Богатство деда – внуки
Итак, от дочери Октавиан Август имел троих внуков и двух внучек. Довольно богатое наследие для деда. Три парня – это ли не уверенность в будущем династии? Но судьба и логика придворной борьбы выкосили молодую поросль. Впрочем, давайте по порядку.
Старшие внуки Октавиана родились: Гай в 20 году до н.э., Луций в 17 году до н.э. В те годы соправителем и очень даже возможным преемником Цезаря оставался их отец Марк Випсаний Агриппа.
Хотя как наследником? Октавиан и Агриппа ровесники. Далеко не факт, что второй пережил бы первого. А если бы и пережил, то сам стоял бы в одном шаге от могилы. Впрочем, к последнему рубежу Агриппа оказался еще ближе и умер в 12 году до н.э.
До этого печального события в 17 году до н.э. Октавиан усыновил внуков: трехлетнего Гая и только что родившегося Луция. Всё было оформлено честь по чести, в соответствии с древними римскими традициями. То есть с выкупом, с троекратным ударом монеты о весы. Собственно, так Гай и Луций стали Юлиями и Цезарями.
Но могли ли восьми- и пятилетний мальчики (в 12 году до н.э.) быть полноценными наследниками приемного отца и родного деда? А тому же за пятьдесят. И здоровье у Августа так себе. А что если он завтра умрет вслед за Агриппой?
И вот тут самое место вспомнить сложную семейную жизнь Августа. Дело в том, что вторым браком он был женат на Ливии Друзилле. Она, во-первых, имела двух собственных сыновей: Тиберия и Друза. Во-вторых, оказалась женщиной решительной и властной. Да еще имела на мужа большое влияние.
Так вот, в 12 году до н.э. Тиберий и Друз были мужчинами в полном расцвете сил – Тиберию 30 лет, Друзу 26. Они уже зарекомендовали себя в качестве полководцев, имели опыт государственной деятельности.
Для еще более прочной связи с династией Октавиан женил пасынков на своих родственницах. Тиберию досталась в жены Випсания Агриппина (дочь Агриппы от первого брака и единокровная сестра Гая и Луция), Друзу – Антония Младшая (племянница Октавиана по его сестре Октавии).
И даже больше – после смерти Агриппы Октавиан приказал Тиберию развестись с недостаточно близкой родственницей и жениться на овдовевшей Юлии Старшей. А она ведь еще и мать Гая и Луция Цезарей. Да, круто замешал «санта-барбару» Октавиан Август.
Так и вышло, что в промежутке между 12 и 6 годами до н.э. наследниками Августа считались Тиберий и Друз. Впрочем, Друз умер в 9 году до н.э.
Смена ролей
В 6 году до н.э. Тиберий внезапно бросает общественную деятельность и удаляется на Родос. Что такое? Как так?
Формальной причиной отъезда Тиберий объявил ссору с женой Юлией. Он действительно любил первую жену и не ужился со второй. Но только ли в этом причина удаления от дел и из Рима?
Очень может быть, что нет. Как раз к этому времени начал входить в юношеский возраст старший внук Октавиана Гай. Если не прямо сейчас, то через пару-тройку лет он, случись что, уже реально сможет заменить деда на посту главы Рима.
Тиберий вполне мог начать опасаться за свою жизнь. Особенно при том, что его ненавистной женой является родная мать юного претендента. Мало ли что она там капнет/подсыплет в еду или напиток.
Тут начинается резкий взлет молодого Гая Юля Цезаря. В 5 году до н.э. дед сделал его главой римской молодежи. В 1 году н.э. 20-летний Гай стал консулом. В этой должности он отправился инспектировать Восток.
Есть мнение, что Октавиан готовился к нападению на Парфию и хотел поставить во главе армии старшего внука. Для ознакомления с местностью его и отправили в Сирию. Там Гай во 2 году н.э. встретился с парфянским царем, провел переговоры.
Тем временем подрастал и второй внук. Во 2 году до н.э. вошел в юношеский возраст и Луций. Он также стал главой римской молодежи. Во 2 году н.э. дед уже собирался женить его (Гай был женат).
Подковерная возня
Между тем в придворном серпентарии происходила подковерная возня. Здесь сцепились жена и дочь Октавиана, Ливия и Юлия. Нам с расстояния в две тысячи лет мало что видно. Детали не разрешаются. Можно отметить лишь результат.
Во 2 году до н.э. указом Октавиана Юлия обвинена в разврате, разведена с Тиберием и отправлена в ссылку на остров Пандатерия. Очевидно, Ливия переиграла соперницу.
Однако главную задачу – расчистить Тиберию дорогу к высшей власти – Ливия еще не решила. И, строго говоря, мы до сих пор не знаем, сама ли она решила эту задачу или ей просто помогли боги. Если коротко, то дело было так.
Во 2 году н.э. Октавиан решает, что Луцию как и старшему брату пора набираться опыта в реальных делах. Дед послал внука в Испанию. Страну уже усмирили. Никаких проблем там не ожидается. Можно познакомиться с государственными делами в обычном, а не авральном режиме.
Только вот беда – не доехал юный наследник до Испании. В пути почувствовал себя плохо и 20 августа скончался в Массилии.
Разумеется, не обошлось без слухов об отравлении. А кому оно выгодно? Ливии и Тиберию. Да, Тиберий находился на Родосе. Но Ливия-то в Риме. И верных людей при ней хватает. Правды нам никогда не узнать. Так что каждый волен думать как кому захочется.
Но у Августа оставался еще Гай Цезарь. Парень (даже уже молодой мужчина) на заре великих свершений. Одним из свершений – небольшим победоносным походом в Армению – он решил заняться в начале 4 года н.э. Там-то и произошло новое несчастье.
Во время похода Гай согласился на личную встречу с армянским полководцем. Тот вручил римлянину какой-то документ. Гай углубился в чтение. Армянин выхватил кинжал и нанес Гаю рану (и тут же покончил с собой).
Характер раны неизвестен. Была ли она смертельна сама по себе? Или всё дело в заражении крови? Как знать. Только 21 февраля 4 года н.э. Гай Юлий Цезарь скончался.
И тут не обошлось без слухов и намеков на виновность Ливии. Но здесь эта женщина, пожалуй, не виновата. Не настолько уж у нее длинные руки, чтобы дотянуться до Армении. Да и причина смерти выглядит вполне объяснимой и не требует привлечения к ответственности матери Тиберия.
Казалось бы, теперь-то уж Тиберий мог праздновать победу. Если бы не одно «но»: у Октавиана имелся еще один внук – Агриппа Постум.
Продолжение:
------
Все очерки рубрики "Древний Рим":