Где: Музей Москвы
Адрес: Зубовский Бульвар, 2
До: 21 сентября 2025
В Музее Москвы проходит выставка «Августейший хозяин Москвы», посвященная Великому Князю Сергею Александровичу, московскому генерал-губернатору, командующему войсками Московского военного округа, благотворителю и меценату.
Представлено более 500 экспонатов: уникальные архивные документы, фотографии, книги его личной библиотеки, письма, портреты представителей императорской семьи, награды благотворительных учреждений и обществ, оружие, военная форма и многое другое.
Экспозицию сопровождает редкая документальная кинохроника, много информационных сенсорных экранов с дополнительной информацией и оцифрованными архивными источниками. Великолепно сделаны пояснения к каждому разделу выставки. Посетители могут посмотреть документальный фильм об истории Чудова монастыря, где в 1905 году Великий Князь был упокоен по решению его супруги Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
Организаторы выставки рассказывают о Великом Князе как о яркой, неординарной личности, военачальнике, выдающемся государственном деятеле, твердом в своих монархических убеждениях и православной вере. Но не всё так однозначно, личность и деяния Сергея Александровича до сих пор вызывают споры.
Одни пишут о нем как о человеке холодном, другие - наоборот отмечают его тонкую душевную организацию. Он очень много сделал для Москвы, в то же время его имя связано с Ходынской катастрофой. Он был глубоко религиозным человеком, тем не менее ходили упорные слухи о его гомосексуализме.
«Лицо его было бездушно… глаза, под белесыми бровями, смотрели жестоко»
французский посол М. Палеолог
«Все считали его, и не без основания, холодным и строгим человеком, но по отношению ко мне … он проявлял почти женскую нежность…»
Великая Княгиня Мария Павловна
Сергей Александрович был седьмым ребенком императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Он родился 29 апреля 1857 года, и стал первым из двух младших сыновей, рожденных порфирородными, то есть после того, как отец стал императором. В сентябре 1856 года после своей коронации Александр II с супругой посетили Троице-Сергиеву лавру и независимо друг от друга тайно обещали перед мощами преподобного Сергия: если у них родится мальчик, назвать его Сергеем.
На выставке представлены письма, от самых ранних лет Сергея Александровича до 1888 года, многие из них адресованы Анне Федоровне Тютчевой, воспитательнице Великого Князя, дочери знаменитого поэта. В своих письмах он обращается к ней по-французски, называя ее "душкой".
Сильнейшим потрясением для него стала смерть матери в 1880 году.
«Этот удар был страшный удар, и видит Бог, как я и до сих пор не могу еще придти в себя. С Ее смертью все, все переменилось. Не могу я словами выразить все, что наболело на душе и на сердце, — все, что у меня было святого, лучшего, — все в Ней я потерял — вся моя любовь — моя единственная сильная любовь принадлежала Ей».
Через полтора месяца после смерти супруги Александр II женился на женщине, с которой много лет состоял в связи, княжне Долгоруковой. Этот поступок отца Сергей Александрович объяснял влиянием на него либеральных идей. В противовес отцу он считал, что будущее Российской империи за православием и самодержавием. Эти убеждения проявились и во время его губернаторства.
С рождения мальчик был записан в Преображенский гвардейский полк. Его военная карьера была предопределена, хотя сам он хотел служить во флоте.
На всех фотографиях и портретах Великого Князя видна его безупречная военная выправка, но от глаз зрителя скрыто, что Сергей Александрович болел костным туберкулезом, и для того, чтобы уменьшить боль и снизить нагрузку на позвоночник, постоянно носил жесткий корсет. Может быть, и холодный взгляд – реакция на постоянную физическую боль, а также желание завуалировать природную стеснительность, которую отмечали многие его современники.
Несмотря на недуг, он принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, до 1887 года командовал 1-м батальоном Преображенского полка, а затем и всем полком.
Отдельная часть экспозиции посвящена паломничеству Сергея Александровича на Святую Землю, где он был трижды. Первое он совершил после гибели отца в 1881 году. Поездка произвела на него глубокое впечатление. Узнав о бедственном положении русских паломников, Великий Князь основал Православное Палестинское (с 1889 года — Императорское) общество, благодаря деятельности которого Святую Землю беспрепятственно смогли посещать тысячи русских людей самых разных сословий.
