Найти в Дзене

Как успешно написать исторический проект

Сегодняшнюю статью я бы хотел посвятить одному из самых сложных заданий ВСОШ – исследовательскому проекту. Так как мои прошлые статьи, посвященные эссе и подготовке к олимпиадам в целом, были очень тепло приняты аудиторией, я решил продолжить цикл статей о практическом туре и обратиться к историческому проекту. Процент выполнения данного задания всегда небольшой. Редко, когда кто-либо получал высокий балл, а тем более максимальные 50. Я же постараюсь доходчиво, затрагивая все аспекты и нюансы, рассказать Вам об историческом проекте. Так я разберу: - Особенности проекта как олимпиадного задания ВСОШ: его структуру и систему оценивания. - Понятие исторического источника и правила работы с ним на ВСОШ. - Один из проектов прошлых лет - Основные рекомендации к подготовке и список необходимой литературы. Данная статья будет полезна всем тем, кто еще только готовится к олимпиадам, а также тем, кто в ближайшее время примет участие в заключительном этапе ВСОШ. Данное задание представляет собой
Оглавление

Сегодняшнюю статью я бы хотел посвятить одному из самых сложных заданий ВСОШ – исследовательскому проекту. Так как мои прошлые статьи, посвященные эссе и подготовке к олимпиадам в целом, были очень тепло приняты аудиторией, я решил продолжить цикл статей о практическом туре и обратиться к историческому проекту. Процент выполнения данного задания всегда небольшой. Редко, когда кто-либо получал высокий балл, а тем более максимальные 50. Я же постараюсь доходчиво, затрагивая все аспекты и нюансы, рассказать Вам об историческом проекте. Так я разберу:

- Особенности проекта как олимпиадного задания ВСОШ: его структуру и систему оценивания.

- Понятие исторического источника и правила работы с ним на ВСОШ.

- Один из проектов прошлых лет

- Основные рекомендации к подготовке и список необходимой литературы.

Данная статья будет полезна всем тем, кто еще только готовится к олимпиадам, а также тем, кто в ближайшее время примет участие в заключительном этапе ВСОШ.

Что такое исторический проект?

Данное задание представляет собой исследовательскую работу, которая предполагает предоставление участникам олимпиады ряда исторических источников, темы и плана, на основе которых школьники должны написать достаточно развернутый ответ. Главное отличие проекта от того же эссе заключается в том, что историческое исследование не является вариативным заданием, где Вы можете выбрать наиболее подходящий период, который Вы знаете. В проекте такой возможности нет. Более того, как правило, тематика исследований довольно своеобразна и с первого раза участники олимпиады не совсем понимают, что от них требуется. Например, в заданиях прошлых лет встречались такие темы как: «Демография крепостного крестьянства первой половины XIX в. (на материалах Центрального Черноземья), «Чиновник-дворянин в северорусском городе в первой половине XIX века» и др. Делается это для того, чтобы как раз выявить наиболее эрудированных учащихся, которые за довольно небольшой промежуток времени способны проанализировать источники, выявить особенности и изложить все это в письменной форме. Обращаясь к темам и периодам, которые встречаются в проекте, можно сказать следующие.


Всего, с 2010 года, мною был проанализирован 31 проект. Лично изучив и проработав каждый из них, я пришел к выводу, что наиболее часто на олимпиаде даются источники по XVIII и XIX векам. Реже по XX, XVII вв. и по периодам до XVII в. Проектов, посвященных событиям второй половины XXв. не встречаются вовсе.

-2

Данная статистика показывает превалирование в проекте источников, относящихся к XVIII-XIX вв. Обусловлено это прежде всего тем, что в эти периоды происходили ключевые события и кардинальные изменения в различных областях, что делает их особенно важными для исследования. Однако в дальнейшем, на мой взгляд, постепенно будут вводится тексты по тем периодам, которым ранее уделялось небольшое внимание. Так, например, существует большое количество интересных для изучения источников по XX в.

Кратко рассмотрев основную информацию по основным признакам проекта, перейду к структуре и системе оценивания этого задания.

Структура исторического проекта, как и его шкала оценивания, достаточно специфична, поскольку план, по которому Вы должны проводить свое исследование, всегда написан в конце или в начале задания. Вы не должны придумывать свой оригинальный ход мыслей – четко следуйте предложенному Вам плану и обязательно номеруйте части, о которых Вы пишите. Но несмотря на такие особенности, любой проект имеет следующую форму: «Введение – Основная часть – Заключение». Во введении обычно просят описать исторический контекст, к которому принадлежат источники. В основной части Вам следует ответить на конкретные вопросы, а заключение в основном состоит из обобщения Вашего исследования.

Система оценивания проекта не настолько четкая как в историческом эссе. Если в эссе все предельно понятно, что максимальный балл во введении –10, основной части –35, заключении –5, то в каждом отдельном проекте баллы за разные части (пункты) исследования будут свои. Например:

* - Региональный этап ВСОШ за 2017 год. Второй тур. 10-11 классы.                                                   ** - Региональный этап ВСОШ за 2018 год. Второй тур. 10-11 классы.
* - Региональный этап ВСОШ за 2017 год. Второй тур. 10-11 классы. ** - Региональный этап ВСОШ за 2018 год. Второй тур. 10-11 классы.

Но, как Вы могли заметить, в совокупности максимальные баллы все равно дают 50.

Таким образом, из вводной части можно сделать следующий вывод. Исторический проект – одно из самых сложных и трудоемких заданий олимпиады, но при этом наиболее ценное, поскольку участник может заработать до 50 баллов на региональном и заключительном этапах. Суть исследовательской работы заключается в том, что школьники анализируют предложенные исторический источник, следуя заданной теме и плану для написания детального ответа. Что касается других аспектов проекта, то в отличии от исторического эссе Вам не придется беспокоиться о структуре Вашей работы, поскольку Вам будет выдан план. Также не вызовет вопросов система оценивания, так как вы узнаете количество баллов за каждую часть только после получения выполненной работы.


Понятие исторического источника и правила работы с ним на ВСОШ

Разобрав основные моменты касательно особенностей проекта, я перейду к основной и наиболее важной части моей статьи. Как Вы могли заметить, во введении я часто упоминал слово «источник», говоря о необходимости его изучения, анализа, характеристики и т. д. Действительно, исторический источник является основой при написании всего проекта. Все пункты плана построены таким образом, что Вам придется работать с представленным в задании текстом и на его основе писать введение, основную часть и заключение. В большинстве случаев работа с источником достаточно сложна. Отдельно стоит заметить, что вопросами анализа источника занимается такая наука как источниковедение. Данная дисциплина изучается в ВУЗах на исторических факультетах и, понятно, что в школе в рамках предмета История России эта дисциплина практически никак не затрагивается. Ввиду этого становится неудивительным, что учащиеся набирают довольно небольшие баллы и редко, когда могут провести приемлемый анализ источника. Я же постараюсь дать Вам базовые и необходимые знания из источниковедения, которые пригодятся для выполнения проекта.

Прежде всего, перед тем как работать с историческим источником, нужно определится с тем, что скрывается под этим термином. Несмотря на большое количество определений, которые Вы можете встретить на просторах Интернета и в специальной литературе, Вы нигде не найдете точной и единственно установленной информации. Историки по-разному трактуют данное понятие, в зависимости от своей специализации и научных взглядов. Я же предлагаю учащимся следующее определение:

Исторический источник – это совокупность документов и различных предметов материальной культуры, которые непосредственно отражают исторический процесс, фиксируют происходившие события и на основе которых можно воссоздать образ того или иного периода [1].

Отдельно стоит сказать, что в большинстве случаев на олимпиаде Вы будете сталкиваться уже с подготовленным источником, представляющим собой переработанный для научных или учебных целей текст. Во многом это связанно с тем, что адаптированный текст может содержать намеренные упрощения или изменения, которые требуют от участника внимательного прочтения и понимания сути. Это позволяет оценить, насколько хорошо школьник способен улавливать ключевые идеи, интерпретировать информацию и делать логические выводы.

Далее Вы должны научиться видеть и понимать разницу между такими понятиями как первичный/вторичный, намеренный/ненамеренный, нормативный/нарративный источники. Рассмотрим эти термины подробнее.

Первичные источники. Выступают материалы, которые созданы непосредственно современниками или иным образом отражающие исторические события. Они предоставляют исследователям непосредственную и что самое главное не посредническую информацию об объекте изучения. Так, к первичным источникам могут быть отнесены предметы материальной культуры (включая археологические находки), визуальные источники, устная речь, образцы устного народного творчества, письменные источники во всем их многообразии и др. («Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «О России в царствование Алексея Михайловича» Г. Котошихин)

Вторичные источники. Представляют собой переработанный исторический материал, который основан на первичных источниках. Можно сказать, что они находятся на один шаг дальше от самого события или факта. К таким источникам относятся различные сообщения, статьи и исследования, которые описывают, анализируют, интерпретируют и обобщают информацию из первичных источников. Обычно вторичные источники имеют письменный формат. К ним можно отнести хроники, научные исследования, литературные произведения, всякого рода статьи в газетах и журналах, биографии, учебники и другие материалы. (Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России, История средних веков. Под ред. С.П. Карпова. Том 1., Черепнин Л.В. Земские соборы и утверждение абсолютизма в России.)

