Найти в Дзене

Живопись совершенного ритма: САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. Часть первая: Между небом и землей

Добрый день, уважаемые читатели! Сандро Боттичелли, выдающийся художник своего времени, обрел истинное признание лишь в конце девятнадцатого столетия. С тех пор он прочно занимает место одного из величайших мастеров Возрождения. Алессандро ди Мариано Филипепи, больше известный как Сандро Боттичелли, появился на свет во Флоренции в 1445 году. Его отец, Мариано Филипепи, занимался кожевничеством. Прозвище «Боттичелли» («бочонок»), предположительно, досталось будущему мастеру от старшего брата Джованни, который часто играл с маленьким Сандро, оказывая помощь отцу. Первое документальное упоминание о Боттичелли относится к налоговой записи отца, сделанной в 1458 году, где указано, что "младший сын учится грамоте и страдает от слабого здоровья". Примерно в этот период Боттичелли начинает работу в ювелирной мастерской брата Антонио в качестве подмастерья. Впрочем, его увлечение ювелирным делом было непродолжительным. Уже в начале 1460-х годов он стал подмастерьем у Фра Филиппо Липпи (1406-146

Добрый день, уважаемые читатели!

Сандро Боттичелли, выдающийся художник своего времени, обрел истинное признание лишь в конце девятнадцатого столетия. С тех пор он прочно занимает место одного из величайших мастеров Возрождения.

Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли

Алессандро ди Мариано Филипепи, больше известный как Сандро Боттичелли, появился на свет во Флоренции в 1445 году. Его отец, Мариано Филипепи, занимался кожевничеством. Прозвище «Боттичелли» («бочонок»), предположительно, досталось будущему мастеру от старшего брата Джованни, который часто играл с маленьким Сандро, оказывая помощь отцу.

Флоренция в 1493 году, Ксилография из «Нюрнбергской хроники»
Флоренция в 1493 году, Ксилография из «Нюрнбергской хроники»

Первое документальное упоминание о Боттичелли относится к налоговой записи отца, сделанной в 1458 году, где указано, что "младший сын учится грамоте и страдает от слабого здоровья". Примерно в этот период Боттичелли начинает работу в ювелирной мастерской брата Антонио в качестве подмастерья. Впрочем, его увлечение ювелирным делом было непродолжительным. Уже в начале 1460-х годов он стал подмастерьем у Фра Филиппо Липпи (1406-1469), весьма известного художника тех лет.

Фра Филиппо Липпи, Коронование Марии, 1441-1447
Фра Филиппо Липпи, Коронование Марии, 1441-1447

Филиппо, являясь монахом-кармелитом, прославился не только своим искусством, но и скандальной связью с Лукрецией Бути, молодой послушницей. Он похитил ее из женского монастыря во время религиозного торжества. Впоследствии она родила ему сына, Филиппино, также ставшего знаменитым живописцем. Сведений о периоде ученичества Боттичелли в мастерской Липпи практически нет. Есть основания полагать, что между учителем и учеником сложились добрые отношения, ведь Филиппино Липпи позже стал учеником Боттичелли.

Мадонна с младенцем и ангелом, 1465-1467
Мадонна с младенцем и ангелом, 1465-1467

Сандро оставался с Липпи до 1467 года, после чего открыл свою мастерскую. В 1470 году Боттичелли получил свой первый крупный заказ. Он приступил к созданию аллегории, олицетворяющей Силу, для цикла, посвященного восхвалению христианских моральных принципов. Данное изображение предназначалось для украшения зала судебных заседаний Торговой гильдии. Другие аллегорические образы были заказаны Антонио дель Поллайоло. Спустя два года Боттичелли стал членом Гильдии Святого Луки, объединяющей художников.

Аллегория силы, 1470
Аллегория силы, 1470

К концу следующего года Боттичелли уже имел прочную репутацию успешного художника. Он выполнил образ святого Себастьяна для церкви Санта-Мария Маджоре, а затем получил приглашение в Пизу, где в капелле Коронования Богоматери создал ныне исчезнувшую, фреску. Это приглашение свидетельствует о том, что в начале 1470-х годов слава художника распространилась за пределы его родного города.

Святой Себастьян, 1474
Святой Себастьян, 1474

Примерно 1475 годом датируется один из ранних шедевров Боттичелли, заказанный банкиром Джованни Лами - картина "Поклонение волхвов".

Поклонение волхвов, 1475
Поклонение волхвов, 1475

Богатый заказчик, судя по всему, был близок к семье Медичи, в руках которой находилась вся власть во Флоренции. Вероятно, именно Лами познакомил Боттичелли с двором Медичи. Предполагается, что некоторые фигуры на "Поклонении волхвов" изображают представителей этой влиятельной семьи.

Заказчик указывает на себя пальцем на картине "Поклонении волхвов"
Заказчик указывает на себя пальцем на картине "Поклонении волхвов"

Дальнейшее сотрудничество со знаменитой семьей ознаменовалось для Боттичелли участием в драматических событиях, которыми богата история Флоренции. 26 апреля 1478 года во время мессы в городском соборе представитель семейства Пацци убил Джулиано Медичи, а его брат Лоренцо чудом избежал смерти. Заговорщики Пацци были арестованы и казнены. В качестве назидания для потенциальных последователей, Боттичелли поручили написать портреты повешенных на стенах дворца. Это был необычный заказ, но он значительно укрепил известность художника.

Портрет Джулиано Медичи, 1478-1482
Портрет Джулиано Медичи, 1478-1482

Медичи видели в нём близкого к семье человека. Он выделялся благосклонностью Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи (двоюродного брата Лоренцо Великолепного), который, получив в 1476 году наследство, загорелся идеей возведения роскошной виллы в Кастелло. В течение нескольких лет Боттичелли исполнял заказы на картины, предназначенные для украшения этой виллы. Именно в это время художник создал два своих самых узнаваемых шедевра - подразумеваются "Весна" (около 1478 года) и "Рождение Венеры" (около 1485 года).

Рождение Венеры, 1485
Рождение Венеры, 1485

В 1481 году по приглашению папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим. Папа предложил ему участие в росписи только что отстроенной Сикстинской капеллы. Этот заказ Боттичелли выполнял, работая плечом к плечу с другими знаменитыми живописцами - Перуджино, Гирландайо и Синьорелли.

Сикст IV
Сикст IV

Вклад Боттичелли в общее дело выразился в создании фресок "Искушение Христа", "Юность Моисея" и "Наказание восставших левитов".

Наказание восставших Левитов, 1482
Наказание восставших Левитов, 1482

Летом 1482 года Сандро Боттичелли вновь оказался во Флоренции. Предполагается, что такое быстрое возвращение могло быть связано с кончиной его отца. Однако, художник, вероятно, вернулся и по другой причине – из-за обилия местных заказов. В 1480-х годах мастерская Боттичелли процветала, ведь художник был на пике своей славы, и заказчики буквально выстраивались в очередь.

Святой Августин в келье, 1480
Святой Августин в келье, 1480

Самостоятельно справиться со всеми этими работами было немыслимо, поэтому большая часть обязанностей легла на плечи учеников Боттичелли, которые неплохо справлялись с имитацией манеры своего учителя. Боттичелли же оставлял себе самые сложные и престижные проекты. К его работам того периода относятся фрески для виллы Спедалетто, алтарный образ для капеллы Барди в церкви Святого Духа, а также серия аллегорических полотен для виллы Лемми.

Фрагмент фрески, созданной Боттичелли для виллы Лемми
Фрагмент фрески, созданной Боттичелли для виллы Лемми

Известность художника была огромна. Миланский герцог, желая узнать, кто же является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, вне всяких сомнений, Боттичелли, «который с успехом может работать как на стенах, так и на досках, и чьи картины славятся невероятной мощью и безукоризненностью пропорций».

Благовещение Честелло, 1489
Благовещение Честелло, 1489

В начале следующего десятилетия во Флоренции развернулась череда политических потрясений, коренным образом повлиявших на судьбу Боттичелли. В 1492 году ушёл из жизни Лоренцо Великолепный. Наследовавший ему Пьеро, сын Лоренцо, проявил себя как правитель, лишённый выдающихся дарований. Особую некомпетентность Пьеро продемонстрировал в ответ на вторжение в Италию войск французского монарха Карла VIII. Желая задобрить Карла, он без сопротивления отдал ему Пизу. Этот поступок вызвал волну негодования среди флорентийцев, которые изгнали Пьеро из города.

Святая Троица, 1491-1493
Святая Троица, 1491-1493

На политическую арену вышел Савонарола. Монах-доминиканец Джироламо Савонарола давно и яростно критиковал тиранию Медичи, обличая их коррумпированность, тягу к роскоши и разврат. Не обходил вниманием он и папство, призывая церковь к возвращению к аскетизму. Проповеди Савонаролы находили отклик в сердцах многих горожан. Их симпатии в итоге привели Савонаролу к вершинам власти.

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498 года
Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498 года

Вся эта ситуация наложилась на драматический этап в частной жизни Боттичелли. В 1493 году из жизни ушёл его горячо любимый брат Джованни. В этот же период художник всё чаще начинал задаваться вопросом о целесообразности своей творческой работы. Поддержки искать было не у кого. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам пребывал в весьма непростой ситуации. В 1497 году он вынужден был бежать из Флоренции, хотя вскоре вернулся. Но о каком-либо покровительстве уже не могло быть и речи. В конфликте Медичи и Савонаролы художник принял сторону последнего.

История Виргинии, 1496-1504
История Виргинии, 1496-1504

Нельзя с уверенностью сказать, насколько глубоко Боттичелли разделял взгляды Савонаролы. Многие считают, что художник вполне мог стать одним из "новообращенных". В поддержку этой точки зрения словно бы говорит то, как преобразился стиль его живописи. Однако, правление Савонаролы оказалось непродолжительным. В 1498 году его свергли, отлучили от церкви и публично сожгли на костре.

Моление о чаше, 1500
Моление о чаше, 1500

В последние годы своей жизни Боттичелли переживал упадок известности. О прежней славе оставалось только мечтать. Интересен факт, что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, выбирая флорентийского мастера для выполнения своего заказа, решительно отклонила кандидатуру Боттичелли. В своей книге «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев» Джорджо Вазари отмечал, что старый Боттичелли "нищ и никому не нужен" и вынужден был передвигаться, опираясь на костыли.

Последнее чудо и смерть святого Зиновия, 1500-1505
Последнее чудо и смерть святого Зиновия, 1500-1505

Сандро Боттичелли покинул этот мир в мае 1510 года. Его упокоили на кладбище, расположенном рядом с флорентийской церковью Онисанти. Вместе с художником ушла и память о нём. О Боттичелли начисто забыли. Заново "открыли" Боттичелли лишь в конце девятнадцатого столетия, благодаря усилиям английского искусствоведа Джона Рёскина и круга художников-прерафаэлитов.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: