Мы продолжаем мини-рубрику «Лучшее фэнтези всех времен», и сегодня в нашей подборке — классики жанра. Думая о классическом фэнтези, большинство людей в первую очередь вспоминают Толкина — что вполне закономерно, ведь именно его произведения разделили фэнтези (если не мировую литературу) на «до» и «после»; кто-то также назовет его друга и коллегу по цеху Клайва Льюиса. Однако эти два имени — далеко не единственные столпы жанра. В этой статье собрали 13 авторов, чьи фантазии о других мирах или фантастических обитателях нашего мира вошли в отечественный и мировой золотой фонд литературы.
Льюис Кэрролл
Писатель, поэт и писатель Льюис Кэрролл сочинил историю о девочке Алисе, упавшей в кроличью нору, для дочери друзей — а затем опубликовал под названием «Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье». Он едва ли мог подумать, что эта книга станет одним из важнейших и самых цитируемых произведений в мировой литературе, а Алиса — прообразом многих и многих героинь. Хотя книги о приключениях Алисы справедливо относят к литературе абсурда, это также основополагающий текст в истории жанра детского (да и не только) фэнтези.
Фрэнк Лаймен Баум
Несмотря на то, что «Удивительный волшебник из страны Оз» Баума также обращался к юной аудитории, считается, что именно этой книге удалось сформировать и закрепить такие важные жанровые признаки фэнтези, как путешествие в другой мир, условный средневековый антураж, деление на темных и светлых. Похождения Дороти и ее друзей до сих пор вдохновляют авторов на переосмысления и оммажи, от «Злая: Жизнь и приключения Злой Западной Ведьмы» Грегори Магвайера, на которой основан знаменитый бродвейский мюзикл и его недавняя экранизация, до детского фантастического цикла «УдивЛа» Тони ДиТерлицци.
Джеймс Мэтью Барри
Еще одна детская сказка в нашем списке — это, конечно же, «Питер Пэн и Венди» Джеймса Барри. Образ Питера, мальчика, который отказывается взрослеть, оказал огромное влияние на мировую культуру, а сам он стал одним из самых узнаваемых литературных персонажей. Авторы фэнтези и фантастики вновь и вновь обращаются к нему, окрашивая историю Пэна и потерянных мальчишек в новые тона, — взять, к примеру, роман «Похититель детей» художника и писателя Брома, мрачный и жестокий взгляд на сказочную Небыляндию.
Теренс Уайт
Переосмысление Теренса Уайта легенд о короле Артуре — это, однозначно, одна из самых необычных и важных фэнтези-книг ХХ века. Его цикл романов «Король былого и грядущего», являющихся творческим пересказом «Смерти Артура» сэра Томаса Мэлори, начал издаваться в 1938 и вскоре заслужил славу лучшей интерпретации бессмертной истории. О влиянии Уайта на их творчество впоследствии говорили такие мастера фэнтези, как Майкл Муркок, Джоан Роулинг и Нил Гейман.
Лорд Дансейни
Ирландец лорд Дансейни стоял у самых истоков фэнтези и во многом его опередил. Едва ли не первым в европейской литературе он создал полноценный «вторичный мир» со своей космологией, мифологией, историей и географией, чем оказал влияние на Лавкрафта, Толкина, Борхеса и многих, многих других. Самое знаменитое произведение Дансейни, «Дочь короля Эльфландии», не сразу обрело успех, однако сейчас этот роман считается одним из наиболее важных и признанных произведений жанра.
Фриц Лейбер
За многие десятилетия до Джорджа Мартина вселенной меча и магии правил Фриц Лейбер. Его «Сага о Фафхрде и Сером Мышелове» о приключениях варвара-рубаки и пронырливого воришки, которые вечно попадают в переделки и затем с задором из них выбираются, легли в основу (в числе других произведений) знаменитой настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, которая, в свою очередь, научила фантазии и смекалке многих авторов (включая уже упомянутого ДиТерлицци).
Михаил Булгаков
Действию фэнтези-романа необязательно разворачиваться в сказочном королевстве — поджанр городского фэнтези позволяет перенести фантастический сюжет в привычные декорации нашего мира. И, пожалуй, мало в мире романов, которые сделали это так смело и вошли в историю так прочно, как «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Этот роман, собранный воедино вдовой писателя после его смерти, конечно, нельзя ограничить одним жанром — даже попросту невозможно. И все-таки его публикация занимает особое место в истории отечественного фэнтези.
Евгений Шварц
Как и великое произведение Булгакова, сказки Евгения Шварца едва ли поддаются строгой жанровой классификации. Так, пьеса «Дракон» — это и мрачная сказка, и философская притча, и совершенно открытая политическая сатира. Неудивительно, что, написанная в 1944 году, пьеса до 60-х оставалась под запретом… Тем не менее, пьесы Шварца — о грустных чудесах, героях и драконах, мудрых волшебниках и глупых королях — вместе с их экранизациями и постановками прочно вошли в отечественный фэнтези-канон.
Урсула Ле Гуин
Роман «Волшебник Земноморья» был написан Урсулой Ле Гуин диалоге и полемике с Джоном Толкином и его предшественниками, а в итоге сам стал классикой фэнтези и подростковой литературы, оказав влияние на развитие обоих этих жанров. Новаторством романа и всего цикла, которое стоит упомянуть отдельно, была идея Школы Волшебников, предвосхитившей Хогвартс на добрые тридцать лет.
Энн Райс
Если Джон Полидори перепридумал вампиров, а Брэм Стокер — популяризировал, то «Интервью с вампиром» Энн Райс адаптировало их для нового века и нового читателя, раздвинув тесные рамки «вампирской прозы». Драматическая история вампира, рассказывающего о своей жизни по эту и по ту сторону бытия, и по сей день не лишилась опасного притяжения: как книги цикла, так и их экранизации пользуются неугасающим успехом.
Владислав Крапивин
В СССР жанр фэнтези не был в почете у власти и даже активно порицался. Из-за негласного запрета писатели вынуждены были маскировать фэнтези под «фантастику для детей» — не исключением был и Владислав Крапивин. Его «Дети синего фламинго» — это одновременно оммаж к потерянным мальчишкам Барри и классическая антиутопия, но также — пронзительная история о дружбе и верности в далекой неведомой стране.
Диана Уинн Джонс
В России британская писательница Диана Уинн Джонс, подарившая миру «Ходячий замок» и «Миры Крестоманси», известна не слишком широко. Однако на ее книгах, сюжетах и персонажах выросло уже несколько поколений читателей и даже авторов, включая уже не раз упомянутых выше Геймана и Роулинг. Если вы знакомы с «Ходячим замком» лишь по знаменитой аниме-адаптации Хаяо Миядзаки, советуем обязательно прочесть оригинал, от первой до последней страницы наполненный характерным ироничным обаянием Джонс.
Роберт Джордан
The New York Times написали о «Колесе Времени» Роберта Джордана так: Толкин для нас этот мир открыл, а Джордан стал в нем полноправным хозяином». Сравнение неслучайно: Джордан действительно вдохновлялся предшественником, однако сумел создать оригинальный мир со своими законами и порядками. Его масштабный цикл посвящен вопросу, каково это — быть избранным Судьбой, когда ты этого совсем не хочешь?
Кого из классиков фэнтези вы еще не читали, но собираетесь прочитать? А кто не оправдал ваших ожиданий? Поделитесь в комментариях!
Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал: так вы сможете узнать еще больше интересного о наших новинках, мировой литературе, культуре и многом другом.