Найти в Дзене

Рождение Венеры, Сандро Боттичелли: Поэтическая красота

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о шедевре Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1484).

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1484, 172,5 х 278,5 см, Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1484, 172,5 х 278,5 см, Галерея Уффици, Флоренция

Прекраснейшая Венера, богиня красоты, восстает из пены морской, являя собой символ неземной гармонии. Её, гонимую ласкающим дуновением воздушных духов к манящему берегу, встречает Ора, воплощение Весны. Она готова укрыть Венеру нарядом, украшенным чудным узором из дивных цветов.

Это произведение стало поистине революционным. Впервые в истории живописи зритель увидел мифологических персонажей в натуральный рост, во всей их величественной красе. Полотно ярко демонстрирует глубокое знание Боттичелли философии неоплатонизма, рассматривавшей античную мифологию как предвестник христианских учений. Написанная темперой на холсте, картина была предназначена для убранства загородной виллы Медичи и навсегда останется эталоном изысканной, поэтичной живописи.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Образы Венеры

В живописи Венера предстает многоликой, отражая противоположные стороны: она может воплощать как непорочность, так и чувственность. Начиная с Ренессанса, Венера становится фавориткой среди мифологических персонажей. Статус богини любви давал формальное право изображать ее нагишом, чем нередко пользовались заказчики, чтобы получить изображение обнаженной натуры под предлогом этой богини.

Франсуа Буше, Триумф Венеры, 1740
Франсуа Буше, Триумф Венеры, 1740

В понимании флорентийских неоплатоников XV столетия, существовало две Венеры: одна символизировала духовную любовь, другая — плотскую. Эта идея, восходящая к древнегреческому философу Платону, разделяла Венеру на Небесную и Земную: Небесная Венера, как правило, представала обнаженной, в то время как Земная Венера изображалась облаченной и украшенной драгоценностями.

Корреджо, Венера с Меркурием и Купидоном, 1527
Корреджо, Венера с Меркурием и Купидоном, 1527

Художники и поэты часто черпали вдохновение в классических мифах о Венере и ее возлюбленных. Особенно популярны были мифы о: Венере и Адонисе, Венере и Марсе.

Довольно часто художники также обращались к сюжетам "Триумф Венеры" и "Туалет Венеры".

Лукас Кранах Старший, Венера и Амур
Лукас Кранах Старший, Венера и Амур

Боттичелли безошибочно определяли по характерному отображению волос его героев. Стиль, в котором они были исполнены, напоминает сложные, текучие линии готической живописи. Эта манера предвосхищает эстетику прерафаэлитов, испытывавших к Боттичелли глубокое восхищение.

Сандро Боттичелли, Портрет молодой женщины, 1480-1485
Сандро Боттичелли, Портрет молодой женщины, 1480-1485

Виртуозное владение техникой позволяло ему выписывать отдельные пряди, а игра света и тени создавала эффект укладки: локоны то нежно обрамляли лица, то развевались, подхваченные ветром. Мужские образы на его портретах, как правило, были брюнетами. Однако, при создании идеализированных женских портретов, художник практически всегда наделял своих героинь длинными золотистыми или светло-каштановыми волосами. Порой он применял тонкие золотые линии, отсылающие к его ученичеству в ювелирной мастерской.

Сандро Боттичелли, Клевета, 1495
Сандро Боттичелли, Клевета, 1495

Детали

Лик красоты

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Венера предстаёт перед зрителем, созданная кистью мастера, характерной для него деликатной техникой. Голова героини чуть приподнята, а взгляд устремлён в мечтах — подобно тому, как это можно встретить на полотнах Боттичелли, изображающих Мадонн.

Рождение розы

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Ветер играет с розами. Легенда гласит, что розовый цветок появился на Земле в один миг с Венерой, превратившись в ее символ и возлюбленного, олицетворяя любовь.

Волны

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Раковину Венеры обволакивает белоснежная пена (легенда гласит, что богиня появилась на свет, выйдя из пены морской). Формы волн, что обрамляют ее, сведены к лаконичным V-образным структурам, чьи размеры неуклонно уменьшаются, уходя в перспективу.

Раковина богини

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Название картины вступает в противоречие с тем, что на ней представлено. Сам момент появления богини на свет остается за пределами взгляда зрителя, да и воссоздать его на холсте было бы проблематично - согласно распространённой трактовке, Венера появилась из пены, образовавшейся в море от крови оскопленного Кроносом Урана. Боттичелли вдохновлялся поэмой Анджело Полициано, в которой рассказывалось о том, как Венера прибыла к берегу, стоя на огромной раковине, плывущей по морю.

Золотые блики

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Стволы апельсиновых деревьев, чьи ветви склоняются к морю, демонстрируют мастерство Боттичелли в работе с золотыми переливами. Эти блики выполняют двойную функцию: придают картине декоративный лоск и акцентируют божественное происхождение Венеры. Цветы апельсина окутаны золотистой аурой, а стилизованные золотые лучи на стволах деревьев созданы посредством аккуратных, диагональных мазков.

Весенние цветы

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Фигура Оры укрыта цветами, как живыми, так и вышитыми на ткани. Её белая накидка украшена васильками, а талия опоясана поясом из розовых цветов (прямо как у Флоры на картине «Весна»). На шее Оры красуется ожерелье из вечнозелёного мирта — дерева, посвящённого Венере и считающегося символом бесконечной любви.

Венера-скромница

-15

Одна рука богини приподнята к груди (хотя и не скрывает ее), а вторая прикрывает низ живота. Эта поза скопирована художником с классической античной статуи Венеры.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: