В последние 3 года в России развивался тренд на импортозамещение, а в последний год к нему еще добавился тренд на локализацию производства. Мол, мы должны все производить сами, у себя и ни от кого не зависеть.
Каковы результаты? Сейчас как раз те производства, которые в наибольшей степени импортозамещенные и локализованные, терпят огромные убытки, существенно сокращают выпуск, переходят на неполные рабочие дни и недели, отправляют сотрудников во внеплановые отпуска, ну и т.д.
То есть, от всех вот этих процессов не то что не стало лучше, а стало сильно хуже. Далее я приведу вам целый ряд примеров из отрасли транспортного машиностроения. Его на фоне других отраслей можно считать в наибольшей степени локализованным, да и относительно сложным (то есть, с созданием высокой добавленной стоимости) - это именно то, к чему стремились и чего добивались.
К тому же, этой отрасли существенно подрезали конкуренцию с зарубежными брендами путем введения запретительного утильсбора. Казалось бы, чего еще нужно: вот вам идеальные условия: мы даже импорт перекрыли, вы тут одни, монополисты: производите и продавайте! Но нет. Все это бумерангом ударило именно по российскому производителю, который уже сейчас находится не просто в кризисе, а в глубочайшем кризисе.
Производить и продавать стали не больше, а сильно меньше. Обвал продаж в текущем году колоссальный, просто исторический. И далее этот кризис пока что будет только усугубляться.
Сначала покажу яркие примеры, а затем расскажу, почему все так произошло. Об этом я, если что, пишу уже много лет, с тех пор, когда это активное импортозамещение началось, и всегда говорил, что именно к этому все придет. Вот, уже можно однозначно констатировать, что я был прав.
Итак, начнем с производства спецтехники. Оно появилось в России не вчера, не в последние годы, а работает уже десятки, даже ближе к сотне лет. Сосредоточено в объединении под названием Росспецмаш, включающем десятки всевозможных заводов и компаний. Например, производством сельхозтехники занимается Ростсельмаш.
По официальным данным Росстата, с января по май 2025 года производство экскаваторов и бульдозеров в России сократилось более чем вполовину (!) по сравнению с прошлым годом. Особенно резкое падение зафиксировано в мае (возможно, в июне оно еще сильнее - скоро узнаем):
- Бульдозеры: в мае было выпущено всего 39 единиц – на 65% меньше, чем в мае 2024-го. За пять месяцев произведено 287 машин, что означает снижение на 32%.
- Экскаваторы: в мае было выпущено 50 единиц, что на 56% ниже, чем годом ранее. Совокупное снижение выпуска за пять месяцев составило 53%.
Согласно данным Росспецмаша, в январе–мае 2025 года продажи российской дорожно-строительной техники (ДСТ) на внутреннем рынке упали на 41,3%, составив всего 18,4 млрд рублей.
Наиболее серьёзное сокращение поставок зафиксировано по таким позициям:
- Автокраны — минус 50%
- Трубоукладчики — минус 75%
- Телескопические погрузчики — минус 90%
- Фронтальные погрузчики — минус 50%
- Автогрейдеры — минус 47%
- Гусеничные бульдозеры — минус 49%
- Катки — минус 75%
Ситуация с продажами тяжелых (HCV) и среднетоннажных (MCV) грузовиков демонстрирует ещё более сильное сокращение.
HCV (грузовики свыше 16 тонн):
- В июне продано 2 930 новых HCV, что на 66,8% меньше, чем год назад.
- За первое полугодие реализовано 22 013 единиц — падение на 55,9%.
MCV (от 3,5 до 16 тонн):
- В июне продано 725 машин, что на 61,9% меньше, чем в июне 2024 года.
- За первое полугодие — 5 953 единицы, минус 43,5% по сравнению с прошлым годом.
По легким грузовикам (LCV) падение несколько ниже, но динамика тоже очень негативная:
- В июне продано 5 900 новых LCV, что на 29,5% меньше, чем годом ранее.
- В январе–июне 2025 года реализовано 39 295 машин — снижение на 18,8%.
Лидером рынка тяжелых грузовиков в России является КАМАЗ, а среднетоннажных - ГАЗ (КАМАЗ на втором месте), в сегменте легких грузовиков безусловным лидером является ГАЗ - далее буду описывать ситуацию на этих предприятиях.
В сельхозтехнике ситуация аналогичная.
Согласно последним данным Росстата, продажи зерноуборочных комбайнов обвалились на 60% — это крупнейшее падение в сегменте за долгие годы.
А вот данные в разрезе продукции, озвученные директором отдела продаж Ростсельмаша Алексеем Швейцовым:
- Тракторы с шарнирно-сочлененной рамой от 30 л.с. — минус 53%
- Кормоуборочные комбайны — минус 52%
- Самоходные кормоуборочные машины — минус 25%
- Тракторы в целом — минус 39%
- Опрыскиватели — минус 18%
- Культиваторы — минус 11%
- Сеялки — минус 4%.
В легком гражданском автомобилестроении, лидером которого в России является небезызвестный АвтоВАЗ - тоже падение.
У АвтоВАЗа продажи упали более чем на 26%, на стоянках затоваривание, уже произведенные Лады никто не хочет покупать.