Начальник Русской духовной миссии на Святой Земле архимандрит Антонин (Капустин) писал: «От высоких гостей майских тут все в восторге. Независимо от своего царского рода и положения, это наилучшие люди, каких только я видел на свете. Да пребудет с ними и в них вовек неотступно благодать Божия! Меня они очаровали своею чистотою, искренностью, приветливостью и глубоким благочестием в духе Православной Церкви. Пробыли здесь 10 дней… и половину ночей этого периода провели у Гроба Господня в молитве».
В 1883 году при содействии Великого Князя начались археологические раскопки в Иерусалиме. Они подтвердили историческую подлинность местоположения Голгофы. Знаменитый русский археолог, первый директор Исторического музея А.С. Уваров называл Сергея Александровича «великим князем от археологии». Кстати, более 20 лет Великий Князь был почётным председателем Императорского Российского исторического музея (как тогда назывался ГИМ).
В 1884 году Сергей Александрович сочетался браком с принцессой Гессен-Дармштадтской, внучкой английской королевы Виктории и старшей сестрой императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II. В православии она получила имя Елизавета Федоровна.
Из письма Елизаветы Фёдоровны о Сергее Александровиче его брату, Великому Князю Павлу Александровичу: “Это святой человек, который стоит выше всех нас — ты, конечно, это чувствуешь”.
26 февраля 1891 года император Александр III назначил своего брата на пост московского генерал-губернатора, через три года Великий Князь вошел в Государственный совет, а в 1896 году стал командующим Московским военным округом, включавшим десять центральных губерний (Московскую, Костромскую, Владимирскую, Нижегородскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Воронежскую) и некоторые уезды Тверской, Вологодской, Ярославской, Вятской, Пензенской и Смоленской губерний. Таким образом, он стал фактически наместником государя во всей Центральной России.
Через несколько месяцев после своего назначения генерал-губернатор, раздраженный тем, что его экипаж медленно ехал в общем потоке, приказал перекрывать движение по Тверской во время его выездов в город.
Непопулярность Сергея Александровича в среде московских купцов иллюстрирует следующая история: в 1898 году Савве Морозову сообщили, что генерал-губернатор хочет посмотреть его знаменитый особняк, построенный Шехтелем на Спиридоновке. Морозов согласился, но когда Великий Князь с супругой прибыли на место, хозяина дома не оказалось, и особняк гостям показывали слуги. Сергей Александрович был взбешен.
Москвичи злословили: «Москва стояла до сих пор на семи холмах, а теперь должна стоять на одном бугре» — таким анекдотом встретил город нового генерал-губернатора (русское «бугор» созвучно французскому bougre — содомит).
А ведь на посту градоначальника Сергей Александрович так много сил вложил в изменение архитектурного облика и образа жизни в Москве.
Была проведена полная реконструкция всей системы водоснабжения, введен запрет на сброс отработанной воды с фабрик в реки.
В 1897 году на Раушской набережной была запущена первая очередь городской электростанции: предназначенная для освещения улиц, домов и работы некоторых предприятий, с 1899 года она также обеспечивала электричеством линии первых московских трамваев.
Шло строительство Московской окружной железной дороги и разрабатывался первый проект строительства московского метрополитена.
Были построены Императорский Российский Исторический музей, здание Московской городской Думы (ныне — Музей Отечественной войны 1812 года), Верхние торговые ряды (современный ГУМ), Московская консерватория.
Отреставрированы соборы Московского Кремля, Храм Василия Блаженного, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Большой театр.
В Новоспасском монастыре была устроена усыпальница бояр Романовых в храме Романа Сладкопевца.
Великий Князь поддержал предложение Ивана Владимировича Цветаева по созданию Музея изящных искусств имени Александра III (ныне - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Именно он настоял на выделении участка земли на Волхонке, где первоначально планировали строить другое здание, помогал со сбором средств и экспонатов для будущей коллекции и лично утвердил проект архитектора Р.И.Клейна.
С 1901 года в Москве, а после и во всей Центральной России, по инициативе Великого Князя стали появляться народные дома — место встреч, общения, творческого досуга рабочих, где можно было выпить чай и пообедать по доступной цене. Народные дома стали частью антиалкогольной кампании Московского попечительства о трезвости. На личные средства Сергея Александровича народная чайная содержалась на Хитровке, в одном из самых неблагополучных районов города.
