Когда-то река Яуза была транспортной магистралью государственного значения. С IX по XII век по ней шли торговые пути из южной части России во Владимир, кстати это стало одной из причин благополучного роста Москвы.
Яуза — небольшая река, проходящая через центр столицы. В отличие от своей старшей сестры — Москвы-реки, более полноводной — Яуза не замерзает зимой. Многие заблуждаются на этот счёт, считая, что в реке много химикатов, но на самом деле в водоём поступает горячая вода, которую используют для охлаждения турбинных ТЭЦ. Из-за того, что Яуза не замерзает, на зиму на её берега перебирается множество птиц: гоголь, красноголовый нырок, камышовая овсянка и другие. А еще сюда может залететь на зимовку лебедь-кликун, гусь и канадская казарка.
Под рекой расположены три ветки метро и Лефортовский тоннель, а над Яузой — пять железнодорожных, 22 автомобильных и два метромоста.
История реки Яузы
Самый крупный левый приток Москвы-реки в пределах города Москвы – это Яуза. Исток находится в Лосином острове в районе поселка Загорянка (устье – Большой Устьинский мост в Москве), длина 48 км, а протяженность в черте города примерно 30 км.
Упоминается река впервые в летописях 1136 года под названием Ауза, что означает «солома».
Реку Яузу выбрали в качестве торгового пути IX – XII за то, что она была относительно прямой по сравнению с другими реками. Даже есть версия, что природа не могла сделать такое прямое русло и Яуза рукотворный канал древности. Хотя, это относится и к некоторым другим Подмосковным речкам.
К реке Клязьме верховья Яузы расположены очень близко, а по ней путники и добирались. Например, можно было добраться и до Владимира. Место, где Яуза впадает в Москву-реку, благодаря большому потоку людей стало быстро развиваться. Но где-то с XII века река утратило основное транспортное значение, но осталась одной из главных рек города. По ее берегам начало селиться много людей и таким образом развивалась Москва: сначала возникли деревни, слободы и сам город разросся. Многие считают, что именно со значением реки Яузы связана протяженность Москвы с севера на юг более, чем с востока на запад.
В ХVII веке Яуза приобретает новое значение. На ней в 1688 году зарождается русский флот (по приказу юного Петра был спущен ботик). Сам Петр I пишет в предисловии к Морскому уставу 1720 года:
“Случилось нам быть в Измайлово на Льняном дворе, и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил отреченного Франца (Тиммермана), что это за судно. Он сказал, что это — бот английский, я спросил, где его употребляют. Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет перед нашими суднами (понеше видел его образом и крепостью лучше наших) ? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только по ветру, но и против ветра; которое слово меня в великое удивление привело, и якобы неимоверно.
Потом я его паки спросил: есть ли такой человек, который бы его починил и сей ход мне показал. Он сказал мне, что есть. То я с великою радостью сие услышал, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей для делания морских судов на Каспийское море, который оный бот починил и сделал машт и парусы и на Яузе при мне лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало…” .
Тут же на Яузе Петр I открыл фабрику по выделке парусов для нужд флота. Число производств вдоль берегов реки со временем увеличивалось. И к концу ХIХ тут уже были многочисленные фабрики, отходы которых сбрасывались прямо в реку и в городе река стала вонючей и очень грязной. Горожане в то время стали называть Яузу «общегородской язвой». Чистые воды реки остались только загородом, где было много дачных поселков.
Со временем количество производств вдоль берегов Яузы увеличилось. К XIX веку на берегах реки уже работают многочисленные фабрики. Производства сбрасывают все отходы прямо в реку, и в городской черте она становится очень грязной и вонючей. Москвичи даже прозвали Яузу того времени «общегородской язвой». Чистая вода оставалась только за городом, где тогда было много дачных поселков.
В нынешнем Басманном районе города Москвы местность тогда была заброшенной, болотистой, замусоренной. На месте современного стадиона «Сокол» находился парковый комплекс с цепью различных по размеру прудов. Устья двух рек, притоков Яузы — Чечеры и Черногрязки — с весенним разливом превращали все вокруг в топкие болота. Саму Яузу тогда можно было практически перешагнуть.
