Где: Музей Москвы
Адрес: Зубовский Бульвар, 2
До: 24 августа 2025
Выставка «Между Парижем и Москвой» стала продолжением прошлогодней экспозиции «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», одной из героинь которой была художница Александра Кольцова-Бычкова.
Нынешняя выставка посвящена творческому союзу супругов Сергея Кольцова и Александры Кольцовой-Бычковой. В её основе лежат две ретроспективы, две творческие линии, зрители могут знакомиться с деятельностью каждого из героев по отдельности и в то же время попытаться найти их точки соприкосновения.
Вот, например, один и тот же мотив - мужчина и женщина идут под руку. Но в одном случае это мужское видение, где женщина явно опирается на своего партнера, а в двух других – женский взгляд на светские пары, их костюмы, манеру держаться.
Экспозиция творческого наследия супругов очень разнообразна: текстильные панно, живопись, скульптура, графика.
И, конечно, история любви, которая придает особый романтический флёр проекту Музея Москвы.
Она была коренной москвичкой из семьи небогатого конторщика текстильных фабрик, он – уроженцем Петербурга, но родным городом всегда считал Москву: семья переехала, когда Сергею был год. Отец Кольцова был краснодеревщиком и, согласно легенде, участником покушения на Александра II.
Познакомились будущие супруги в Строгановском училище. Сергей Кольцов поступил в Строгановское училище в 1907 году, когда ему было 15 лет. Его главным учителем стал знаменитый скульптор Николай Андреев (автор замечательного памятника Н.В. Гоголю на Никитском бульваре), несколько его работ тоже есть на выставке.
В 1920-1930-е годы Наркомпрос регулярно отправлял за границу писателей, художников для заимствования европейского опыта. Супругов отправили вместе, но не как семейную пару, а как две самостоятельные творческие единицы, перед которыми стояли разные задачи.
У Александры Кольцовой-Бычковой, как у специалиста по декоративно-прикладному искусству, была задача ознакомиться с последними парижскими тенденциями в индустрии моды.
Сергея Кольцова послали в Париж с целью зафиксировать будни французской столицы в графике, живописи, скульптуре. По окончании поездки он должен был представить проект о том, как в Париже сочетаются идеи социализма и капитализма.
Творчество художницы парижского периода отличается большим разнообразием и своим личным стилем. Вначале она работала в графике. Делала различные этикетки для Торгпредства, обложки и книжные знаки для типографии Pascal, рекламные афиши. В Париже была издана сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» с обложкой, иллюстрациями и заставками, сделанными Александрой Кольцовой-Бычковой. Художница разрабатывала рисунки для ткани, эскизы обуви и одежды, варианты оформления интерьеров.
В 1929 году состоялась её персональная выставка в Galerie de l’Hirondelle, после которой Кольцова-Бычкова стала получать многочисленные заказы на рисунки для художественно-декоративных изделий от различных промышленных фирм. Так, например, она сделала модели спортивной одежды для фирмы Hermes.
Цикл рисунков посвящён знаменитой в ту пору темнокожей танцовщице Жозефине Бейкер, про которую говорили, что она танцевала голой и умерла веселой. Но обнаженными танцовщицами Париж не удивить, поэтому Жозефина выходила на сцену с ручным гепардом в бриллиантовом ошейнике. Зверь периодически сбегал в оркестровую яму, пытаясь укусить кого-то из музыкантов. Это добавляло шоу эмоций. Жозефина стала очень модной, многие художники писали ее портреты. С помощью секретарей она выпустила мемуары, при этом сама была неграмотна, так как в школе не училась. Во время Второй Мировой войны Бейкер работала на французскую разведку, получила удостоверение летчика и офицерский чин лейтенанта ВВС, но не летала, а по поручению генерала Де Голля гастролировала по Северной Африке, поднимая боевой дух солдат. Своих детей у нее не было, но она усыновила 12 детей разных национальностей (французов, корейца, японца, финна, уроженцев Северной Африки и Латинской Америки), пытаясь доказать, что все могут жить мирно. Жозефине было 68 лет, когда она бурно отметила 50 - летие своей сценической деятельности, дала концерт, станцевала голой на вечеринке, а через пару дней ее нашли мертвой в постели с газетами, в которых были хвалебные отзывы о ее юбилейном концерте.
