Найти в Дзене

Миноносец «Грозный»: третий и последний

Третьим и последним кораблем, который смог прорваться во Владивосток после Цусимского сражения, был миноносец «Грозный». Его история началась в 1904 году, когда он был спущен на воду. А уже 3 ноября того же года новенький «Грозный» отправился на Дальний Восток. Командовал кораблем 45-летний капитан 2-го ранга Константин Андржиевский. 14 мая 1905 года началось Цусимское сражение. Так же, как и «Бравый», «Грозный» находился на левом, не стреляющем борту русских броненосцев. Спасал людей со вспомогательного крейсера «Урал». А вечером 14 мая «Грозный» оказался в составе стихийно образовавшегося отряда, в который также вошли старый броненосный крейсер «Дмитрий Донской» и миноносец «Бедовый». На рассвете к отряду присоединился миноносец «Буйный», на котором находился тяжелораненый вице-адмирал З. П. Рожественский со своим штабом. Но «Буйный» был поврежден, поэтому адмирала переместили на миноносец «Бедовый». И «Бедовый» с «Грозным», набирая ход, покинули «Донского» и «Буйного» и направились

Третьим и последним кораблем, который смог прорваться во Владивосток после Цусимского сражения, был миноносец «Грозный».

Его история началась в 1904 году, когда он был спущен на воду. А уже 3 ноября того же года новенький «Грозный» отправился на Дальний Восток. Командовал кораблем 45-летний капитан 2-го ранга Константин Андржиевский.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

14 мая 1905 года началось Цусимское сражение. Так же, как и «Бравый», «Грозный» находился на левом, не стреляющем борту русских броненосцев. Спасал людей со вспомогательного крейсера «Урал». А вечером 14 мая «Грозный» оказался в составе стихийно образовавшегося отряда, в который также вошли старый броненосный крейсер «Дмитрий Донской» и миноносец «Бедовый». На рассвете к отряду присоединился миноносец «Буйный», на котором находился тяжелораненый вице-адмирал З. П. Рожественский со своим штабом.

Но «Буйный» был поврежден, поэтому адмирала переместили на миноносец «Бедовый». И «Бедовый» с «Грозным», набирая ход, покинули «Донского» и «Буйного» и направились в сторону Владивостока.

16 мая около трех часов утра их настигли японские эсминцы «Сазанами» и «Кагеро». И «Бедовый» внезапно поднял белый флаг. Позже в Санкт-Петербурге на судебном процессе офицеры «Бедового» объяснили этот поступок тем, что хотели спасти жизнь З. П. Рожественского (сам адмирал был в бессознательном состоянии).

«Грозный», который не ожидал от «Бедового» такого подвоха, начал набирать скорость, чтобы оторваться от противника. В погоню бросился «Кагеро». Завязалась перестрелка. По нашим данным, японцы прекратили преследование после того, как их корабль получил повреждения. По японским данным, «Кагеро» остался невредим.

Что известно точно, так это то, что «Грозный» получил 6 пробоин и потерял 4 человек, а его командир был тяжело ранен. Экономя уголь, корабль продолжил свой путь во Владивосток. Как и на «Бравом», пришлось сжечь в топках все деревянные вещи – сундуки, столы, скамейки, решетчатые люки, а затем чехлы с орудий, брезент и даже мешки из-под угля.

Вечером 16 мая с «Грозного» заметили остров Аскольд. К этому времени топливо окончательно закончилось. К счастью, с Владивостоком удалось связаться по радиотелеграфу и к терпящему бедствие миноносцу поспешили корабли Владивостокского отряда. Корабль и команда были спасены.

В дальнейшем «Грозный» остался в составе Сибирской флотилии. А вот его командир не смог продолжить службу на море – полученные в том бою раны оказались слишком серьезными и значительно сократили его жизнь. К. Андржиевский скончался 12 (25) апреля 1908 года.

Печально, но не только у командира «Грозного» жизнь после Цусимы и прорыва во Владивосток оказалась не такой долгой, как могла бы. Бывший командир «Бравого», П. Дурново, скончался в январе 1909 года, вроде бы, от холеры. А в октябре 1912 года свел счеты с жизнью бывший командир «Алмаза» - И. Чагин.

Говорят, что Цусимский рок так и не отпустил командиров 3 кораблей-счастливчиков, которые сумели перехитрить судьбу…