Все перечисленные предприятия уже, во-первых, сильно снизили производственные планы (например, АвтоВАЗ намерен в этом году сократить выпуск по меньшей мере более чем на 100 тысяч (!) машин или 20%, в сравнении с ранее запланированным).
Во-вторых, они или уже перешли, или находятся в процессе перехода на четырехдневную рабочую неделю (КАМАЗ - уже переходит на трехдневную), многих сотрудников отправляют во внеплановые отпуска, другим снижают зарплаты.
Все эти производители из ранее прибыльных стали сильно убыточными и погрязли в огромных долгах. Показатели настолько ужасные, что некоторые из компаний даже перестали их публиковать!
А что означают убытки? Это означает, что компания не приносит отчислений в бюджет в виде налога на прибыль, а поскольку большинство машиностроительных компаний государственные, то, наоборот, государство, как собственник вынуждено выделять им огромные деньги из бюджета на поддержку и покрытие убытков!
Ведь убытки - это превышение расходов над доходами. Чтобы заплатить больше, чем есть, требуется только докапитализация или дальнейшее наращивание дорогих долгов.
По этой причине все компании обросли огромными долгами, и вместо того, чтобы "кормить" бюджет налогами, теперь, наоборот, бюджет должен будет бесконечно "кормить" их ради покрытия убытков и обслуживания долгов всевозможными "мерами поддержки". А оплачивать все это будут... конечно же, граждане из роста налогов, сборов, тарифов и прочих источников пополнения казны. И за счет сокращения расходов на любое развитие.
Зачем это все? Неоднократно задавался этим вопросом, предрекая такую ситуацию:
Та самая неприятная фраза "А я же предупреждал!" тут будет как нельзя к месту.
Теперь поясню, почему так произошло, о чем тоже "предупреждал" ранее. Потому что производить, чтобы производить - это тупик. И Россия пошла именно по этому тупиковому направлению. Производить нужно только чтобы ПРОДАТЬ. А если производить и не продавать - будет затоваривание, убытки, долги и бесконечные вливания из бюджета во избежание банкротства.
Почему произведенную продукцию российского машиностроения не получается продать? Потому что в России, во-первых, закрытый рынок. Закрытый и очень ограниченный. Тут покупателей то особо и нет, развиваться просто некуда.
Во-вторых, в России созданы условия слишком высокой себестоимости производства, и чем сильнее оно локазизовано - тем дороже обходится! Потому что все производить самим - это очень дорогое удовольствие, непозволительная роскошь, я бы сказал. Получается а) низкокачественно, б) дорого.
И теперь логичный вопрос: кто будет покупать низкокачественное и дорогое?
В России такой покупатель только один, и имя ему - государство. Всю эту импортозамещенную и локализованную продукцию всю жизнь потребляло в основном только государство и госкомпании, либо же она продавалась через госсубсидии, всевозможные государственные льготные программы. Потому что продать дорогое и низкокачественное можно только тому, кто задумал все это производить, и хочет показать, что оно кому-то вообще нужно.
Государство выделяло огромные деньги ради того, чтобы чиновники с высоких трибун гордились успехами российского импортозамещения. Буквально триллионы рублей ежегодно!
И весь этот тренд зашел в тупик, когда у этого единственного покупателя вдруг закончились деньги (правильнее сказать, они уходят совсем в другом направлении). Деньги не только на непосредственные госзакупки, но и на всевозможное их субсидирование, как я написал выше. И сразу же, просто мгновенно все продажи всего импортозамещенного и локализованного в один миг рухнули! Вот прямо одномоментно.
Рухнуло производство "локализованных" телевизоров, ноутбуков, смартфонов, автомобилей, грузовиков, спецтехники. Вообще всего, кроме продукции ОПК, на которую как раз единственный покупатель и тратит свои оставшиеся деньги.
В обрушении продаж очень любят обвинять Центробанк - это он, нехороший такой, задрал ставку и не дает любимым производителям и потребителям наращивать долги и жить в долг. Однако и в периоды низких ставок все это продавалось только государству и по государственным программам! Причина в отсутствии закупок и субсидирования закупок государством, все остальное - не так существенно!
Вот и получается, что развивали-развивали производство, импортозамещали-импортозамещали, локализировали-локализировали. И вот к чему пришли.
Не к росту, а к сокращению производства и продаж на десятки (!) процентов, по отдельным направлениям - более чем вполовину. К такому, какого не было последние десятилетия! Потому что именно все это импортозамещение и локализация способствовали колоссальному беспрецедентному росту цен на всю произведенную продукцию. Потому что производить все самим существенно дороже, чем не самим. Ну а покупать дороже, когда можно купить дешевле и качественнее, пусть и с трудностями...
Удивляюсь людям, продолжающим утверждать, что это все делается правильно, что так и надо: все сами, сами, сами. Давайте произведем самый дорогой в мире автомобиль или компьютер Made in Russia! И что? Произвели? Вот, смотрите на первые наглядные результаты. Дальше - больше. Замкнутый рынок и "все сами" - это тупик и деградация, увы, как бы кому ни хотелось чего-то другого.
В заключение оставлю ссылку на свою статью, где все это расписывается менее эмоционально и более экономическим языком.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.
Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.