В быстрой женитьбе были заинтересованы обе стороны, поэтому «в деле» оказывались особые свахи. Их специализация — поиск мужей для дочерей священников и поиск жен для выпускников духовных семинарий.
До середины XIX века выучиться на священника можно было в Заиконоспасском, Донском или Андроньевском духовных училищах, появилась и Московская духовная семинария.
Духовный сан мог получить только женатый выпускник духовной семинарии. Если к моменту окончания семинарии жены не было, то необходимо принимать постриг, т.е. становиться монахом. Не каждый молодой человек хотел бы вести настолько аскетичный образ жизни.
Поэтому перед семинаристами и выпускниками духовных академий стояла трудная задача: найти себе подходящую матушку и побыстрее.
Обычная сваха в данном вопросе помочь вряд ли могла. По российской традиции XIX века приход переходил как бы по наследству.
Сыновья священников поступали в духовные семинарии, по окончании которых получали свое первое место. Если отец умирал или оказывался немощным, то его место в приходе занимал один из сыновей.
Возникали ситуации, когда у умершего или пожилого священника или не было взрослых сыновей, или они уже «пристроены». В этом случае приход "наследовал" муж дочери.
Иногда поиски матушки для почти батюшки происходили сверхбыстро, потому что приход из-за внезапного ухода из жизни настоятеля не должен оставаться «сиротой».
Я уже рассказывала на примере второго брака известного купца, как происходил поиск невесты в «деловой» среде Российской империи (ссылка на статью "Что вам нужно - деньги или доброе сердце?" — в конце данного материала).
У священников все происходило еще быстрее и без особого выбора. Купец, даже вдовец с детишками по лавкам, выбирал себе жену по пригожести, по величине приданого, по схожести торговой сферы семьи невесты. Но он платил свахе за ее труды, и оплата шла за результат.
А для свахи важна была репутация: чем лучше жила купеческая семья, созданная ее праведными трудами, тем охотнее к ней обращались другие женихи и невесты за помощью в брачном вопросе.
В среде священников все попроще.
- Семинаристу нужно срочно жениться ДО получения сана.
- Важная деталь: матушка (так и сейчас называют супругу настоятеля храма) должна помогать своему мужу в его нелегком деле. Т.е. для семейного благополучия, для жизни прихода важно, чтобы жена без пяти минут батюшки оказалась из среды священнослужителей (в теме, выражаясь современным языком).
Девочки в основном учились дома. Женские гимназии появились уже в ходе реформ Александра II. Были попытки обучать будущих жен священников при Николае I, но количество «дипломированных матушек» - капля в море. Ведь бывали зажиточные села с 2-3 храмами. Так что жениться попу на поповне - то, что надо.
- Поповне иногда нужно не просто выйти замуж, а очень быстро, чтобы приход ее немощного или умершего батюшки достался ее мужу, а мать, сестры и младшие братья не меняли свой привычный уклад жизни.
- Развод практически невозможен.
- В случае вдовства священник не имел права повторно жениться.
А теперь, читатели канала «Мой XIX век» включаем воображение, учитываем эти очень важные факторы и представляем, как искало спутниц всей жизни в XIX веке «белое» духовенство.
Белым духовенством называли и сейчас называют не принявших монашество священнослужителей, которым (в отличие от черного духовенства) разрешено иметь жену и детей.
«Свахи по духовенству» предлагали семинаристу жениться на определенной барышне, например, на поповне. Потенциальный жених отправлялся смотреть на невесту, на приход ее отца (который достанется ему как зятю) и выяснять приданое.
Если данные три пункта устраивали, то венчались.
И тут интересный нюанс. В статье о браках Романовых я затронула каноны, которые августейшие особы постоянно нарушали.
Я уже в нескольких статьях приводила примеры нарушения православных канонов:
Доктор исторических наук Вера Бокова упомянула в своей работе, что у московских священников браки заключались в своей среде. Их родственные связи и свойство оказывалось невероятно запутанным.
«Все московские священники состояли в родстве», - утверждает историк.
Так у них и свойство должно быть такое, что...
«Какая прелесть!», - скажу я. Получается, что священник, чей брак нарушает православные каноны (если поковыряться в родстве и свойстве), мог отказаться венчать пару с куда менее жесткими нарушениями.
А еще меня удивляло, как часто в биографиях знаменитых людей XIX века встречается венчание за деньги. Например, развод и брак Дмитрия Менделеева:
Дело не только в нищенском положении батюшек, в их корысти, а еще и в том, что они сами были… не святые изначально.