Найти в Дзене

Крейсер «Алмаз»: прорваться во Владивосток любой ценой

«Наконец, около половины седьмого [29.05] «Алмаз» с пробоиной в борту медленно вошел в гавань. И это было все. Но мы все-таки надеялись, и на следующий день пришли два эсминца [«Бравый» и «Грозный»], на которых все свободное пространство было забито матросами, подобранными с «Осляби», а мы по-прежнему ждали, и вот в газеты стали просачиваться ужасные вести, что это – все, что осталось от некогда великолепной эскадры… С самого начала все думали, что когда Балтийская эскадра прибудет сюда, русские возьмут верх на море и тем самым смогут выжить японцев из Маньчжурии». Из письма Э. Прей от 3.06.1905 года Крейсер «Алмаз» был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1902 году. Вообще-то, «Алмаз» предназначался для наместника на Дальнем Востоке Е.И. Алексеева и должен был исполнять в основном представительские функции. Т.е. быть посыльным судном, роскошной яхтой, а не полноценным крейсером. На корабле отсутствовало бронирование, скорость для такого типа судов была относительно небол
«Наконец, около половины седьмого [29.05] «Алмаз» с пробоиной в борту медленно вошел в гавань. И это было все. Но мы все-таки надеялись, и на следующий день пришли два эсминца [«Бравый» и «Грозный»], на которых все свободное пространство было забито матросами, подобранными с «Осляби», а мы по-прежнему ждали, и вот в газеты стали просачиваться ужасные вести, что это – все, что осталось от некогда великолепной эскадры… С самого начала все думали, что когда Балтийская эскадра прибудет сюда, русские возьмут верх на море и тем самым смогут выжить японцев из Маньчжурии».
Из письма Э. Прей от 3.06.1905 года

Крейсер «Алмаз» был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1902 году. Вообще-то, «Алмаз» предназначался для наместника на Дальнем Востоке Е.И. Алексеева и должен был исполнять в основном представительские функции. Т.е. быть посыльным судном, роскошной яхтой, а не полноценным крейсером. На корабле отсутствовало бронирование, скорость для такого типа судов была относительно небольшой, а внутренние помещения отличались дорогой отделкой. В 1903 году «Алмаз» был спущен на воду.

"Алмаз". Фото из открытых источников.
"Алмаз". Фото из открытых источников.

Из-за начала Русско-японской войны крейсер был включён в состав Второй Тихоокеанской эскадры вице-адмирала З. П. Рожественского.

В Цусимском бою 14 мая 1905 года «Алмаз» одним из первых открыл огонь по японским крейсерам, хотя его вооружение не могло оказать сколько-нибудь заметного влияния на ход битвы. В ходе сражения «Алмаз» расстрелял 346 снарядов и сам получил 29 попаданий в надстройки, в экипаже погибли артиллерийский офицер лейтенант Мочалин и 3 матроса, 11 матросов получили ранения.

Благодаря грамотным действиям штурмана, «Алмаз» сумел выйти из-под огня японцев и избрать верный путь прорыва во Владивосток. Встречать корабль вышел весь город. «Алмаз», самый слабый среди крейсеров эскадры, оказался единственным крупным кораблём, прорвавшимся в русский порт. Все офицеры и 31 нижний чин были награждены.

Из открытых источников.
Из открытых источников.
«В 11 ч 10 мин стали на якорь в бухте Наездник. За сутки пройдено 354 мили. В 13 ч 50 мин из Владивостока пришло три миноносца. «Алмаз» снялся с якоря и, конвоируемый ими, направился к Владивостоку. В 18 ч 30 мин вошли в бухту Золотой Рог, произвели салют и стали на бочку. Берег был усеян народом. Махали шапками, платками, зонтиками. Громкое «ура» неслось отовсюду. Жители города предполагали, что если «Алмаз» появился во Владивостоке, то значит об остальных нечего беспокоиться. Прибывшие на корабль офицеры с «Громобоя», «России» и «Богатыря» неохотно верили тому, что мы рассказывали. На следующий день пришли миноносцы «Грозный» и «Бравый». Они привезли еще более грустные известия».
А. П. Чегодаев-Саконский «На «Алмазе». От Либавы через Цусиму — во Владивосток»

Владивосток - город воинской славы. Фото автора.
Владивосток - город воинской славы. Фото автора.

В нашем городе «Алмаз» перевооружили. После окончания военных действий корабль ушел на Балтику. После возвращения в состав Балтийского флота «Алмаз» был переклассифицирован в посыльное судно, а в 1908 году — в паровую яхту.

В 1911 году «Алмаз» вошел в состав Черноморского флота. После начала Первой мировой войны корабль направили на Морской завод в Севастополе, где его снова перевооружили и превратили в авиатранспорт (на нем размещали гидросамолеты). В ходе войны «Алмаз» участвовал в операциях по воздушной разведке и бомбардировке укреплений Босфора, в обстрелах береговых объектов и в операциях на турецких коммуникациях. Всего же с участием «Алмаза» на Чёрном море было уничтожено 6 турецких судов.

В мае 1918 года «Алмаз», находившийся на ремонте у стенки Севастопольского Морского завода, захватили немцы, а в декабре того же года — французы, которые весной 1919 года перевели его в Константинополь. Осенью того же года «Алмаз» вернулся в Севастополь и вошел в состав флота Вооруженных сил Юга России. Во время эвакуации Белой армии в ноябре 1920 года «Алмаз» ушел из Севастополя. В 1924 году, после установления дипломатических отношений между СССР и Францией, был признан собственностью советского государства, но за ветхостью продан на слом.

В 1934 году этот героический корабль пустили на металл.