В начале XX века притоки Яузы заключают в подземные коллекторы. На месте Чечеры появляется на карте города Елизаветинский переулок. А уже в 1936-39 гг устья объединяют в один общий коллектор с водоспуском ниже современного гидроузла. Местность вокруг называлась тогда по названию слободы кожевников — Сыромятники. В память о ней остались названия переулков, улицы, набережной.
В 1930-х годах Яуза имеет совсем уже непотребный вид. Качество самой воды только ухудшилось. Москва сильно расширяется, людей и производств становится больше, что привело к загрязнению воды. Московские власти пытались исправить ситуацию — сильно помогла система городской канализации, постепенное уменьшение и модернизация заводов, а также создание городских парков на берегах Яузы.
Согласно Генеральному плану 1935 года было принято решение о создании Водного кольца Москвы. Изначально предполагалось сооружение шести гидроузлов: шлюз и судоподъемни на Северном канале и четыре шлюза на Яузе.
Сам план реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов, судя по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше Ростокинского акведука и Оленьего моста.
Сейчас Яуза на территории города практически везде одета в каменные берега, гранитные набережные и внешне больше напоминает канал. «Плановая» ширина русла — расстояние между стенками набережных — составляет 20-25 метров, что значительно превышает естественные размеры русла реки.
Однако, сам план 1935 года не был реализован, за исключением постройки в 1940 году в трех километрах от устья Яузы Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом по проекту архитектора Г.Гольца. Также после ввода в эксплуатацию Канала имени Москвы в 1937 году предусматривалось строительство его второй ограды — Восточного судоходного канала, с помощью которого планировалось повысить уровень воды в Яузе до необходимого для судоходства. Но реализации плана помешала война.
В середине 1950-х годов, в связи с полномасштабной модернизацией ВСХВ в ВДНХ, рассматривался вариант запуска прогулочных судов от центра Москвы до выставки, а обводнение участка реки в этом районе планировалось сделать за счет переброски воды из Химкинского водохранилища через Лихоборский канал в реку Лихоборку, вливающуюся в Яузу как раз в районе ВДНХ.
Но и эти планы не были реализованы. Хотя, например, тогда же устроили спрямление реки в районе современного Электрозаводского моста. Так, на старых картах Яуза показана в этом месте извилистой и узкой речкой. А после реконструкции отрезок между Электрозаводским мостом и Преображенской набережной стал более прямым.
Фактически, судоходство сейчас происходит только на 2,7 км от устья Яузы до гидроузла. Работает там только технический флот ГБУ «Мосводосток». Ниже плотины у правого берега установлены мусороулавливающие боны, базируются буксиры и несамоходные шаланды (баржи), самоходные мусоросборщики. Собранный с акватории центральной части Москвы-реки и Яузы мусор на шаландах отвозится на базу в Курьяново. Сам остров, на котором построен гидроузел, напоминает формой корабль, на носу которого планировали установить статую Сталина.
Водосливная плотина регулирует уровень воды в верхнем бьефе, то есть в верхней части Яузы. Разница высот между верхним и нижним бьефом составляет 4 метра. В период паводков и сильных ливней гидроузел позволяет поддерживать стабильный уровень воды в Москва-реке, меняя ее высоту. Дорогу судам указывают ретро-светофоры, да и все оборудование на гидроузлах работает со дня открытия.
Внешний вид Яузы сейчас стал значительно лучше. На всем протяжении реки от Устьинского моста до парка «Сокольники» берега отделаны гранитом, но проблем меньше не стало: воды в реке достаточно мало, в нулевые годы часто можно было увидеть дно. Поэтому никаких прогулочных маршрутов на речных трамвайчиках здесь нет.
Вода выглядит, конечно, лучше чем в XIX веке, но до сих пор остается очень грязной. А еще долгое время было традицией сбрасывать снег в реки: самосвалы всю зиму подъезжали к набережным и сваливали снег в воду. На подземных реках были устроены специальные камеры снегосброса,закрывавшиеся сверху толстым листом металла. В 2000-е эту практику прекратили, так как мусора на дорогах стало больше, а сами дороги поливались едкой химией — и все это попадало в Яузу, а оттуда в Москва-реку.
Сегодня устанавливают снегоплавильные станции, и в реки сливается уже вода.