Намеренные источники. Целью создания преднамеренных источников было сохранение сведений для последующих поколений. Составители таких материалов осознанно стремились задокументировать определенные события или явления для тех, кто придет после. («История» Геродота, Мемуары Феликса Юсупова, («Повесть временных лет»)

Ненамеренные источники. Непреднамеренные источники, такие как деловая переписка и служебные документы, возникают спонтанно в ходе обычной жизни людей и не создаются с целью сохранения информации для будущих поколений. Несмотря на свою фрагментарность, они могут раскрывать историкам детали, которые не попали в намеренно созданные источники, поскольку современники не придавали им достаточного значения для передачи. (Соборное уложение 1649 года, Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“»)

Нормативные источники. Официальные документы, являющиеся результатом деятельности государственных учреждений и организаций, составляют группу нормативных источников. Эта категория включает в себя широкий спектр материалов, таких как документы делопроизводства, законодательные акты, различные нормативные документы и статистические данные. Все они служат для выражения и закрепления юридического и правового поля определенного государства. (Русская Правда, Судебник 1497 года, Конституция СССР 1924 года)

Нарративные источники. К нарративным источникам относят материалы, не имеющие официального статуса, где автор выражает свое личное отношение к тем или иным событиям. К этой категории относятся, например, хроники, летописи, мемуары, дневники и письма. Описанные в них события не являются нейтральным изложением фактов, а проходят через фильтр сознания автора, представая перед читателем в его индивидуальной трактовке. («Новый летописец», «Моление Даниила Заточника», «Десять лет в изгнании» Жермены де Сталь)

Теперь перейдём к одному из самых важных моментов – классификация источников. Я предлагаю запомнить классификацию источников, которая была предложена историком Л.Н. Пушкарёвым:

1. Письменные. «Русская Правда» Ярослава Мудрого, Соборное уложение 1649 года, мемуары А. Ф. Керенского.

2. Вещественные (археологические). Печати Новгородской и Псковской республик, доспехи, фундамент разрушенного здания.

3. Устные источники. Произведения устного народного творчества – всякого рода сказки, легенды, предания.

4. Данные языка. (лингвистические данные). Топонимика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая географические названия. Так названия рек позволяют нам выяснить кто проживал или живет на прилежащей территории, поскольку так как географические названия (топонимы) часто восходят к языкам народов, живших в этих местах. Например, название реки Иртыш тюркского происхождения, следовательно, можно утверждать, что вблизи реки проживали тюркоязычные народы.

5. Этнографические (явления культурной и общественной жизни). Одежда донских казаков, свадебные церемонии у кавказских народов, погребальные обычаи народов Крайнего Севера.

6. Кинофотодокументы. Приезд Николая II в Бобруйск в 1916 году, фотография участников советской делегации в Брест-Литовске.

7. Фонодокументы. Выступление И. В. Сталина на XIX съезде КПСС (14 октября 1952 года), Запись выступления А.Д.Сахарова на Первом съезде народных депутатов СССР 9 июня 1989 года)

Также важно отметить, что Пушкарев выделил роды письменных источников:

Повествовательные. То есть информация в них передаётся через восприятие автора.

Документальные. Данный род письменных источников отражает объективную реальность.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что Вы должны понимать разницу между типом и видом источника. Типы источников объединяют источники, которые отличаются способом кодирования информации и её хранения. К ним относятся вышеупомянутые письменные, лингвистические и др. Виды источников – это исторически сложившиеся совокупности источников, которые характеризуются как одинаковостью внутренней формы, так и обусловленной единством происхождения, содержания, назначения источника при его создании. К ним относятся, например, если мы берем письменный тип источников, летописи, законодательные источники, акты, делопроизводственная документация и т. д.

Охарактеризовав источник, Вы должны приступить к его анализу. Я предлагаю такую структуру, которой следует придерживаться при работе с источником:

1. Выявление исторических условий возникновения источника.

2. Решение проблемы авторства источника.

3. Установление обстоятельств создания источника.

4. Изучение текста, его интерпретация, анализ содержания источника.

Разберу поподробнее каждый из пунктов.

Пункт 1. Любой источник, будь то письменный, или вещественный, не может быть интерпретирован вне той общекультурной ситуации (исторического контекста), в которой он возник. То есть тяжело понять почему переписка Ивана IV Грозного и Андрея Курбского носила столь эмоциональный характер и изобиловала взаимными обвинениями друг друга, если мы не разберемся в том, что стало причиной этой переписки. А историческим контекстом написания писем являлась Ливонская война, в ходе которой Курбский перебежал на сторону Литвы, вызвав тем самым гнев царя. Без знания исторических условий нельзя также решить некоторые вопросы новизны, уникальности или типичности изучаемого источника.

