Коль уж я начал изучать откровенную отечественную фотографию (ссылки на две предыдущие статьи оставлю в конце статьи), то никак нельзя обойти вниманием фотографа Николая Ивановича Свищова-Паолу.
Итак, что о нем известно? Изначально он специализировался на документальной , обнаженной и портретной фотографии. Был и первопроходцем фотографии, и новатором. Так, например, он изобрел способ печати изображений на фарфоре и стекле. Данный блог интересует прежде всего его эстетика откровенной фотографии 20-х, эпохи Ар Нуво, поэтому на таких фотографиях и сосредоточусь.
Очевидно, что творчество Свищова-Паолы принадлежит к эпохе Ар Нуво и к стилистике Пикторализма: фотография композицией, тематикой и подачей напоминает живопись. Сравните фотографию выше вот с этой картиной:
Я думаю, комментарии излишни, так как сходство вИдения фотографа и художника очевидны.
С двойной фамилией художника связан курьез: он работал в ателье под названием "Паола", потом выкупил его у прежнего владельца, и клиенты стали называть его то Свищовым, то Паолой. Пожалуй, это напоминает феномен из контактов в телефоне: "Маша Петрова Ноготочки" или "Василий Иванов Шиномонтажка". В итоге при получении паспорта его записали Свищовым-Паолой, то есть это действительно прецедент человека имени собственного бренда.
Посмотрите только на этот портрет Веры Холодной, культовой актрисы того времени, самой культовой. Она рано умерла от испанки, но думаю, доберись она до Голливуда, она бы многих затмила там, потому что
Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо — вверх. Правда, выходило это у неё замечательно, но больше красавица Вера дать ничего не могла
Так о ней отозвался режиссер Владимир Гардин. "Вскидывать глаза налево и направо" - а больше, в сущности и не требовалось.
Но продолжу о Свищовом-Паоле. В 1910-х - 1920-х годах его творчество достигает пика популярности, и он создает множество фотографий, в том числе знаменитых современников, многие из которых, я про фотографии, стали не просто знаменитыми, а навесно впечатаны в память, хотя мы можем не знать их автора.
Как минимум этот фотопортрет всем известен абсолютно.
Помимо всего прочего фотограф запомнился проектом-выставкой "Искусство движения", в котором он запечатлел интересную пластику танцоров, вот, например:
Есть в этом что-то от грядущих парадов физкультурников. Или вот:
Или вот еще:
В фотографии выше много от русского авангарда живописного, от футуризма и кабаре одновременно. Сравните:
Меня очень впечатлило вот это фото:
Мощь.
В общем, при советской власти он в опалу не попал, потому что был заслуженный классик и много делал для того, чтобы быть полезным: вел фотокружок, снимал академиков и так далее. Но эксперименты молодости все-таки пришлось прекратить.
Спасибо за внимание!
Предыдущие статьи о ранней отечественной откровенной фотографии: