Добрый день, уважаемые читатели!
Сандро Боттичелли, выдающийся художник своего времени, обрел истинное признание лишь в конце девятнадцатого столетия. С тех пор он прочно занимает место одного из величайших мастеров Возрождения.
Алессандро ди Мариано Филипепи, больше известный как Сандро Боттичелли, появился на свет во Флоренции в 1445 году. Его отец, Мариано Филипепи, занимался кожевничеством. Прозвище «Боттичелли» («бочонок»), предположительно, досталось будущему мастеру от старшего брата Джованни, который часто играл с маленьким Сандро, оказывая помощь отцу.
Первое документальное упоминание о Боттичелли относится к налоговой записи отца, сделанной в 1458 году, где указано, что "младший сын учится грамоте и страдает от слабого здоровья". Примерно в этот период Боттичелли начинает работу в ювелирной мастерской брата Антонио в качестве подмастерья. Впрочем, его увлечение ювелирным делом было непродолжительным. Уже в начале 1460-х годов он стал подмастерьем у Фра Филиппо Липпи (1406-1469), весьма известного художника тех лет.
Филиппо, являясь монахом-кармелитом, прославился не только своим искусством, но и скандальной связью с Лукрецией Бути, молодой послушницей. Он похитил ее из женского монастыря во время религиозного торжества. Впоследствии она родила ему сына, Филиппино, также ставшего знаменитым живописцем. Сведений о периоде ученичества Боттичелли в мастерской Липпи практически нет. Есть основания полагать, что между учителем и учеником сложились добрые отношения, ведь Филиппино Липпи позже стал учеником Боттичелли.
Сандро оставался с Липпи до 1467 года, после чего открыл свою мастерскую. В 1470 году Боттичелли получил свой первый крупный заказ. Он приступил к созданию аллегории, олицетворяющей Силу, для цикла, посвященного восхвалению христианских моральных принципов. Данное изображение предназначалось для украшения зала судебных заседаний Торговой гильдии. Другие аллегорические образы были заказаны Антонио дель Поллайоло. Спустя два года Боттичелли стал членом Гильдии Святого Луки, объединяющей художников.
К концу следующего года Боттичелли уже имел прочную репутацию успешного художника. Он выполнил образ святого Себастьяна для церкви Санта-Мария Маджоре, а затем получил приглашение в Пизу, где в капелле Коронования Богоматери создал ныне исчезнувшую, фреску. Это приглашение свидетельствует о том, что в начале 1470-х годов слава художника распространилась за пределы его родного города.
Примерно 1475 годом датируется один из ранних шедевров Боттичелли, заказанный банкиром Джованни Лами - картина "Поклонение волхвов".
Богатый заказчик, судя по всему, был близок к семье Медичи, в руках которой находилась вся власть во Флоренции. Вероятно, именно Лами познакомил Боттичелли с двором Медичи. Предполагается, что некоторые фигуры на "Поклонении волхвов" изображают представителей этой влиятельной семьи.
Дальнейшее сотрудничество со знаменитой семьей ознаменовалось для Боттичелли участием в драматических событиях, которыми богата история Флоренции. 26 апреля 1478 года во время мессы в городском соборе представитель семейства Пацци убил Джулиано Медичи, а его брат Лоренцо чудом избежал смерти. Заговорщики Пацци были арестованы и казнены. В качестве назидания для потенциальных последователей, Боттичелли поручили написать портреты повешенных на стенах дворца. Это был необычный заказ, но он значительно укрепил известность художника.
Медичи видели в нём близкого к семье человека. Он выделялся благосклонностью Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи (двоюродного брата Лоренцо Великолепного), который, получив в 1476 году наследство, загорелся идеей возведения роскошной виллы в Кастелло. В течение нескольких лет Боттичелли исполнял заказы на картины, предназначенные для украшения этой виллы. Именно в это время художник создал два своих самых узнаваемых шедевра - подразумеваются "Весна" (около 1478 года) и "Рождение Венеры" (около 1485 года).
В 1481 году по приглашению папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим. Папа предложил ему участие в росписи только что отстроенной Сикстинской капеллы. Этот заказ Боттичелли выполнял, работая плечом к плечу с другими знаменитыми живописцами - Перуджино, Гирландайо и Синьорелли.
Вклад Боттичелли в общее дело выразился в создании фресок "Искушение Христа", "Юность Моисея" и "Наказание восставших левитов".
Летом 1482 года Сандро Боттичелли вновь оказался во Флоренции. Предполагается, что такое быстрое возвращение могло быть связано с кончиной его отца. Однако, художник, вероятно, вернулся и по другой причине – из-за обилия местных заказов. В 1480-х годах мастерская Боттичелли процветала, ведь художник был на пике своей славы, и заказчики буквально выстраивались в очередь.
Самостоятельно справиться со всеми этими работами было немыслимо, поэтому большая часть обязанностей легла на плечи учеников Боттичелли, которые неплохо справлялись с имитацией манеры своего учителя. Боттичелли же оставлял себе самые сложные и престижные проекты. К его работам того периода относятся фрески для виллы Спедалетто, алтарный образ для капеллы Барди в церкви Святого Духа, а также серия аллегорических полотен для виллы Лемми.
Известность художника была огромна. Миланский герцог, желая узнать, кто же является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, вне всяких сомнений, Боттичелли, «который с успехом может работать как на стенах, так и на досках, и чьи картины славятся невероятной мощью и безукоризненностью пропорций».
В начале следующего десятилетия во Флоренции развернулась череда политических потрясений, коренным образом повлиявших на судьбу Боттичелли. В 1492 году ушёл из жизни Лоренцо Великолепный. Наследовавший ему Пьеро, сын Лоренцо, проявил себя как правитель, лишённый выдающихся дарований. Особую некомпетентность Пьеро продемонстрировал в ответ на вторжение в Италию войск французского монарха Карла VIII. Желая задобрить Карла, он без сопротивления отдал ему Пизу. Этот поступок вызвал волну негодования среди флорентийцев, которые изгнали Пьеро из города.
На политическую арену вышел Савонарола. Монах-доминиканец Джироламо Савонарола давно и яростно критиковал тиранию Медичи, обличая их коррумпированность, тягу к роскоши и разврат. Не обходил вниманием он и папство, призывая церковь к возвращению к аскетизму. Проповеди Савонаролы находили отклик в сердцах многих горожан. Их симпатии в итоге привели Савонаролу к вершинам власти.
Вся эта ситуация наложилась на драматический этап в частной жизни Боттичелли. В 1493 году из жизни ушёл его горячо любимый брат Джованни. В этот же период художник всё чаще начинал задаваться вопросом о целесообразности своей творческой работы. Поддержки искать было не у кого. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам пребывал в весьма непростой ситуации. В 1497 году он вынужден был бежать из Флоренции, хотя вскоре вернулся. Но о каком-либо покровительстве уже не могло быть и речи. В конфликте Медичи и Савонаролы художник принял сторону последнего.
Нельзя с уверенностью сказать, насколько глубоко Боттичелли разделял взгляды Савонаролы. Многие считают, что художник вполне мог стать одним из "новообращенных". В поддержку этой точки зрения словно бы говорит то, как преобразился стиль его живописи. Однако, правление Савонаролы оказалось непродолжительным. В 1498 году его свергли, отлучили от церкви и публично сожгли на костре.
В последние годы своей жизни Боттичелли переживал упадок известности. О прежней славе оставалось только мечтать. Интересен факт, что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, выбирая флорентийского мастера для выполнения своего заказа, решительно отклонила кандидатуру Боттичелли. В своей книге «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев» Джорджо Вазари отмечал, что старый Боттичелли "нищ и никому не нужен" и вынужден был передвигаться, опираясь на костыли.
Сандро Боттичелли покинул этот мир в мае 1510 года. Его упокоили на кладбище, расположенном рядом с флорентийской церковью Онисанти. Вместе с художником ушла и память о нём. О Боттичелли начисто забыли. Заново "открыли" Боттичелли лишь в конце девятнадцатого столетия, благодаря усилиям английского искусствоведа Джона Рёскина и круга художников-прерафаэлитов.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: