Оружие, справедливость и хаос в Южной Корее – то, во что предлагает нам окунуться «Триггер».
Дорама пугающе своевременная. Массовые расстрелы, социальное неравенство, недоверие к институтам власти, отсутствие душевного равновесия, жизнь на распутье – это та реальность, в которую погружен современный мир. Netflix, как это часто бывает, бьет по самым актуальным темам. И в «Триггере» тоже. На этот раз они решили взяться за последствия бесконтрольного оборота оружия в то время, когда в действительности им наводняется и наводняется наша планета (по понятным причинам).
«Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить».
© Из писем А.П. Чехова
Чеховский принцип драматургии в «Триггере» не работает. Пистолет всегда на виду – он не вешается на стену. Да и выстреливать он будет не в последнем акте, а в каждой серии – начиная с самой первой.
Что происходит, когда оружие попадает в руки обычных людей? Как быстро общество может утонуть в крови? Вот о чем пытаются поговорить с нами создатели дорамы.
«Да оглянитесь кругом: кровь рекою льется, да еще развеселым таким образом, точно шампанское».
© Ф.М. Достоевский «Записки из подполья».
О чем
Действие происходит в Южной Корее, где владение огнестрельным оружием гражданскими лицами запрещено. В страну начинают массово ввозить нелегальное оружие. Ли До (Ким Нам Гиль) – бывший военный снайпер, ставший полицейским. Он пытается остановить волну насилия и найти источник оружия. По стечению обстоятельств радом с ним оказывается больной раком Мун Бэк (Ким Ён Кван).
Параллельно в эпизодах раскрываются истории разных персонажей, получивших оружие: вечного студента, который не может сосредоточиться на учебе в шумном общежитии; жертв школьной травли; обманутых вкладчиков; родителей, потерявших детей; медсестры, страдающей от несправедливости на работе.
О психологизме
Боевик, психологический триллер и социальная драма. Из всего этого наиболее заряженными были сцены, строящиеся на попытках сковырнуть и выплеснуть накопившиеся внутри персонажей агрессию и отчаяние. На психологизм отлично работали камера, монтаж и игра актеров. Эти кадры были такими настоящими, через эти лица будто бы и впрямь слышишь крик, заполняющий все их нутро. Это хорошая работа. Это было броско и эффектно.
Погружению в состояние персонажей на грани здесь способствовало буквально все, взять то же звуковое сопровождение, вот этот вот нарастающий гул перед выстрелами сработал, ударяя и по нашим нервам в том числе.
Ситуации, в которых люди могут быть услышаны только когда у них оружие в руках, вызывают отдельный дискомфорт. Они выглядят как загнанные в угол звери. Вот что на самом деле страшно.
Особая психологическая напряженность чувствуется между главными героями. Один не оставляет попыток манипулировать состоянием другого, говоря много и заискивающе, а другой закрывается от него короткими фразами. Но об этих двух будет сказано позже.
О столкновении двух мировоззрений
Ли До (Ким Нам Гиль) – человек с тяжёлым прошлым, который ненавидит оружие, но вынужден снова взять его в руки, чтобы остановить хаос. Мы видим внутреннюю борьбу героя – даже при его молчании и сдержанности проступают моральные терзания и эмпатия. Именно поэтому Ли До так напоминает другого героя Ким Нам Гиля – профайлера Сон Ха Ёна из «Те, кто читает сердца зла» (но тот был глубже, Ли До не избежал нетфликсовской шлифовки).
Мун Бэк (Ким Ён Кван) – человек, выросший с убеждением, что мир жесток и только оружие может дать слабым силу, потому что сам он был брошенным ребенком, проданным торговцам органами. Образ тоже свежестью не слишком-то и отличается – все мы помним безумного, жестокого и непредсказуемого Со До Ёна из «Биографии злодея», воплощенного Ким Ён Кваном, в том случае мотивация слабо прописана, но эти антагонисты во многом идентичны.
Оба героя «Триггера» пережили травму, оба видят несправедливость системы, но приходят к противоположным выводам.
Философия Мун Бэка в том, что эксплуатация оружия – это свобода. Общество неисправимо, и единственный способ дать людям силу – вооружить их. Его детство убедило его, что слабых всегда уничтожают, а закон защищает только сильных. Для Мун Бэка все мирные способы урегулировать имеющиеся конфликты бессмысленны, он про это. Но... для того, кто хочет «освободить» людей, он непоследователен. Он фактически манипулирует ими, подталкивая к убийствам, производя свой отбор тех, кто первыми получит возможность убивать, и т. д.
Философия Ли До в том, что эксплуатация оружия – это поражение. Он видел, на что способен один единственный пистолет в руках людей. Он ищет способы действовать в рамках системы, когда кажется, что она бессильна. Его финальный поступок становится символом надежды для тех, кто стремится к порядку и мирному сосуществованию.
