Найти в Дзене

Живопись совершенного ритма: САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. Часть третья: Стиль и техника. Творец мифов и аллегорий

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Боттичелли приобрёл известность своими полотнами, повествующими о мифах, но и его исторические и библейские произведения не уступают в мастерстве и великолепии. Творчество художника отражает два ключевых периода культурной и политической жизни Флоренции: эпоху Медичи и короткое правление Савонаролы. Данный факт не мог не оказать влияния на стиль художника, который оказался в своеобразном тисках. Его картины, написанные по заказу Медичи, исполнены в светской манере, выражающей оптимистичный гуманизм Возрождения, в то время как поздние работы можно отнести скорее к возврату в Средневековье. Савонарола, отвергая гуманистическую живопись, придерживался мнения, что художники должны работать исключительно во славу Божью (то есть, иллюстрировать и разъяснять библейские книги – с ортодоксальной точки зрения).

Три искушения Христа, 1481-1482
Три искушения Христа, 1481-1482

Возрождение прорастает из античной культуры, уходя в её глубинные корни. Зарождение этого периода стало возможным благодаря повторному открытию, переводу и последующим комментариям древних текстов. Античная мифология, унаследованная от греков и римлян, теперь перестала восприниматься исключительно как собрание занимательных сказаний. Ей отводилось место для серьёзного изучения и, что не менее важно, для глубокой интерпретации. По крайней мере, именно такой подход был свойственен мыслителям, вращавшимся в окружении семьи Медичи. Ярким примером является Марсилио Фичино, учёный при дворе Медичи, который переводил труды Платона и прочих античных авторов, а также разрабатывал свои философские идеи в русле неоплатонизма.

Венера и Марс, 1485
Венера и Марс, 1485

Благодаря влиянию Медичи, Боттичелли проникся античностью. Данное обстоятельство моментально отразилось на его творчестве. До Боттичелли мифологические сюжеты практически не встречались в живописи, служа чаще всего для украшения. У Боттичелли же они приобрели монументальность, сравнимую с его алтарными образами. Многие эксперты отмечали внутреннее сходство между его Венерами и Мадоннами, различия заключались лишь в деталях облачения.

Паллада и Кентавр, 1482-1483
Паллада и Кентавр, 1482-1483

Естественно, свои мифологические полотна Боттичелли писал по заказу, адаптируясь к вкусам тогдашней культурной верхушки. В отличие от религиозных картин, предназначавшихся для церковных нужд, эти работы отличались многослойной смысловой нагрузкой. Данный факт и породил многочисленные, порой противоречивые, интерпретации, предлагаемые современными исследователями искусства. В каждом конкретном случае выбранный Боттичелли стиль диктовался общим декоративным направлением того или иного частного дома, для которого предназначалось конкретное произведение.

Фрагмент картины «Весна»
Фрагмент картины «Весна»

Одна из описей имущества, составленных для Лоренцо Медичи, сообщает, что «Весна» Боттичелли изначально предназначалась для размещения над инкрустированным летуччо (сундуком со спинкой). Ширина полотна совпадала с шириной ларя – есть все основания полагать, что оба предмета были заказаны одновременно, как единый ансамбль. Необходимость расположить «Весну» выше уровня глаз побудила художника изобразить фигуры на фоне ландшафта с небольшим наклоном, немного вытянув их вверх. Похожим образом необычный горизонтальный формат «Венеры и Марса» вполне мог быть обусловлен тем, что картина предназначалась для размещения над каким-либо протяженным предметом мебели, например, кроватью.

Фрагменты картины «Рождение Венеры»
Фрагменты картины «Рождение Венеры»

При всем своем увлечении мифологическими сюжетами, Боттичелли, по сути, оставался безразличен к иным новаторским тенденциям своего времени. В первую очередь это касается техники исполнения. Пока многие современники стремились к максимально реалистичному изображению окружающего мира, великий флорентиец, казалось, совершенно не разделял этого интереса.

Мадонна перед спящим младенцем, 1490
Мадонна перед спящим младенцем, 1490

Те же математические правила линейной перспективы, исследованные Альберти и Брунеллески в начале XV века, воспринимались во времена Боттичелли как необходимые каждому художнику. Однако большая часть полотен Боттичелли выполнена в плоскостном, двухмерном стиле. Вглядевшись пристальнее в его "Рождение Венеры", "Поклонение волхвов" или "Мистическое Рождество", можно заметить, что фигуры на этих картинах расположены фронтально, без учета перспективы, создавая ощущение, будто земля уходит из-под их ног.

Мадонна с младенцем на троне, 1484
Мадонна с младенцем на троне, 1484

Композиция картин Боттичелли зачастую являет собой фриз с фигурами, выстроенными на переднем плане, без углубления в пространство холста.Все это касается и фигур Боттичелли. В то время как большинство современных ему живописцев, стараясь придать как можно больше правдоподобия своим персонажам, интенсивно изучали законы светотени, Боттичелли, как кажется, ими увлечен не был. Его герои и героини написаны в манере, характерной для готического стиля раннего Средневековья. Они выглядят удлиненными, тонкими и изящными, но при этом лишены индивидуальных черт.

Святая Троица, 1491-1493
Святая Троица, 1491-1493

Персонажи "Весны" или "Рождения Венеры" словно существуют отдельно от пейзажа; герои "Поклонения волхвов" или "Мистического Рождества" – в отрыве от архитектурных сооружений. И пейзаж, и архитектура на картинах Боттичелли выступают в роли заднего плана, не внося вклад в создание общей атмосферы. Четко обозначенной остается линия горизонта в картинах "Рождение Венеры" и "Паллада и Кентавр", которую многие другие мастера "растворили" бы в легкой дымке. Нужно отметить, что Боттичелли владел искусством изображения удаляющегося пейзажа, но чаще всего, избегая трудностей с перспективой, художник предпочитал скрывать его за рядом деревьев (как, например, в той же "Весне").

Фрагмент картины «Рождение Венеры»
Фрагмент картины «Рождение Венеры»

Изысканный почерк Боттичелли навевает ассоциации с наследием выдающихся флорентийских ювелиров и мастеров миниатюры. С ними живописца сближает доведенное до совершенства владение линией, столь утонченной и хрупкой, что она позволяет передать фактуру невесомого материала, преобразить привычное свечение в филигранную золотую паутину или воссоздать на холсте страницу книги таким образом, чтобы прочитывалась каждая буква.

Фрагмент картины «Весна»
Фрагмент картины «Весна»

Еще в годы жизни Боттичелли его линейный стиль воспринимался как безнадежно устаревший. Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» отзывается о Боттичелли как о художнике второго плана. Это суждение превалировало до второй половины XIX столетия, когда художники-прерафаэлиты, выражавшие протест против "автоматизированного" реализма, признали Боттичелли одним из величайших творцов в истории изобразительного искусства.

Портрет молодой женщины, 1476-1480
Портрет молодой женщины, 1476-1480

Образы Мадонны

Из мастерской Боттичелли наиболее часто выходили произведения, изображающие Мадонну с младенцем. Такая тематика была популярна, так как подходила для оформления разных пространств: храмов, дворов, загородных домов, купеческих особняков, мастерских ремесленников, государственных учреждений и общественных зданий. Из-за большого количества заказов на подобные работы, Боттичелли, как правило, привлекал помощников для их исполнения. При этом он сам обычно создавал лишь общую схему композиции. Свои усилия художник сохранял для "тондо", требовавших от мастера высочайшего уровня владения техникой. Тондо, представлявшие собой круглые картины или рельефы, были тогда в моде. Основной сложностью при работе над тондо являлась задача гармоничного размещения фигур внутри выбранной композиции. Прекрасным примером такого решения служит картина "Поклонение волхвов". Данный сюжет получил название по первым строкам библейского текста, известного как Песнь Богородицы.

Мадонна Магнификат, 1481-1485
Мадонна Магнификат, 1481-1485

Рисунки

Слава о Боттичелли, как о выдающемся рисовальщике, гремела по всей округе. Вазари в своих трудах отмечал, что его "рисунок был превосходен", и художники, ушедшие после его кончины, охотно искали оставленные им рисунки. Вазари также признавался, что и у него самого сохранилось несколько рисунков Боттичелли, исполненных с поразительным мастерством и легкостью. Многие из рисунков мастера были подготовительными этапами к его живописным работам, хотя подобная практика не являлась жестким правилом. К сожалению, до сегодняшнего дня дошло немного рисунков Боттичелли. Среди них особенно выделяются набросок "Три ангела", датированный примерно 1475 годом, а также иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, над которыми художник трудился, с некоторыми перерывами, на протяжении нескольких лет.

Три ангела, 1475
Три ангела, 1475

Эскизы, предшествующие завершенным картинам, у Боттичелли встречаются редко, но рисунок "Аллегория Изобилия" (1480) служит ярким примером такой работы.

Аллегория Изобилия, 1480
Аллегория Изобилия, 1480

Мифологические и библейские сюжеты

В современности широкую известность снискали полотна Боттичелли, посвященные сюжетам из античной мифологии. Вместе с тем, в период жизни мастера слава его касалась и религиозных произведений – вспомнить хотя бы «Обнаружение тела Олоферна», датируемого приблизительно 1469-1470 годами.

Обнаружение тела Олоферна, 1469-1470
Обнаружение тела Олоферна, 1469-1470

Вдохновение для мифологических образов Боттичелли извлекал из вновь открытых в эпоху Ренессанса трудов древних писателей. Но художник не просто визуализировал эти тексты – он подвергал их философскому осмыслению. К примеру, его картина «Паллада и Кентавр» может быть интерпретирована как аллегория двойственности, свойственной человеческой природе. Подобно кентавру, человек находится во власти и разума, и животных инстинктов. Осознавая это, кентавр с грустью смотрит на безупречную в своем совершенстве богиню мудрости. Заслуживает внимания деталь: доспехи богини-воительницы Афины Паллады украшены геральдическим символом рода Медичи.

Фрагмент картины «Паллада и Кентавр»
Фрагмент картины «Паллада и Кентавр»

Портреты

Во времена, когда жил Боттичелли, станковый портрет представлял собой новаторское направление в живописи. Более привычным для художников было придерживаться традиций, и изображать портретируемого в облике того или иного святого. Так, существует мнение, что картина «Святой Фома Аквинский», написанная в 1481-1482 годах, изображает папу Сикста IV.

Святой Фома Аквинский, 1481-1482
Святой Фома Аквинский, 1481-1482

Многие портреты, вышедшие из-под кисти Боттичелли, увековечили членов семьи Медичи и людей, принадлежавших к их ближайшему кругу. Сохранились, например, четыре копии «Портрета Джулиано де Медичи».

Портрет Джулиано Медичи, 1478-1482
Портрет Джулиано Медичи, 1478-1482

Джулиано стал жертвой покушения, организованного членами семьи Пацци, и его портреты, весьма вероятно, были заказаны друзьями, глубоко потрясенными произошедшей трагедией. На полотне присутствуют символы смерти, характерные для того периода времени: птица, восседающая на сухой ветке, и незапертая дверь.

Портретные изображения нередко акцентировали внимание на общественном статусе персонажей. Примером подобного подхода служит «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи», созданный в 1474-1475 годах. Примечателен тот факт, что часть доски, на которой написан портрет, была выдолблена таким образом, чтобы в нее можно было поместить лепную копию медали.

Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего, 1474-1475
Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего, 1474-1475

Литературное эхо

Живопись Ренессанса совершила настоящую революцию в выборе тем, разрушив прежние рамки - во многом из-за растущего интереса художников к современной итальянской литературе. В последние годы своей жизни Боттичелли, работая по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, уделил немало времени иллюстрациям к «Божественной комедии» Данте. Однако, это был не единственный пример обращения к литературе в его творческой карьере. До этого Боттичелли создал картины на четырех деревянных панелях, вдохновленные «Декамероном» Боккаччо. Одной из них стала «История Настаджио дельи Онести», 1483.

История Настаджо дельи Онести I, 1483
История Настаджо дельи Онести I, 1483

Фрески

Боттичелли часто обращался к технике фрески. Фрески создавались непосредственно на стенах публичных сооружений, чаще всего - в храмах. Обычно настенная роспись представляла собой связанные единой сюжетной линией сцены, служащие иллюстрацией, скажем, к житию того или иного святого. Заказ на фреску считался делом престижным (и, между прочим, очень прибыльным). Наиболее известными фресками Боттичелли являются росписи, украсившие стены Сикстинской капеллы. Боттичелли принадлежит авторство трех из восьми фресок, что размещены в капелле – в том числе «Юность Моисея», датированная 1481 годом.

Юность Моисея, 1481
Юность Моисея, 1481

К сожалению, подобные заказы неизбежно сковывали свободу творчества художника – результатом подобного диктата стала перегруженность этих работ множеством фигур и сцен насилия, что совершенно не типично для стиля Боттичелли.

Алтарные образы

При создании алтарных картин, Боттичелли, славившийся искусством изображения изящных женских фигур, неизменно обращался к образу Девы Марии. До нас дошли различные варианты его "Поклонения волхвов", и на двух алтарных образах Мадонна предстает сидящей на троне. Алтарная картина для церкви святого Варнавы, датируемая приблизительно 1487 годом, носит название "Мадонна с Младенцем в окружении четырех ангелов и шести святых". Несмотря на отсутствие этого сюжета в Библии, подобные изображения Мадонны получили широкое распространение.

Мадонна на троне с четырьмя ангелами и шестью святыми, 1488
Мадонна на троне с четырьмя ангелами и шестью святыми, 1488

Это объясняется тем, что они позволяли художнику представить святых, являвшихся покровителями заказчика. В конкретном случае, алтарный образ был заказан Джованни де Барди – именно поэтому рядом с Мадонной на полотне можно увидеть Иоанна Крестителя и евангелиста Иоанна.

Пишите в комментариях, а что в стиле и технике Боттичелли нравится больше всего Вам?

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: