Есть в Москве три таблички, напоминающие о наводнениях прошлых лет. Одно из них было особенно сильным (в апреле 1908 года ливни и тающий снег подняли Москву-реку на 9 метров, вода хлынула в Кремль, затопив подвалы и площади, а жители Замоскворечья праздновали Пасху на крышах, пока священники на лодках раздавали куличи).
Три таблички, напоминающие о страшных событиях находятся на набережных: одна из них на Саввинской набережной (наводнение 1926 года), две других — на Якиманской набережной.
Крупнейшее за всю историю Москвы наводнение произошло в Страстную неделю с 10 по 14 апреля (с 23 по 27 апреля по новому стилю) 1908 года. Из-за резкого потепления и дождей уровень воды в Москва-реке поднялся на 9 метров. Река вышла из берегов, затопив низменные районы и набережные: Неглинку, Кузнецкий мост, Самотёку, Зарядье, «Болотный» остров, Садовники, Кадаши, Зацепа, Хамовники, Дорогомилово, Лужники. Такого наводнения москвичи не видели с 1854 года (летом 1854 года ливни обрушились на Москву и Москва-река вышла из берегов, улицы Замоскворечья превратились в каналы, вода заливала первые этажи домов, купцы на лодках спасали товары из лавок).
При наводнении 1908 года Москва-река и Водоотводный канал слились в одно русло шириной 1,5 км. Стены Кремля были затоплены в среднем на 2,2 метра от уровня мостовой. Едва не погибла Третьяковская галерея, не работал трамвай, полгорода осталось без света. Почти 100 км московских улиц и переулков ушло под воду. Прекратилось и движение поездов с Павелецкого вокзала — пути были залиты. В газете «Русское слово» от 25 апреля 1908 года была по этому поводу заметка:
«Последний поезд, отошедший из Москвы в 6 час., удалось отправить не сразу. Поезд тронулся, но затем остановился, т.к. колеса «не брали» рельсов». Его подали назад, и затем уже с разбегу ему удалось выйти со станции, рассекая воду подобно пароходу. Вода почти достигала второй ступеньки вагонов.»
Табличка, показывающая уровень воды во время наводнения в апреле 1908 года (Якиманская набережная, 4, стр.1 ) - это единственное напоминание об одном из самых страшных наводнений в истории города. Табличек сохранилось две с разных сторон здания. С парапетов всех мостов спускали к поверхности реки веревки с петлями на конце, чтобы за них могли ухватиться тонущие или случайно смытые течением. Залитые водой улицы были непроходимы, бездействовала конка. Вода затопила и химический завод Ушакова.
«Долгие часы мутная в обыкновенное время Москва-река была совсем желтой. Наводнение затопило химический завод Ушакова и громадные запасы желтой краски растворились в воде. Нижняя часть домов по Берсеневской набережной, когда вода схлынула, так и остались в новой желтой окраске»
Из разных частей Москвы, перерезанных наводнением, горожан перевозили туда и обратно через мосты на телегах и пролетках извозчики. По улицам, между домами, жителей развозили лодочники. Состоятельная публика забавы ради снимала лодки напрокат и каталась по “московской Венеции” среди затопленных зданий, садов, площадей. На всех высоких мостах стояли толпы зевак, наблюдая, как вешние воды несут очередное бревно или бочку.
В результате паводка пострадали десятки тысяч человек (хотя утонуло только двое), было разрушено 2500 построек. Началось мародёрство, расцвела торговля лампами, керосином, лодками и свечами. Вот что об этом писали в газете «Раннее утро» от 25 апреля 1908 года:
«Неожиданное прекращение работ на электрической станции вызвал вчера громадный спрос на лампы, особенно дешевые сорта их. В некоторых магазинах даже не хватило запасов, особенно в затруднительном положении оказались владельцы магазинов, вынужденные благодаря праздникам торговать значительно дольше обыкновенного. В некоторых магазинах применили для освещения ацетиленовые фонари. В связи с мародёрством московский генерал-губернатор даже издал обязательное постановление, запрещающее крестьянам под страхом штрафов и арестов: «вылавливать при разлитии рек и половодьи плывущие различные предметы». Последним предоставлялось тонуть.»
Огромное количество людей осталось без крова и средств к существованию. Специально для пострадавших в Кремле был организован сбор посильной помощи, а Московская управа открыла приём пожертвований:
«Сильную и умилительную картину представлял Кремль в эту пасхальную ночь. Около московских святынь в ожидании первого удара Ивана Великого, стояла толпа народа. Более 100 тысяч человек собралось со всех концов Москвы. Именитые московские купцы и гласные думы с кружками руках обходили москвичей и собирали в пользу пострадавших от наводнения. В эти торжественные минуты всякий раскошеливался. Во время заутрени такой же сбор производился и в остальных церквах Москвы. Образовался конечно и особый комитет для оказания помощи. Городская управа собрала пока немного, что-то около 8 000 рублей, но зато много пожертвований течет помимо управы»,
— из заметки «Биржевые ведомости» от 28 апреля 1908 года.
Наводнение 1926 года было вторым по масштабу после наводнения 1908 года и не последним в истории Москвы. Если в 1908 году подъем воды в реке был на 9 метра выше постоянного летнего уровня, то в 1926 году вода поднялась до 7,3 метров. Москва-река затопила многие дома в Хамовническом районе, в Дорогомилово, Лужниках, подтопленными оказались окрестности Ордынки, Якиманки, Кадашевские переулки. Вода держалась несколько дней и самый высокий ее уровень был 24 апреля, что и отмечено на табличке. Табличка с указанием высоты воды в дни наводнения 1926 года на Саввинской набережной имеет дату «24-4-1926».
Позже, в советское время, был прорыт Канал им. Москвы с системой водохранилищ и гидроузлов, благодаря чему наводнения прекратились.
Открой дебетовую карту Альфа-банка и получи 500 рублей на счет