Найти в Дзене

История о том, как воздушный змей спас военный корабль

«Темнота нахлынула сразу – без сумерек. Небогатов на своем «Николае I» обогнал разрушенного в битве «Орла» и, заняв место впереди, повел остатки разгромленной эскадры далее. К чудесному городу по имени Владивосток! Адмирал Того выпустил во мрак ночи разъяренные стали гончих – это его эсминцы, кренясь, ринулись в атаку. Их командиры жаждали. Славы. Орденов. Чести. Денег. Добить. Доломать. Дожечь. Истребить все… Чтобы ничего не осталось от русских на волнах моря». В. Пикуль «Три возраста Окини-сан» Эта история началась в 1901 году, когда на воду был спущен миноносец «Налим». Однако уже в 1902 году этой «рыбке» дали более гордое имя – корабль стал «Бравым». Именно под этим именем миноносец вошел в историю. В 1904 году «Бравый» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры был отправлен на Дальний Восток для участия в Русско-японской войне. Командиром корабля был лейтенант Павел Петрович Дурново. 14 мая 1905 года началось Цусимское сражение, после которого во Владивосток смогли прорваться всего три
«Темнота нахлынула сразу – без сумерек. Небогатов на своем «Николае I» обогнал разрушенного в битве «Орла» и, заняв место впереди, повел остатки разгромленной эскадры далее.
К чудесному городу по имени Владивосток!
Адмирал Того выпустил во мрак ночи разъяренные стали гончих – это его эсминцы, кренясь, ринулись в атаку.
Их командиры жаждали. Славы. Орденов. Чести. Денег. Добить. Доломать. Дожечь. Истребить все…
Чтобы ничего не осталось от русских на волнах моря».
В. Пикуль «Три возраста Окини-сан»

Эта история началась в 1901 году, когда на воду был спущен миноносец «Налим». Однако уже в 1902 году этой «рыбке» дали более гордое имя – корабль стал «Бравым». Именно под этим именем миноносец вошел в историю.

В 1904 году «Бравый» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры был отправлен на Дальний Восток для участия в Русско-японской войне. Командиром корабля был лейтенант Павел Петрович Дурново.

14 мая 1905 года началось Цусимское сражение, после которого во Владивосток смогли прорваться всего три русских корабля. Один из них – «Бравый». Но для этого команде пришлось проявить чудеса смекалки.

Героический "Бравый". Из открытых источников.
Героический "Бравый". Из открытых источников.

Во время боя «Бравый» почти не участвовал в перестрелке, т.к. находился на левом, не стреляющем борту русских броненосцев. Но когда экипаж увидел тонущий броненосец «Ослябя», П.П. Дурново не раздумывая отдал приказ идти на помощь. Его маленький корабль оказался в гуще японского огня, но это не помешало поднять на борт более 150 человек из команды «Осляби». Миноносец и сам не смог избежать повреждений: один снаряд, снеся фок-мачту, пробил палубу. Котельный кожух, разорвавшись, вывел из строя два носовых котла, перебив главный паропровод. Команда «Бравого» понесла первые боевые потери.

К вечеру миноносец, следуя за крейсером «Владимир Мономах», отстал от эскадры. Находиться рядом с крейсером было опасно и «Бравый» принял решение самостоятельно прорываться во Владивосток. Но в результате полученных повреждений скорость стала предельно низкой, около пяти узлов, что лишало миноносец шансов на спасение. И команда пошла на хитрость.

Во-первых, корабль постарались сделать неприметным: трубы миноносца матросы на ходу окрасили в белый цвет, оставшуюся мачту – срубили.

Эта история покраски судна в море напоминает ту, что произошла позже, во время другой войны и с другим кораблем. Ее описал все тот же В. Пикуль в своем произведении «Реквием каравану PQ-17»:

«Удивительнее всех повел себя тральщик «Айршир» – один из немногих, кто остался при исполнении союзного долга. В момент распадения каравана, не поддавшись общей суматохе, он пошел на север, склоняясь к западным румбам, – туда, где смыкались арктические льды. А попутно законвоировал три транспорта, приказав им повиноваться… «Айршир» полез сам (и повел за собой других) прямо в массы плотного льда, где их могло раздавить в лепешку, но зато немцам не пришло бы в голову искать их именно здесь. В малярках были собраны все белила, корабли срочно перекрасили в белый цвет. Сбросив давление в котлах и не дымя трубами, четыре судна затихли среди ледяной пустыни, а пушки танков, стоявших на палубах, они развернули в сторону моря… Потом корабли выломали себя из ледяных заторов и благополучно достигли Новой Земли…»

Но вернемся в 1905 год.

Во-вторых, когда закончился уголь, командир отдал приказ бросить в топку все дерево, которое нашлось на корабле. Это помогло еще немного протянуть.

Когда и это топливо закончилось и корабль встал в дрейф в 20 милях от Владивостока, казалось, что беды не избежать. Японцы уже вовсю рыскали на подходах к будущей столице Дальнего Востока в поисках прорвавшихся русских кораблей. Но смекалка наших людей выручила и на этот раз.

«Бравого» спас воздушный змей, с помощью которого удалось телеграфировать на берег о своем местоположении. И, о чудо, на берегу сигнал приняли. Навстречу потерявшему ход кораблю из Владивостока был выслан транспорт «Алеут» с запасом угля, который и проводил «Бравого» вечером 17 мая через минные заграждения в Золотой Рог.

За этот героический прорыв командир корабля П.П. Дурново был награжден орденом Святого Георгия 4 степени. А миноносец ждал ремонт и дальнейшая служба.