к нему применяют, в документах XVI века рядом с его именем не встречается.
Откуда же тогда взялась эта легенда? Впервые о браке Ибрагима с сестрой Сулеймана упоминают гораздо более поздние источники, например, молдавский господарь Дмитрий Кантемир, живший на рубеже XVII-XVIII веков. До этого османские хронисты писали лишь о том, что женой Великого визиря была некая знатная дама, но не принцесса крови. Биограф Ибрагима Эстер Дженкинс прямо утверждает, что нет никаких достоверных доказательств его брака с Хатидже. Это была красивая легенда, которая со временем обросла подробностями и стала восприниматься как исторический факт. Легенда, которая очень пригодилась сценаристам.
Если Ибрагим не был ее мужем, то кто же тогда был? Источники называют другое имя — Хюсрев-паша. Именно он, а не Ибрагим, скорее всего, и был вторым мужем Хатидже-султан. Их свадьба состоялась в том же 1524 году. Хюсрев-паша был знатным вельможей, занимал важные посты, но, конечно, не обладал тем влиянием и харизмой, как Ибрагим. Его фигура была гораздо менее драматичной, а потому и менее интересной для сериала.
С детьми Хатидже тоже все не так просто. В сериале у нее от Ибрагима трое детей: сын Мехмед, умерший в младенчестве, и близнецы Осман и Хуриджихан. В реальности у нее действительно были дети, но, скорее всего, не от Ибрагима, а от ее реального мужа. И это были не сын и дочь, а две девочки: Ханым-султан (родилась около 1525 года) и Фюлане-султан (родилась около 1528 года). Судьба младшей, Фюлане, была трагичной — она умерла в раннем детстве. А вот старшая, Ханым-султан, прожила долгую и вполне благополучную жизнь, о чем мы уже говорили в статье про Хуриджихан. Таким образом, вся сюжетная линия, построенная на детях Хатидже и Ибрагима, на их сиротстве и желании отомстить за отца, рассыпается в прах. Это красивая, но выдумка.
Тихая жизнь в тени трона: реальная судьба сестры султана
Так кем же была настоящая Хатидже-султан? Если отбросить все сериальные страсти, перед нами предстает образ, типичный для османской принцессы того времени. Она родилась в 1496 году, была дочерью султана Селима I и Хафсы-султан, и ее жизнь с самого рождения была подчинена интересам династии. Она не была ни экзальтированной мечтательницей, ни мстительной фурией. Она была просто женщиной своего времени, чей главный долг — удачно выйти замуж и рожать детей, укрепляя тем самым положение своей семьи.
Ее первый брак с пожилым Искандером-пашой в 1518 году был стандартной практикой. Вскоре она овдовела и вернулась к матери. После восшествия Сулеймана на престол она переехала в Стамбул. Ее второй брак, заключенный в 1524 году, был, как мы уже выяснили, скорее всего, не с Ибрагимом, а с Хюсревом-пашой. Это был прочный династический союз, в котором она родила двух дочерей. Нет никаких сведений о том, что ее жизнь была наполнена какими-то особыми драмами, изменами или приступами безумия. Она жила тихой и респектабельной жизнью знатной матроны, занималась благотворительностью и воспитанием дочери.
Самое поразительное — это ее отношения с Хюррем. В сериале они — смертельные враги. В реальности, скорее всего, между ними были вполне нормальные, если не дружеские, отношения. Хюррем, став законной женой султана, была заинтересована в том, чтобы наладить контакты с сестрами мужа, чтобы укрепить свое положение. А Хатидже, как и другие принцессы, понимала, что ссориться с всесильной фавориткой брата — себе дороже. Как мы знаем, ее дочь Ханым-султан была очень близка и с Хюррем, и с Михримах, что было бы невозможно, если бы между их матерями была война.
Смерть реальной Хатидже тоже не имела ничего общего с театральным самоубийством. Она умерла около 1538 года (точная дата неизвестна), скорее всего, во время одной из эпидемий чумы или оспы, которые регулярно выкашивали Стамбул. Ей было чуть больше сорока лет. Она не сводила счеты с жизнью, не мстила брату и не проклинала Хюррем. Она просто умерла, как умирали тысячи других людей в ту эпоху. Похоронили ее с подобающими почестями, рядом с ее матерью, Хафсой-султан, в мавзолее мечети Селима Явуза.
Судьба реальной Хатидже — это судьба женщины, которая всю жизнь находилась в тени. В тени своего великого отца, в тени своего всемогущего брата, в тени своей амбициозной невестки. Летописцев мало интересовала ее жизнь, ведь она и ее дети не играли ключевой роли в борьбе за престол. Она была лишь одной из многих принцесс, чья главная задача — быть фоном для великих мужчин. И в этом, пожалуй, и заключается ее главная трагедия. Не в вымышленных любовных страстях, а в реальной, тихой и почти незаметной жизни, в которой, скорее всего, так и не нашлось места для той большой и всепоглощающей любви, о которой она, возможно, как и любая женщина, втайне мечтала.