Первый день нашей поездки из Москвы до Тынды на поезде с просмотром попутных городов и красивых мест, начался тем, что мы обрадовались новому вагону и локомотиву. Во Владимире наша радость увеличилась тем, что к нам прицепили новенький ЭП1М. Дальше в быстром темпе проскочили Ковров, Дзержинск. Попутно наслаждаясь поездной романтикой, встретили красивейший закат. И завершился день коротенькой прогулкой на станции в Нижнем Новгороде. Поспать ночью мне, в отличие от попутчиков, не удалось... Рассмотрел станции Шахунья и Котельнич-1, позже нашел некоторые интересные особенности города Котельнич...
Подъезжаем в Киров.
Время Московское
Время 4:50 утра июльского дня... Время, кстати, до сих пор Московское, хотя мы в пути уже более 12 часов. Вот такой у нас длинный часовой пояс. Учитывая, что это же время действует, например, и в Смоленске (на западе страны).
Ура! Вот мы и прибыли в Киров. Пока идём четко по расписанию. Стоянка здесь 25 минут.
Что есть на станции Киров и в городе?
В Кирове расположено локомотивное депо, к которому приписан в частности и наш электровоз, а также подавляющее большинство локомотивов, ведущих поезда на этом участке пути. Так что в теории локомотив могли бы у нас сменить. Но у нас стоянка ровно на минуту меньше чем та, при которой можно было бы его менять. И локомотив, соответственно, у нас остаётся прежним. Пока что нас везут только самые новые, только с завода, как локомотив, так и вагоны.
Город Киров, хотя и небольшой для областного центра, но всё-таки довольно крупный, если сравнивать с большинством населенных пунктов. И довольно известный. У меня Киров ассоциируется сразу с чем-то исконно славянским. И действительно, Киров — родина дымковской игрушки, здесь сохранились и другие народные промыслы: вятское кружево, изделия из капа (древесного нароста), вятская матрёшка.
В городе много музеев, Александровский сад с береговой ротондой и чугунной оградой, Ботанический сад Вятского госуниверситета, дендропарк с коллекцией редких деревьев и небольшой бассейн в форме Чёрного моря.
Город также считается одним из главных в России центров скалолазания и ледолазания, здесь есть несколько скалодромов, которые принимают в том числе соревнования международного уровня.
Ну и как видим, Киров сохранил своё советское название, до этого назывался в честь реки, которая нас встретила ещё в Котельниче - Вятка.
Естественно, времени посмотреть даже одну из достопримечательностей у меня нет. Поэтому буду гулять по станции. Станция большая, соответствует статусу своего города. Наш поезд подали на первый путь, и это замечательно, больше возможностей для прогулки. А также вокзал и привокзальная площадь видны прямо из вагона.
Здание железнодорожного вокзала в Кирове, построенное в 1961 году, выполнено в стиле сталинского ампира. Вокзал украшен аркой, фронтоном с барельефами и декором в виде объёмных гербов СССР. Этот вокзал — типичный представитель зданий своего времени, когда от «архитектурных излишеств» уже потихоньку начинают отходить в пользу функциональности, практичности и скорости постройки. Вокзал неплох, по чьему-то мнению он даже входит в топ-10 самых красивых на Транссибе, но по моему мнению, до красивейших вокзалов Красноярска, Владивостока, Ярославского в Москве ему далеко. Вывеска называния станции, как и во Владимире, выполнена в подходящем славянском стиле.
На вокзале есть ларьки, где можно купить всякую всячину, съедобную и не только, но естественно, в 5 утра ещё ничего не работает.
Замечаю, что погода портится. Нависли облака и даже что-то капает с неба. Иногда у меня впечатление что в Москве всегда пасмурно и дождь, а стоит только отъехать подальше как там солнце, но вот сегодня наоборот. В Москве было солнце и жара, а здесь пасмурно и холодно.
Надо гулять, не сидеть же в вагоне. У локомотива я уже был, теперь очередь посмотреть конец состава. Там я увидел пешеходный мост, на который можно было свободно подняться и рассмотреть станцию свысока. И не только станцию, но и вагонное депо и часть города. Здорово, что есть не только переходная галерея от вокзала, с которой ничего не рассмотреть, но и такая импровизированная смотровая площадка.
