"Слепая"? Серьезно? Можно дерзнуть написать что-то о фильме о котором так много уже сказано? Арина Сан реконструировала историю создания фильма, ФЕНИКС (Елена М) сравнила корейкую, китайскую и японскую версии, а fatty_toad - дневник фантазерки и Ю Сын Хо блог сделала видео и написала уже две рецензии, по косточкам разобрав фильм, отзывы режиссера, презентации фильма. И даже Директор Ю со Склада дорам отсмотрел и отозвался о фильме, заклеймив его слабым детективом с сильными актерами. Но...
Детектив ли это?
Действительно, это не совсем детектив.
Это наши ожившие кошмары. Помните, в детстве стул мог показаться крадущимся тигром, а полная темнота становилась тотальной опасностью - нечто страшное могло быть просто в шаге от нас: провал, в кажущемся надежном полу, а так же отсутствие перил там, где они должны быть. И вообще в темноте может быть кто-то страшный, готовый тобой поужинать.
Думаю, сценарист вдохновился фразой маньяка, обращенной к слепой жертве: "Я тебя вижу, а ты меня нет". Перед ним возник этот образ и он немедленно развил это в сценарий. Сценарий был отмечен наградой в 2011 (48th) Daejong Film Awards Лучший сценарий (Best Screenplay). Позже было снято несколько ремейков - "Свидетель" (Китай, 2015), "Слепая свидетельница" (Япония, 2019) и "Слепая" (Индия, 2023). Особенно показателен фильм "Свидетель" Я вообще впервые вижу чтобы режиссер взял да и повторил свой собственный фильм на 80-90% вплоть до совпадения отдельных кадров. А вот Ан Сан-Хун так и поступил: в 2015 г. именно он снял фильм "Свидетель". Действие было перенесено в Китай и все вроде как улучшено - главная героиня живет с братом не в приюте., а в роскошном особняке, брат не просто танцор, а крутой солист крутой группы и автор песен, у маньяка есть сестра, а у детектива - напарник. Все косяки первого фильма объяснены (даже мотивация маньяка).
Но такого саспенса, как в первом фильме, нет. Ведь на самом деле зло и не должно быть понятным, а ужасные вещи реально случаются и никак это не улучшить и не пригладить. И что очень важно - не всегда они могут чему-то научить.
Гордость и предубеждение
Это все о ней, о главной героине Мин Су А. Это она исполнена гордыни и относится ко всем с предубеждением. Так, выбрав стезю полицейского, она не может принять увлечение брата танцами. Вот она тащит его домой прямо с соревнований (!). Кстати, во всех версиях фильма она не является его родной сестрой. Не то чтобы деспотизм родных сестер может как-то быть оправдан, но так ситуация выглядит особенно абсурдной.
Дальше она пристегнет его наручниками к машине и... когда случится внезапная авария, то он из-за этого будет обречен. В японской версии с героини снимут эту часть вины - авария тоже будет и брат погибнет, но у него хотя бы будет шанс спастись.
Сама героиня тоже пострадает. Ослепнет. Во многих культурах слепота и мудрость связаны - слепым представляли Гомера и легендарного прорицателя Тиресия. Эдип, по незнанию совершив ужасные вещи, выколол себе глаза, так как именно с ними был слеп.
Но героиня никакой мудрости не обретает, высокомерие и гордыня так с ней и остаются. Надо отдать ей должное - она неплохо приспособилась к изменившейся реальности, по максимуму использует оставшиеся органы чувств. Но принимать людей вокруг себя так и не научилась. Благо, что ей досталась очень умная собака-поводырь. Вот честно, иногда даже когда она просто смотрела на свою хозяйку и ее собеседников, то казалось, что ее коэффициент интеллекта раза в 2 выше и ее изрядно утомила людская тупость
И вот тут-то начинаются та самая история, которая будет ключевой в фильме: Су А невольно становится свидетельницей похищения человека, а может даже убийства. Надо отдать ей должное - она не только сумеет удрать от маньяка, но даже постарается максимально извлечь из своей памяти то, что помогло бы полицейским поймать его. Она обращается в полицию. Сначала ее вообще не хотят слушать, затем скидывают это дело на очевидного аутсайдера, к тому же пусанца. Он встречает поручение без энтузиазма, но будет добросовестно рыть землю. И даже если какие-то другие темы будут выходить на первый план, фильм все же остается детективом. Маньяка будет искать полиция.
Однако ему придется преодолеть множество препятствий и первое из них - проблема достоверности свидетельских показаний
Проблема источника
Вообще-то историки всю дорогу с этим сталкиваются. Даже самый-пресамый аутентичный источник может содержать недостоверную информацию, а вполне себе ненадежный и предвзятый - достоверную.
Полицейские видят перед собой слепую свидетельницу и сомневаются в ее показаниях. Однако, они вынуждены поверить ей тогда, когда часть информации подтверждается - становится известно об исчезновении женщины. И теперь они полностью ей доверяют. Напрасно, она во власти стереотипов и предубеждений. Одна из важнейших ее установок является ложной: Су А думает, что села в такси. Еще бы - она его ожидала. Опираясь на эту ложную установку она игнорирует множество фактов, которые ей противоречат. Дорогая обивка сидений? Ну, это дорогое такси. Некто спереди связан с больницей, так как чувствуется запах лекарств? Ну, это должно быть предыдущий пассажир.
И тут появляется второй свидетель. Молодой, дерзкий и жаждущий денег.
Это герой Ю Сын Хо Ки Соп. Прическа, одежда - все свидетельствует против него. Стилисты и сам Ю Сын Хо очень постарались сделать так, чтобы вспыльчивый, не особо воспитанный Ки Соп с самого начала внушал подозрения. Весь прошлый год Ю Сын Хо отыгрывал светлого и прекрасного героя Мин Чже ("Пламя желаний") с безукоризненной прической, хорошими манерами и в стильных одеждах. Взъерошенный, жующий жвачку Ки Соп с серьгой в ухе доверия не вызывает, его выволакивают "за ушко да на солнышко" и его очень-очень жаль. Нет, он не плачет, не жалуется, но этот голодный ребенок надеялся нормально поесть. Поел бы, если бы ему выплатили обещанную награду. Денег он не получил, а вот неприятностей огреб, так как теперь маньяк начал за ним охоту, ведь Ки Соп на самом деле видел его лицо и мог бы его узнать. Ему просто повезло, что он в итоге оказался в больнице, а не в морге. Он возмущен, когда к нему приходит полицейский и высокомерная свидетельница. Да, теперь ему верят, но от этого не легче. Он хочет поскорее покинуть больницу.
Су А пытается убедить Ки Сопа остаться, он все больше напоминает ей погибшего брата и она хочет уберечь его от опасности. Ки Соп не намерен ее слушать, уходит, но внезапно, спустившись в метро видит рядом с ней маньяка.
Зло рядом
Ки Соп был потрясен
Собственно это и есть то, что вдохновляло сценариста. Детектив-детективом, но вот это ощущение беззащитности слепой свидетельницы перед лицом зла, это торжество зла над ее волей, интеллектом и всеми ее приобретенными навыками - это роднит фильм с хоррорами
Мальчишка пытается ей помочь. Сцена в метро очень крутая. Лично мне она напомнила преследование наемного убийцы в "Самурае" (Франция, 1967). Герой Алена Делона пытается улизнуть из ловушки, расставленной полицией. Метро нашпиговано секретными агентами, в полицейском управлении смотрят на карту метрополитена, напоминающую паутину, в которой непременно застрянет преследуемый. Здесь охотник всего один, но у него преимущество - "он ее видит, а она его нет". Нам, кстати, пытаются показать, что именно видит она. Во всех версиях это интересные операторские находки
В японской версии героиня плутает в пустом торговом комплексе. Но так уничтожается символизм сцены. В корейском варианте героиня спускается в подземный мир и оказывается во власти сил зла. Ки Соп не случайно оказывается на другой стороне и пропасть разделяет их. По существу он устанавливает с ней почти шаманскую связь и руководит ею, оставаясь вдали. Путь наверх закрыт, но его отмечает и символически открывает кровь добровольной жертвы.
Даже трагический финал сцены это еще не конец, нет для героев покоя и они пытаются найти убежище в "Доме надежды", сиротском приюте, в котором выросла Су А.
Ки Соп постепенно проникается братскими чувствами к сильной духом, но довольно беззащитной героине. А та в еще большей степени готова видеть в нем брата.
Перед последним боем
Конечно, в самый трагический момент приют опустеет и юные герои останутся со злом один на один. Но не ищите в этом сценарных просчетов. Идея беззащитности перед лицом зла, невидимого в той темноте, которая окружает героиню должна быть доведена до совершенства. По существу, Ки Соп тоже обречен- куда юнцу до изворотливого и безжалостного маньяка. Но в этом их последнем бою они будут драться не за себя: Ки Соп будет спасать бестолковую нуну, а та будет сражаться за брата.
В битве будут задействованы все стихии - огонь, вода, камень, металл, бои будут происходить на всех уровнях, включая подземелье, вотчину умершего брата.
Съемки были тяжелыми - дождь, грязь, холод и огонь - все настоящее. На съемках в больнице на беднягу Ю Сын Хо свалился фрагмент аппаратуры, так что повязка тоже была настоящей. И, как мы уже можем догадаться, он не стал прерывать съемку, так и снимался. Ким Ханыль повредила глаз в сцене со спичками - досталось всем.
Ю Сын Хо "отвечал" в команде за теплоту и милоту. Без него фильм бы несколько схематичным. Помогал ему в этом его старый друг -собака Даль И (Дари), с которой он снимался в "Искренних лапах" ("Сердечке").
Фильм был успешен в прокате. В одной только Корее его посмотрело 2,4 миллиона зрителей. Ким Ханыль получила награду за прекрасное воплощение образа слепой свидетельницы. А Ю Сын Хо стал самым молодым высокооплачиваемым актером Кореи того времени. Можно долго спорить какая именно его роль стала первой взрослой. Но вот статус высокооплачиваемого актера-звезды он обрел тогда. И тогда же, в этом фильме и в дораме "Воин Пэк Тон Су", он начал успешно осваивать роли небезупречных персонажей.
Фильм переснимали множество раз, но здесь наилучший актерский состав, лучшая атмосфера почти-хоррора и лучшее развитие взаимоотношений между главными героями: Су А преодолевает свое предубеждение, Ки Соп прощает обиды. Тот, кто одинок - проиграет тотальному злу, скрывающемуся в темноте, но оба героя постепенно переходят от противостояния к состоянию, когда каждый сражается, защищая другого.
Этим фильм бесконечно ценен. И если кто-то еще его не смотрел, должен сделать это немедленно, запасаясь платочками и валерьянками. Те, кто посмеет тыкать в сюжетные дыры будет лишен удовольствия, смешанного с ужасом и будет смотреть хорошо просчитанные, но далекие от духа оригинала ремейки.
Но да, это все же детектив.
Остальные статьи о Ю Сын Хо на этом канале здесь