Пункт 2. Всегда трудно интерпретировать источник, предварительно не поняв его автора, не зная его биографию, сферу деятельности, уровень его культуры и образования, род занятий, его принадлежность к определенной социокультурной общности с соответствующими ценностными установками. Все эти составляющие определяют совокупность социальной информации, которую можно почерпнуть из него. Например, если Вам встречается источник под авторством Нила Сорского или его сторонников, то Вы должны понимать, что содержание этих текстов может приобретать некую окраску (в данном случае идеи нестяжательства). При изучении авторства важно выявить именно те параметры личности, которые могут помочь в изучении источника. Хочу заметить, что при работе над проектом Вы можете столкнуться с тем, что не знакомы с автором источника. Это не должно вводить Вас в панику. Обычно в этом случае личность автора либо непринципиальна, либо его позиция хорошо прослеживается в тексте.

Пункт 3. Определите обстоятельства создания источника. В одних и тех же исторических условиях один и тот же человек может создавать произведения, которые будут существенно различаться как по полноте сообщаемой информации, так и по степени ее достоверности. Это зависит от обстоятельств, в которых находился автор. Иногда автор не располагает необходимой информацией, или обращается к недостоверным свидетельствам, или доверяется собственной памяти. Иногда автор намеренно дает неполную информацию, поскольку находится в обстоятельствах, которые не позволяют ему упоминать о некоторых моментах.

Пункт 4. Изучение текста документа, а также его публикаций или воспроизведений имеют целью критическое прочтение того сообщения, которое хотел передать автор произведения, делая это осознанно и целенаправленно. От интерпретации источника Вы должны перейти к анализу его содержания. Сначала необходимо рассматривать источник как элемент исторической реальности, а затем – как часть современного контекста. Исследователь логически анализирует источник, обращая внимание на информацию, которая в нем содержится, как намеренно, так и ненамеренно. В ходе источниковедческого анализа он выявляет информационный потенциал источника и интерпретирует данные, которые он предоставляет, прямо или косвенно указывая на своего автора и на тот период социального развития, в который был создан этот источник. Таким образом, я привел тот самый необходимый материал, который необходимо усвоить для того, чтобы Вы смогли провести правильный источниковедческий анализ.

От теории, которая была изложена выше, перейду к практике. Для наглядности разберу один из проектов, который был предложен на региональном этапе ВСОШ за 2015 год [2]. Примеры выполнения данного задания также отлично разобраны в пособии Д. А. Хитрова [3].

1) В первую очередь читаем условие задания – о чём Вас просят написать:

Самое важное в профессии историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами – фрагменты нескольких документов. Напишите на их основе небольшую работу на тему «Аграрная политика белого движения».

2) Прочитав условие задания необходимо перейти к чтению источников:

3) Дальнейший ход Вашего проекта должен идти строго согласно предложенному в задании плану (в любом проекте на любом уровне ВСОШ план обязательно присутствует):

Рекомендованный план работы:

1. Постановка проблемы. Объясните, какую роль играл аграрный вопрос в Гражданской войне, и какими историческими обстоятельствами была обусловлена специфика его решения белыми правительствами (до 10 баллов).

2. Характеристика источников. Опишите предоставленные документы, к какому типу источников они относятся? Оцените возможности, которые они дают для освещения проблемы (до 5 баллов).

3. Решение вопроса о собственности на землю. Разберите, каким образом решается земельный вопрос в программных документах белых правительств и попытайтесь связать изменения с историей белого движения в целом. Какие формы собственности должны были, по мнению белых, сложиться на землю после войны (до 15 баллов).

4. Решение вопроса о распоряжении землей. Проследите и объясните эволюцию взглядов белого движения на тему, какие органы должны сосредоточить в своих руках верховное распоряжение землей (до 10 баллов).

5. Выводы. Сформулируйте их и объясните, что Ваши наблюдения дают для понимания истории белого движения и Гражданской войны (до 10 баллов).