Но вернемся к нашим главным героям. В 1931 году в Большом дворце прошла выставка Салона независимых, организованного еще в 1884-м Жоржем Сёра, Альбером Дюбуа-Пилле, Одилоном Редоном и Полем Синьяком. Президент Салона, Поль Синьяк, признанный мэтр европейского искусства, приобрел три текстильные работы в технике аппликации Кольцовой-Бычковой с изображением цветов и кораблей (каждая стоила по 250 франков).
«Гармония Ваших композиций отлична. Вы работаете с большой уверенностью и в полном соответствии с натурой. Вы отлично владеете материей и отлично передаёте природу. Ваши корабли действительно корабли, а не сабо, а я так люблю корабли. Для меня было удовольствием выбрать два Ваших произведения. Моя жена, также художница (она подписывается Сельмерхем Дегранж), ей также удаются цветы, выбрала Ваш букет, который привел её в восторг. Мы Вас очень хорошо примем в нашем доме…Я в Вашем распоряжении, чтобы дать Вам любой совет, который Вы у меня попросите».
из письма Поля Синьяка Александре Кольцовой-Бычковой
Первым в СССР вернулся Сергей Кольцов. Его выставка парижских работ (она так и называлась — «Париж») в зале кооператива художников на Кузнецком Мосту стала настоящей сенсацией: карандашные наброски парижских типажей, живописный «Парад инвалидов», вдохновленный шествием на День памяти о Первой мировой войне, акварельные уличные сценки. Завершали экспозицию скульптуры, напоминающие работы и Огюста Родена, и Константина Бранкузи. Этот проект принес Кольцову славу. В настоящее время работы из парижского цикла Кольцова находятся в разных музеях нашей страны, и специально к выставке его собрали вновь. Из 140 позиций удалось найти 92 и 89 привезти на выставку!
За успехом последовали многочисленные предложения— Кольцов пишет эскизы скульптур для Библиотеки им. Ленина, создает пятиметровую фигуру красноармейца для наземного вестибюля станции метро «Арбатская», проект памятника в честь двадцатилетия Рабоче-Крестьянской Красной армии, двадцатиметровый горельеф для павильона животноводства Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, скульптурные фигуры на станции метро “Бауманская”.
Возвращение Кольцовой-Бычковой оказалось менее шумным — напротив, на родине она окончательно отошла от декоративно-прикладного искусства, посвятив себя живописи. И, конечно, в ее живописи нельзя не прочитать отсылки к французским художникам: автопортреты – оммаж Ван Гогу, натюрморты — Полю Сезанну, купальщицы – Анри Матиссу.
Поскольку летнее время года художница постоянно проводила за городом в Подмосковье, то появились серии лирических пейзажей.
Будучи урождённой москвичкой Кольцова-Бычкова писала и столицу. Художницу вдохновляла, главным образом, округа того дома, в котором прошла большая часть её творческой жизни. Они с супругом жили в студиях бывшего доходного дома З.А. Перцовой между Остоженкой и Москва-рекой на углу Курсового переулка и Соймоновского проезда. Из окон студии открывался великолепный вид на Кремль и Большой Кремлёвский дворец. На последнем этаже она писала живописные пейзажи с видом на Большой Каменный мост и Кремль, а он ваял скульптуры.
Зачастую, прежде чем начать работать над картиной, художница записывала свои впечатления, то, что она хочет передать. Попасть в такую “творческую лабораторию” очень интересно.
Сороковые годы супруги проводят в Москве. Кольцов создает графический цикл «Защита Москвы», восстанавливает фигуры Терпсихоры и Летящего гения на фасаде Большого театра. Но в ходе последней реставрации театра их сняли, посчитав подход скульптора слишком авторским.
В 1945 году Кольцов был назначен деканом факультета архитектурно-декоративной скульптуры в родном Строгановском училище. После 1945-го он работал над гипсовыми макетами двухметровых скульптур «Партизан» и «Победитель» — обе остаются незаконченными. Наследие Кольцова-монументалиста почти целиком утрачено – большинство проектов были утеряны, сбиты или не реализованы. В 1951 году 59-летний Сергей Кольцов скоропостижно скончался.
В 1974 году благодаря усилиям супруги в выставочном зале Союза художников РСФСР открылась его персональная выставка. Александра Кольцова-Бычкова ушла из жизни 1985 году, ей было 92 года.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Музей_Москвы #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #между_Парижем_и_Москвой #куда_пойти_летом_в_Москве #Сергей_Кольцов #Александра_Кольцова-Бычкова