Преследование нашего поезда Москва-Северобайкальск поездом Москва-Чита и обзор вагонов
Тем временем прибывает следующий за нами поезд № 70 Москва — Чита. Он будет нас преследовать до Балезино, следовать «вплотную» с интервалом 9–10 минут за нашим. Дальше уже чуть отстанет за счет большего количества остановок. В отличие от нашего поезда, Читинский ходит через Ярославль, и присоединился к нашей дороге он в Котельниче-1, о котором написал в предыдущей статье.
Вагоны у 70-го такие же новые как наши, а вот локомотив - старенький ЧС4Т. Кто-то бы обрадовался ему больше)
У нашего поезда на момент путешествия в 2022 году, кроме прицепных Москва-Пермь, новейшие однако были только купейные вагоны, плацкарты были не самые новые, один вагон был даже старым, построенным ещё когда Тверь была Калининым, после капитального ремонта. Сейчас, на момент написания статьи, лето 2025 года, поезд Москва-Северобайкальск полностью состоит из новых вагонов. Есть даже интересная версия купейного и плацкартного вагона в одном сцепе (как вы можете знать, новейшие вагоны - это сцепы из двух, в одном находится проводник и управление оборудованием, второй - "прицепной").
Привокзальная площадь
Постоял на мосту, посмотрел окрестности, подышал свежим Кировским воздухом, и решил осмотреть другую сторону. Естественно, всё перекрыто, выйти в город и зайти обратно можно только через вокзал и досмотр.
Поэтому решил рассмотреть и сфотографировать примыкающие к вокзалу городские пейзажи с платформы.
Вот всё что удалось увидеть. Довольно симпатичные поздние сталинки, крупные вывески популярных местных и зарубежных товаров, и широкая улица, достаточно чтобы получить приятное первое впечатление от города.
Вятский квас и какой квас самый лучший
Вятский квас — самая крупная вывеска, которую можно увидеть из окна поезда и гуляя на платформе. По тому, что мне удалось узнать (лично не пробовал), Вятский квас по вкусу напоминает Очаковский. Знаю, что многие Очаковский любят, но я к нему равнодушен. При том что он и для меня в целом лучше чем большинство тех что продаются в Москве. Вообще я пробовал многие квасы, как те, что есть в Москве, так и в регионах (например, Староминский — он заметно отличается вкусом от Очаковского). Пару видов кваса я попробовал и в этом путешествии. Угадайте, в каких городах? Но об этом позже.
По моему мнению, самый вкусный и квасный квас — это «Царские припасы». Вот он больше всех напоминает по вкусу тот самый, домашний. Такой выразительный вкус и идеальный баланс пузырьков газа. Мне мама в детстве делала сама квас, покупала квасное сусло и дрожжи, получался один в один как «Царские припасы». Правда, из-за того, что он живой, то есть непастеризованный, в дорогу его не взять, хранить его нужно только в холодильнике. Если же брать "неживые" квасы, то ИМХО, лучший на вкус - "Русский дар". Именно его мы и взяли в дорогу. А какой квас любите вы?
Знаю, что есть люди, которые со мной не согласятся. Возможно, потому что от того, что мы пробуем в детстве и к чему привыкли, формируется наш вкус. Например, многие городские жители не смогут оценить деревенские продукты, или привычная для нас гречка, не побоюсь этого слова, отвратительна для иностранцев.
Итоги прогулки по станции Киров и отправление
В целом, хотя за пределы станции попасть не удалось, стоянкой по Кирову я остался доволен, полностью рассмотрел наш состав, увидел следующий за нами Читинский с его локомотивом, с моста и платформы увидел как новостройки Кирова, так и старые его здания.
С надеждой ещё поспать захожу в вагон. Как я говорил, когда гулял, то был намек на дождь. Как только мы отправились, дождь пошёл очень даже приличный. Вовремя успел наш поезд до дождя постоять!
Сделал пару-тройку снимков красивых окрестностей Кирова сквозь мокрое стекло, дождь уже стал довольно серьёзный.
Симпатичные просторы. Эх, гулять бы там и гулять! А нам в поезде надо двигаться дальше, чем мы и занимаемся... Удастся ли мне поспать хотя бы часик? Узнаем дальше.