Найти тему

Река Яуза – левый приток Москвы-реки. Интересные факты о Яузе.

Когда-то река Яуза была транспортной магистралью государственного значения. С IX по XII век по ней шли торговые пути из южной части России во Владимир, кстати это стало одной из причин благополучного роста Москвы.

Яуза — небольшая река, проходящая через центр столицы. В отличие от своей старшей сестры — Москвы-реки, более полноводной — Яуза не замерзает зимой. Многие заблуждаются на этот счёт, считая, что в реке много химикатов, но на самом деле в водоём поступает горячая вода, которую используют для охлаждения турбинных ТЭЦ. Из-за того, что Яуза не замерзает, на зиму на её берега перебирается множество птиц: гоголь, красноголовый нырок, камышовая овсянка и другие. А еще сюда может залететь на зимовку лебедь-кликун, гусь и канадская казарка.

Под рекой расположены три ветки метро и Лефортовский тоннель, а над Яузой — пять железнодорожных, 22 автомобильных и два метромоста.

История реки Яузы

Самый крупный левый приток Москвы-реки в пределах города Москвы – это Яуза. Исток находится в Лосином острове в районе поселка Загорянка (устье – Большой Устьинский мост в Москве), длина 48 км, а протяженность в черте города примерно 30 км.

Упоминается река впервые в летописях 1136 года под названием Ауза, что означает «солома».

Реку Яузу выбрали в качестве торгового пути IX – XII за то, что она была относительно прямой по сравнению с другими реками. Даже есть версия, что природа не могла сделать такое прямое русло и Яуза рукотворный канал древности. Хотя, это относится и к некоторым другим Подмосковным речкам.

К реке Клязьме верховья Яузы расположены очень близко, а по ней путники и добирались. Например, можно было добраться и до Владимира. Место, где Яуза впадает в Москву-реку, благодаря большому потоку людей стало быстро развиваться. Но где-то с XII века река утратило основное транспортное значение, но осталась одной из главных рек города. По ее берегам начало селиться много людей и таким образом развивалась Москва: сначала возникли деревни, слободы и сам город разросся. Многие считают, что именно со значением реки Яузы связана протяженность Москвы с севера на юг более, чем с востока на запад.

В ХVII веке Яуза приобретает новое значение. На ней в 1688 году зарождается русский флот (по приказу юного Петра был спущен ботик). Сам Петр I пишет в предисловии к Морскому уставу 1720 года:

“Случилось нам быть в Измайлово на Льняном дворе, и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил отреченного Франца (Тиммермана), что это за судно. Он сказал, что это — бот английский, я спросил, где его употребляют. Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет перед нашими суднами (понеше видел его образом и крепостью лучше наших) ? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только по ветру, но и против ветра; которое слово меня в великое удивление привело, и якобы неимоверно.
Потом я его паки спросил: есть ли такой человек, который бы его починил и сей ход мне показал. Он сказал мне, что есть. То я с великою радостью сие услышал, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей для делания морских судов на Каспийское море, который оный бот починил и сделал машт и парусы и на Яузе при мне лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало…” .

Тут же на Яузе Петр I открыл фабрику по выделке парусов для нужд флота. Число производств вдоль берегов реки со временем увеличивалось. И к концу ХIХ тут уже были многочисленные фабрики, отходы которых сбрасывались прямо в реку и в городе река стала вонючей и очень грязной. Горожане в то время стали называть Яузу «общегородской язвой». Чистые воды реки остались только загородом, где было много дачных поселков.

Со временем количество производств вдоль берегов Яузы увеличилось. К XIX веку на берегах реки уже работают многочисленные фабрики. Производства сбрасывают все отходы прямо в реку, и в городской черте она становится очень грязной и вонючей. Москвичи даже прозвали Яузу того времени «общегородской язвой». Чистая вода оставалась только за городом, где тогда было много дачных поселков.

В нынешнем Басманном районе города Москвы местность тогда была заброшенной, болотистой, замусоренной. На месте современного стадиона «Сокол» находился парковый комплекс с цепью различных по размеру прудов. Устья двух рек, притоков Яузы — Чечеры и Черногрязки — с весенним разливом превращали все вокруг в топкие болота. Саму Яузу тогда можно было практически перешагнуть.

В начале XX века притоки Яузы заключают в подземные коллекторы. На месте Чечеры появляется на карте города Елизаветинский переулок. А уже в 1936-39 гг устья объединяют в один общий коллектор с водоспуском ниже современного гидроузла. Местность вокруг называлась тогда по названию слободы кожевников — Сыромятники. В память о ней остались названия переулков, улицы, набережной.

В 1930-х годах Яуза имеет совсем уже непотребный вид. Качество самой воды только ухудшилось. Москва сильно расширяется, людей и производств становится больше, что привело к загрязнению воды. Московские власти пытались исправить ситуацию — сильно помогла система городской канализации, постепенное уменьшение и модернизация заводов, а также создание городских парков на берегах Яузы.

Согласно Генеральному плану 1935 года было принято решение о создании Водного кольца Москвы. Изначально предполагалось сооружение шести гидроузлов: шлюз и судоподъемни на Северном канале и четыре шлюза на Яузе.

Сам план реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов, судя по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше Ростокинского акведука и Оленьего моста.

Ростокинский акведук, 1920-1930гг
Ростокинский акведук, 1920-1930гг

Сейчас Яуза на территории города практически везде одета в каменные берега, гранитные набережные и внешне больше напоминает канал. «Плановая» ширина русла — расстояние между стенками набережных — составляет 20-25 метров, что значительно превышает естественные размеры русла реки.

Однако, сам план 1935 года не был реализован, за исключением постройки в 1940 году в трех километрах от устья Яузы Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом по проекту архитектора Г.Гольца. Также после ввода в эксплуатацию Канала имени Москвы в 1937 году предусматривалось строительство его второй ограды — Восточного судоходного канала, с помощью которого планировалось повысить уровень воды в Яузе до необходимого для судоходства. Но реализации плана помешала война.

Строительство Астаховского моста через реку Яузу, 1940
Строительство Астаховского моста через реку Яузу, 1940

В середине 1950-х годов, в связи с полномасштабной модернизацией ВСХВ в ВДНХ, рассматривался вариант запуска прогулочных судов от центра Москвы до выставки, а обводнение участка реки в этом районе планировалось сделать за счет переброски воды из Химкинского водохранилища через Лихоборский канал в реку Лихоборку, вливающуюся в Яузу как раз в районе ВДНХ.

Но и эти планы не были реализованы. Хотя, например, тогда же устроили спрямление реки в районе современного Электрозаводского моста. Так, на старых картах Яуза показана в этом месте извилистой и узкой речкой. А после реконструкции отрезок между Электрозаводским мостом и Преображенской набережной стал более прямым.

Фактически, судоходство сейчас происходит только на 2,7 км от устья Яузы до гидроузла. Работает там только технический флот ГБУ «Мосводосток». Ниже плотины у правого берега установлены мусороулавливающие боны, базируются буксиры и несамоходные шаланды (баржи), самоходные мусоросборщики. Собранный с акватории центральной части Москвы-реки и Яузы мусор на шаландах отвозится на базу в Курьяново. Сам остров, на котором построен гидроузел, напоминает формой корабль, на носу которого планировали установить статую Сталина.

Водосливная плотина регулирует уровень воды в верхнем бьефе, то есть в верхней части Яузы. Разница высот между верхним и нижним бьефом составляет 4 метра. В период паводков и сильных ливней гидроузел позволяет поддерживать стабильный уровень воды в Москва-реке, меняя ее высоту. Дорогу судам указывают ретро-светофоры, да и все оборудование на гидроузлах работает со дня открытия.

-4

Внешний вид Яузы сейчас стал значительно лучше. На всем протяжении реки от Устьинского моста до парка «Сокольники» берега отделаны гранитом, но проблем меньше не стало: воды в реке достаточно мало, в нулевые годы часто можно было увидеть дно. Поэтому никаких прогулочных маршрутов на речных трамвайчиках здесь нет.

Вода выглядит, конечно, лучше чем в XIX веке, но до сих пор остается очень грязной. А еще долгое время было традицией сбрасывать снег в реки: самосвалы всю зиму подъезжали к набережным и сваливали снег в воду. На подземных реках были устроены специальные камеры снегосброса,закрывавшиеся сверху толстым листом металла. В 2000-е эту практику прекратили, так как мусора на дорогах стало больше, а сами дороги поливались едкой химией — и все это попадало в Яузу, а оттуда в Москва-реку.

Сегодня устанавливают снегоплавильные станции, и в реки сливается уже вода.