Так, один считает, что люди жестоки, закон – иллюзия, а хаос – необходимость; другой настаивает, что насилие порождает насилие, любой закон лучше анархии, сострадание сильнее страха.
В итоге мы видим (собственно, это не требовало доказательств), что философия Мун Бэка саморазрушительна – он не за «свободу» прежде всего потому, что сам возлагает на себя право решать, как кому освобождаться. В то же время мировоззрение Ли До выдерживает испытания. Герой доказывает, что в мире, где все стреляют, можно выбрать иной путь.
О социальном комментарии
Интересно, как в дораме обыгрываются корейские реалии. В Южной Корее один из самых низких уровней преступности с применением огнестрельного оружия. В «Триггере» же ситуация переворачивается с ног на голову и доводится до предела, подталкивая к размышлениям о том, что произойдёт, если сложившееся равновесие сил нарушится.
Первыми, кого Мун Бэк так щедро одаривал оружием, были люди на самом дне: вечный бедный студент Чон Тэ, который 10 лет как не может сдать экзамен (на мой взгляд, самая сильная линия в дораме в целом); жертвы буллинга Гю Джин и Ён Дон, на что закрывают глаза даже школьные учителя; мать Кён Сук, устраивающая одиночные пикеты из-за смерти сына и жалобы которой просто игнорируются; медсестра, которая терпит травлю на работе. Проектам Netflix'а свойственно доводить ситуации до своего возможного предела, и здесь создатели «Триггера» ни в чем себе не отказывают.
О слабых сторонах
Нереалистичность сюжета
Мы видели вокруг Мун Бэка идейно заряженных людей? Нет, да и кто в здравом уме на такое безумие пойдет? Нам рассказали правдоподобную историю о том, откуда у него столько денег, чтобы проворачивать все эти дела? Нет. У антагониста в этой истории все получалось слишком легко. Он был неуловим, он был неуязвим, он совершал свои преступления в открытую. Вопрос: как человек без огромного количества материально и идейно подпитанных союзников смог это все провернуть? Мир стоит на идее выгоды. То, что происходит в бизнесе, распространяется на все общественные отношения, политику, религию, культуру и сферу развлечений. Вопрос: кто является выгодоприобретателем от того, что отбитый революционер раздает всем кому попало недешевое такое оружие? То, что происходит в кадре, это просто попытка погрузить зрителя в мир, где он должен принимать как данность непроницаемость антигероя вплоть до кульминационного момента.
Логика действия власти
В стране, где оружие запрещено десятилетиями, реакция правительства на его массовое распространение выглядит странно. Когда Мун Бэк открыто объявляет о раздаче оружия по телевидению, полиция и армия не блокируют склады или транспортные узлы. После стрельбы в школе власти не усиливают охрану в учебных заведениях. Или усиливают. Да все равно, сюжет даже не затрагивает эту тему, главное – эффектная картинка и то, как ловко все Мун Бэку удается провернуть.
Линия гангстеров
Серьезно, она развивается практически 3 серии. И о чем эта линия? О конфликте между бандами из-за склада с оружием. На фоне социального комментария это все выглядело как откат в низкосортный боевичок. Вместо того чтобы глубже раскрыть идейный конфликт Мун Бэка и Ли До, они нам подсовывают войну кланов и разборки около господина Кима.
Поверхностное разрешение конфликта
Согласимся, чисто с точки зрения визуальной и символической подачи кульминационный момент с ребенком был силен. Это было емкое и броское высказывание на классическую тему «слезинки ребенка».
«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка».
© Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Чтобы не разводить тут долго достоевщину, сойдемся на том, что ввиду недостаточной идейной проработки сюжета в целом после 10 серий жести и мрака увидеть людей, добровольно и массово сдающих оружие из-за одного только кадра спасения ребенка, – это слишком легко и просто.
Традиционный финал от Netflix
По излюбленной традиции Netflix финала нет. Площадка снова оставляет задел для второго сезона. Но что они собираются на этой почве проворачивать в продолжении – совсем непонятно. План Мун Бэка провален, это вообще продукт больной головы, а потому идейных продолжателей у него быть не может. Кажется, чем дальше, тем бредовее.
Итоги
Даже несмотря на все минусы, смотрится не без интереса. Видеоряд противостояния Ли До и Мун Бэка очень клиповый – хоть сейчас нарезку для роликов делай, сочные кадры получились.
Линия о том, почему люди спускают курок, проработана хорошо. Линия о том, как оружие становится катализатором хаоса, проработана хорошо. Но в остальном максимально надуманный сюжет, в который не веришь.
___
Рецензии на недавно вышедшие дорамы:
___
Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться, поставить палец вверх и нажать на колокольчик, потому что «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.