Как уже говорилось, Великий Князь был консерватором. Чтобы предотвратить распространение в рабочей среде революционных настроений, Сергей Александрович поддержал предложение С.В. Зубатова, начальника московской «охранки», по созданию рабочих организаций – «Обществ взаимопомощи рабочих», что позволяло контролировать политические взгляды пролетариата.
Под попечением Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны, находилось более 100 благотворительных обществ и объединений.
Но все его достижения как генерал-губернатора перечеркнула трагедия на Ходынском поле.
18 мая 1896 года в честь коронации императора Николая II на Ходынском поле было организовано народное гуляние с раздачей подарков. На поле образовалась давка, в результате которой по официальным данным, погибло 1389 человек (по неофициальным данным, число погибших превысило 4000 человек). Основная вина за случившееся обществом была возложена на генерал-губернатора Москвы, его прозвали «князем Ходынским».
Великий Князь Александр Михайлович, адмирал, генерал-адъютант, внук Николая I, в своих воспоминаниях писал: “Великий Князь Сергей Александрович сыграл роковую роль в падении Империи и был отчасти ответствен за катастрофу во время празднования коронации Николая II на Ходынском поле, в 1896 году. При всём желании отыскать хотя бы одну положительную черту в его характере, я не могу её найти. Будучи очень посредственным офицером, он, тем не менее, командовал Л. Гв. Преображенским полком — самым блестящим полком гвардейской пехоты. Совершенно невежественный в вопросах внутреннего управления, Великий Князь Сергей был тем не менее Московским генерал-губернатором, пост, который мог бы быть вверен лишь государственному деятелю очень большого опыта. Упрямый, дерзкий, неприятный, он бравировал своими недостатками, точно бросая в лицо всем вызов и давая, таким образом, врагам богатую пищу для клеветы и злословия. <...> Император Николай II не должен был допускать, чтобы Великий Князь Сергей сохранил бы свой пост генерал-губернатора после катастрофы на Ходынском поле.”
1 января 1905 года Сергей Александрович ушел в отставку с поста московского градоначальника, но остался командующим московского военного округа.
4 февраля 1905 года, около трех часов дня, Великий Князь вышел из Николаевского дворца в Кремле и сел в карету. Не успел он отъехать, как раздался взрыв. Когда дым рассеялся, на Сенатской площади Московского Кремля остались лежать два изуродованных тела – это были Сергей Александрович и кучер. Бомбу в карету великого князя бросил член боевой организации эсеров Иван Каляев. Елизавета Феодоровна отправилась в тюрьму, где был заключен Каляев, и принесла ему прощение от имени супруга, оставив заключенному Евангелие. Она просила императора о помиловании убийцы, но он отказал.
Из письма Елизаветы Феодоровны Николаю II 7 апреля 1910 года: «Дорогой мой… Сергей с радостью умер за тебя и за свою родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если бы мог этим помочь».
Вскоре после гибели мужа Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых) и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу, где расположилась основанная ею Марфо-Мариинская обитель. Она ухаживала за самыми тяжелыми больными, ассистировала на операциях, дежурила по ночам в больничных палатах.
2 апреля 1908 года на месте гибели Сергея Александровича в Кремле был освящён и открыт памятник-крест, выполненный по проекту Виктора Васнецова. Он был снесён в 1918 году. После перенесения останков Великого Князя в Новоспасский монастырь в нём в 1998 был воссоздан крест-памятник (автор проекта — Д. Гришин, скульптор — Н. Орлов). В 2017 году крест-памятник был воссоздан на территории Кремля.
Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Она была арестована и отправлена на Урал. В ночь на 18 июля 1918 года Великая Княгиня была убита: живой сброшена в шахту в 18 км от Алапаевска. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.
В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви Великая Княгиня Елизавета Федоровна была причислена к лику святых.
В Музее Москвы сейчас проходят еще две интересные выставки “Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов” и “Высоко под землей”, о которых я писала ранее.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Музей_Москвы #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Августейший_хозяин_Москвы #куда_пойти_летом_в_Москве