Найти в Дзене

Как создавался «Кулак Северной звезды»: Брюс Ли, ванлайнеры и китайские боевые искусства

Недавно показали трейлер новой экранизации «Кулака Северной Звезды» — культовой манги Буронсона и Тэцуо Хары, чье влияние за 40 лет охватило немало авторов и произведений (среди самых известных — «Берсерк» и «Невероятные приключения ДжоДжо»). Несколько лет назад в Forbes выходило занятное интервью с одним из авторов подросткового хита, и мы в «Покеболе с предсказанием» его перевели: Хара рассказывает о том, как увлекся мангой, учился у лучших и обменивался идеями с Буронсоном (только дистанционно!). «Я родился в Токио. Мои самые ранние воспоминания связаны с жилым комплексом Мацубара-данти в городе Сока, префектура Сайтама, — я был тем, кого называют «ребенком из данти». Я обожал рисовать, читать мангу и смотреть аниме. В первом и втором классе я смотрел «Могучего Атома» и «Императора Джунглей» Осаму Тэдзуки, а также «Тигровую маску» Икки Кадзивары — и рисовал этих персонажей на обратной стороне рекламных листовок. В те времена записывать телепередачи было невозможно, так что мне прихо

Недавно показали трейлер новой экранизации «Кулака Северной Звезды» — культовой манги Буронсона и Тэцуо Хары, чье влияние за 40 лет охватило немало авторов и произведений (среди самых известных — «Берсерк» и «Невероятные приключения ДжоДжо»). Несколько лет назад в Forbes выходило занятное интервью с одним из авторов подросткового хита, и мы в «Покеболе с предсказанием» его перевели: Хара рассказывает о том, как увлекся мангой, учился у лучших и обменивался идеями с Буронсоном (только дистанционно!).

«Я родился в Токио. Мои самые ранние воспоминания связаны с жилым комплексом Мацубара-данти в городе Сока, префектура Сайтама, — я был тем, кого называют «ребенком из данти».

Я обожал рисовать, читать мангу и смотреть аниме. В первом и втором классе я смотрел «Могучего Атома» и «Императора Джунглей» Осаму Тэдзуки, а также «Тигровую маску» Икки Кадзивары — и рисовал этих персонажей на обратной стороне рекламных листовок. В те времена записывать телепередачи было невозможно, так что мне приходилось запоминать всё на ходу и воспроизводить по памяти. Особенно меня захватывала реалистичность экшна и проработанная мускулатура персонажей «Тигровой маски».

«Позже, в третьем-четвертом классе, я буквально влюбился в токусацу-сериал «Наездник в маске 2» (Kamen Rider 2). Я одолжил у друга в школе одноименную мангу Сётаро Исиномори и зачитывался ею снова и снова, забывая обо всем на свете. Примерно тогда же я открыл для себя мангу Фудзио Акацуки, что помогло мне осознать, насколько манга удивительна как медиум — какие бесконечные вселенные оживают всего в двух измерениях. Я не только срисовывал чужих персонажей, но и стал придумывать собственных монстров, которых хотел бы увидеть на страницах».

«Помимо манги, мне также нравились дзюдо, кэндо и абак».

Очевидно, что к этому моменту у Хары сформировалась глубокая любовь к манге, но как он пришел к тому, чтобы самому её создавать, — совсем другая история.

«Уже во втором-третьем классе я решил, что хочу стать профессиональным мангакой. В средней школе я читал мангу о том, как становятся мангаками, автобиографические истории, а еще изучал четырехкадровые комиксы (ёнкома), чтобы лучше вникнуть в работу с последовательными изображениями. Позже я поступил на программу дизайна в старшей школе, вступил в клуб гэкига-манги и начал отправлять работы на конкурсы, которые тематические журналы проводили в то время. Я также побывал в студии Осаму Акимото — он был выпускником нашей школы. Помню, как невероятно меня вдохновило рабочее место человека, находящегося на передовой профессиональной индустрии манги».

«Честно говоря, с самого начала у меня не очень хорошо выходило придумывать сюжеты. Мне больше хотелось демонстрировать художественные навыки в арт-дирекшне и создании персонажей. Начиная с дебюта моим редактором был Нобухико Хориэ: он помогал мне восполнить слабые стороны и развивать сильные. На самом деле даже сейчас процесс работы у нас почти не изменился: Хориэ предлагает сюжет, а я фокусируюсь на дизайне персонажей и арт-дирекшне, когда сажусь за раскадровку. Потом я инструктирую команду, чтобы довести работу до конечного вида. Этот процесс научил меня, что я не могу сделать всё один. Только работая в команде с разными людьми и полагаясь на сильные стороны каждого, можно создать нечто большее, чем просто сумму отдельных элементов».

С момента дебюта «Кулака Северной звезды» в 1983 году мне было любопытно, как же появилась идея этой манги, — и Хара с удовольствием рассказал об этом.

