Найти в Дзене
Мой XIX век

Особые «свахи по духовенству»

В быстрой женитьбе были заинтересованы обе стороны, поэтому «в деле» оказывались особые свахи. Их специализация — поиск мужей для дочерей священников и поиск жен для выпускников духовных семинарий. До середины XIX века выучиться на священника можно было в Заиконоспасском, Донском или Андроньевском духовных училищах, появилась и Московская духовная семинария. Духовный сан мог получить только женатый выпускник духовной семинарии. Если к моменту окончания семинарии жены не было, то необходимо принимать постриг, т.е. становиться монахом. Не каждый молодой человек хотел бы вести настолько аскетичный образ жизни. Поэтому перед семинаристами и выпускниками духовных академий стояла трудная задача: найти себе подходящую матушку и побыстрее. Обычная сваха в данном вопросе помочь вряд ли могла. По российской традиции XIX века приход переходил как бы по наследству. Сыновья священников поступали в духовные семинарии, по окончании которых получали свое первое место. Если отец умирал или оказывался н

В быстрой женитьбе были заинтересованы обе стороны, поэтому «в деле» оказывались особые свахи. Их специализация — поиск мужей для дочерей священников и поиск жен для выпускников духовных семинарий.

До середины XIX века выучиться на священника можно было в Заиконоспасском, Донском или Андроньевском духовных училищах, появилась и Московская духовная семинария.

Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

Духовный сан мог получить только женатый выпускник духовной семинарии. Если к моменту окончания семинарии жены не было, то необходимо принимать постриг, т.е. становиться монахом. Не каждый молодой человек хотел бы вести настолько аскетичный образ жизни.

Поэтому перед семинаристами и выпускниками духовных академий стояла трудная задача: найти себе подходящую матушку и побыстрее.

Обычная сваха в данном вопросе помочь вряд ли могла. По российской традиции XIX века приход переходил как бы по наследству.

Сыновья священников поступали в духовные семинарии, по окончании которых получали свое первое место. Если отец умирал или оказывался немощным, то его место в приходе занимал один из сыновей.

Возникали ситуации, когда у умершего или пожилого священника или не было взрослых сыновей, или они уже «пристроены». В этом случае приход "наследовал" муж дочери.

-2

Иногда поиски матушки для почти батюшки происходили сверхбыстро, потому что приход из-за внезапного ухода из жизни настоятеля не должен оставаться «сиротой».

Я уже рассказывала на примере второго брака известного купца, как происходил поиск невесты в «деловой» среде Российской империи (ссылка на статью "Что вам нужно - деньги или доброе сердце?" — в конце данного материала).

У священников все происходило еще быстрее и без особого выбора. Купец, даже вдовец с детишками по лавкам, выбирал себе жену по пригожести, по величине приданого, по схожести торговой сферы семьи невесты. Но он платил свахе за ее труды, и оплата шла за результат.

А для свахи важна была репутация: чем лучше жила купеческая семья, созданная ее праведными трудами, тем охотнее к ней обращались другие женихи и невесты за помощью в брачном вопросе.

В среде священников все попроще.

  • Семинаристу нужно срочно жениться ДО получения сана.
  • Важная деталь: матушка (так и сейчас называют супругу настоятеля храма) должна помогать своему мужу в его нелегком деле. Т.е. для семейного благополучия, для жизни прихода важно, чтобы жена без пяти минут батюшки оказалась из среды священнослужителей (в теме, выражаясь современным языком).
Девочки в основном учились дома. Женские гимназии появились уже в ходе реформ Александра II. Были попытки обучать будущих жен священников при Николае I, но количество «дипломированных матушек» - капля в море. Ведь бывали зажиточные села с 2-3 храмами. Так что жениться попу на поповне - то, что надо.
  • Поповне иногда нужно не просто выйти замуж, а очень быстро, чтобы приход ее немощного или умершего батюшки достался ее мужу, а мать, сестры и младшие братья не меняли свой привычный уклад жизни.
  • Развод практически невозможен.
  • В случае вдовства священник не имел права повторно жениться.

А теперь, читатели канала «Мой XIX век» включаем воображение, учитываем эти очень важные факторы и представляем, как искало спутниц всей жизни в XIX веке «белое» духовенство.

Белым духовенством называли и сейчас называют не принявших монашество священнослужителей, которым (в отличие от черного духовенства) разрешено иметь жену и детей.

«Свахи по духовенству» предлагали семинаристу жениться на определенной барышне, например, на поповне. Потенциальный жених отправлялся смотреть на невесту, на приход ее отца (который достанется ему как зятю) и выяснять приданое.

-3

Если данные три пункта устраивали, то венчались.

И тут интересный нюанс. В статье о браках Романовых я затронула каноны, которые августейшие особы постоянно нарушали.

Я уже в нескольких статьях приводила примеры нарушения православных канонов:

Доктор исторических наук Вера Бокова упомянула в своей работе, что у московских священников браки заключались в своей среде. Их родственные связи и свойство оказывалось невероятно запутанным.

«Все московские священники состояли в родстве», - утверждает историк.

Так у них и свойство должно быть такое, что...

Скриншот о том, что такое отношения свойства как препятствие к браку.
Скриншот о том, что такое отношения свойства как препятствие к браку.

«Какая прелесть!», - скажу я. Получается, что священник, чей брак нарушает православные каноны (если поковыряться в родстве и свойстве), мог отказаться венчать пару с куда менее жесткими нарушениями.

А еще меня удивляло, как часто в биографиях знаменитых людей XIX века встречается венчание за деньги. Например, развод и брак Дмитрия Менделеева:

Дело не только в нищенском положении батюшек, в их корысти, а еще и в том, что они сами были… не святые изначально.