«Я обожал Брюса Ли и Юсаку Мацуду, так что хотел создать персонажа, в котором соединились бы самые крутые черты обоих. Брюс Ли стал популярен в Японии уже после смерти, и мне очень хотелось нарисовать что-то вроде «продолжения» Брюса Ли, а игра Юсаку Мацуды в фильме «Возрождение золотого волка» воплощала образ мужчины, в которого мужчины влюбляются по уши, — если можно так выразиться. Я поделился с Хориэ, как сильно меня вдохновляют эти двое, а еще упомянул, что хочу создать мангу, где фигурируют китайские боевые искусства. Тогда он занялся исследованиями: ходил по букинистическим магазинам в [токийском районе] Дзимботё, откуда и вернулся с идеей, что если надавить на определенные точки, то человек взорвется, и предложил использовать фразы в духе «Ты уже мертв». Так и появился на свет «Кулак Северной звезды».

«Во время сериализации мы с Буронсоном почти не виделись и ни разу не проводили встреч, чтобы обсуждать работу напрямую. Наш редактор Хориэ выступал посредником и умело раскрывал сильные стороны обоих. При этом между нами не было никакой отстраненности: наоборот, это был взаимный обмен мыслями и идеями, которые мы хотели донести до читателей через образы и диалоги. Уверен, именно благодаря такому подходу работа получилась только лучше. В частности, меня нередко поражали фирменные панчи Буронсона. Они вдохновляли меня выразить сцену так, чтобы читатель оказывался под еще большим впечатлением, чем я».

«Что касается обратного отсчета, он был вдохновлен древними техниками японских ассасинов, а также отложенными смертоносными техниками, например, «Семилетним убийством» из манги «Туалет Хакасе» (Toilet Hakase) — одной из ранних сериализаций Shonen Jump».

«Я был настолько занят работой над мангой, что практически не успел посмотреть аниме-адаптацию. Тем не менее немало людей открыли для себя «Кулак Северной звезды» благодаря мультсериалу, и у манги появилось много новых поклонников. Думаю, проникнуться историей через звук и анимацию было особенно сподручно детям».

«Надо признать, что во время сериализации я почти не выходил из мастерской, так что лишь после её окончания по-настоящему осознал, насколько популярными были и манга, и аниме».

«Кулак Северной звезды» / «Берсерк» / «Невероятные приключения ДжоДжо»
«Кулак Северной звезды» / «Берсерк» / «Невероятные приключения ДжоДжо»

Учитывая художественную экспертизу Хары, я надеялся выяснить, кто же его главные вдохновители. К счастью, он с удовольствием поделился этим.

«Меня вдохновляло очень много людей, но особенно многому я научился у Фудзио Акацуки, Сётаро Исиномори, Тэцуи Тибы и Рёити Икэгами».

«Ѓэги Акацуки заставляли меня смеяться до слез — благодаря нему я осознал силу манги, и насколько она может быть веселой. Финальные реплики антагонистов в «Кулаке Северной звезды» были вдохновлены именно его работами: они помогали смягчить эффект от некоторых кровавых и серьезных сцен».

«Работы Исиномори тогда покоряли всю Японию и завоевали сердца детей, а я был одним из них. Его дизайн героев и монстров был потрясающим, и он вдохновил меня никогда не лениться при создании образов персонажей, даже если они быстро погибают».

«Работы Тибы научили меня силе характеров и глубине человеческой драмы. Если герои интересны, то они будто бы сами могут двигать и развивать сюжет. Когда я впервые встретился с ним, и он сказал: «Хара-кун, ты отлично справляешься», — мне было очень тяжело сдержать слезы, навернувшиеся на глаза.

«Икэгами научил меня силе гэкиги. Его умение изображать каждого персонажа с реализмом и лоском просто захватывает дух. Он оказал на меня самое большое влияние в плане визуала. Я искренне считаю, что он лучший в Японии, когда речь идет о рисовании крутых мужчин».

В завершение мне хотелось узнать, как много работал Хара с Кадзухико Торисимой над ранним игровым журналом Famicom Shinken, название которого вдохновлено «Кулакой Северной звезды», как и его оформление.

Хотя оказалось, что это не так, Торисима действительно помогал Харе в некоторых других вопросах.

«После завершения сериализации «Кулака Северной звезды» он передал мне заказ от Capcom на дизайн персонажей для игры Saturday Night Slam Masters. Он также был настолько добр, что несколько раз приглашал меня на ужин, несмотря на то, что я не слишком общительный человек».

Наконец, мне стало интересно, какие планы у Хары на будущее, и, судя по всему, он намерен помогать молодому поколению мангак, отдавая долг [своим учителям].

«Меня не столько привлекает придумывать что-то, сколько работа в команде с молодыми мангаками, чтобы сочинять новые проекты в команде. Профессия мангаки часто предполагает работу в одиночку, поэтому сложно передавать свои навыки другим. Сейчас у меня есть студия, в которой работают более 50 человек, и многие уже дебютировали как мангаки. У меня за плечами более 40 лет опыта работы в индустрии, и я надеюсь, что смогу передать знания следующему поколению, а они — тем, кто придет дальше».