Приступим к разбору первого пункта:

Прежде всего, Вы должны поделить вопрос на смысловые части. То есть определите, какие моменты, которые рекомендуются в плане, должны присутствовать в тексте ответа. Из первого пункта видно, что Вас просят: 1 – объяснить, какую роль играл аграрный вопрос в Гражданской войне и 2 – какими историческими обстоятельствами была обусловлена специфика его решения белыми правительствами. Таким образом, сначала показываем значимость аграрной политики в стране на данный момент. В начале можно написать 1-2 предложения, которые будут носить чисто формальный характер, показывающие значимость этого вопроса: «Аграрный вопрос, наряду с нерешенными проблемами в сфере национальной политики, государственной власти, и другими вопросами, стал одной из причин Октябрьской революции 1917 года и важнейшим фактором в событиях Гражданской войны». Далее обязательно упомяните о том, что ряд политических партий Государственной Думы предлагали свои проекты по решению аграрного вопроса. Тут можете вспомнить о том, что предлагали меньшевики, эсеры, октябристы, кадеты, а также совсем кратко изложить основные положения наиболее известных программ – «Проект 104-х» и «Проект 33-х». В данном подпункте не нужно подробно излагать все предложения, существовавшие на тот момент – кратко и достаточно четко упомяните основные моменты. Затем напишите пару предложений о принятом в 1917 году Декрете о земле – его ключевые моменты и влиянии, что выразилось в т. н. «чёрном переделе». Завершая эту часть, Вы должны сказать и о том, что роль крестьянства, как наиболее многочисленной социальной группы России, была определяющей, поскольку от поддержки крестьянства зависела победа или поражение обеих сторон Гражданской войны.

Расписав первый подпункт, стоит ответить на вопрос в чем же состояла особенность решения аграрного вопроса белым правительством. Главная специфика, о которой Вы должны упомянуть, состояла в том, что основу движения составляли казаки, представители буржуазии и помещики-землевладельцы, которые отрицательно восприняли как большевистский Декрет о земле, так и «черный передел».

По этой части проекта я хочу указать на следующие важные моменты. Вы не должны уходить от поставленных в рекомендованном плане работы вопросов. Ошибкой будет если Вы кроме проблем, посвященных аграрной политике, начнете поднимать и развивать темы касательного вопроса о власти, мире и т. д. Не отступайте от плана. Также хочу заметить, что Ваш текст должен быть логически связан, не представлять собой набор фактов. Например, было бы не совсем корректно сначала упомянуть о Декрете о земле, затем об аграрных проектах, разрабатываемых партиями Государственной Думы, а после этого написать о «черном переделе». Придерживайтесь логики повествования. Перейдем ко второму пункту плана.

Данная часть проекта достаточно небольшая. Раскрыть следует также два вопроса: 1 – описать представленные документы и определить к какому типу источников они относятся и 2 – оценить возможности, которые дают нам эти источники для освещения проблемы, т. е. аграрного вопроса. В первую очередь Вы должны сказать, что все эти документы относятся к письменному типу источников. Далее стоит сказать о том, что источники носят как официальный, и представляют собой проекты аграрных реформ, так и неофициальный характер. Обязательно надо указать на то, были ли эти проекты осуществлены. Что касается практической значимости источников, то они позволяют нам проследить как менялись взгляды лидеров белого движения на решение аграрного вопроса и всесторонне изучить их проекты по реализации земельной политики.

По этой части рекомендаций не так много. Также, как и во введении, не старайтесь писать то, о чем Вас не спрашивают. Во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, при более детальном анализе исторического источника есть вероятность того, что Вы можете допустить ошибки, поскольку источниковедение достаточно тяжелая дисциплина для участников олимпиады, и запутаться в ней не составит труда. Далее рассмотрим третью, наиболее объемную составляющую проекта.

В данном пункте Вам необходимо разобрать каким образом решается земельный вопрос в программных документах, как связаны изменения с историей белого движения, а также какие формы собственности на землю должны были сложится после окончания войны. Рассмотрение документов стоит разбирать по порядку. Кратко опишу то, о чем следует написать:

Для Корнилова: В «Конституции» генерал Корнилов достаточно категорично подходит к происходящему в стране переделу земли: «всякого рода захватно-анархические действия граждан признаются недопустимыми». Уже в проекте о земельной реформе Лавра Георгиевича говорится о стремлении к принудительному отчуждению земель: «В грубых чертах проект таков: все земли частновладельческие, монастырские, удельные и казенные обращаются на основании разумной и справедливой оценки в особый государственный земельный фонд». Несмотря на это, основные вопросы, связанные с решением аграрного вопроса, Корнилов откладывает до созыва Учредительного собрания.

Для Колчака: Колчак также выступает против земельных захватов. Александр Васильевич выступает за предоставления земли безземельному населению и выработки временных правил землепользования до созыва Национального собрания. Однако в марте 1919 г., накануне Весеннего наступления, Колчак делает уступки – «… Все, в чьем пользовании земля сейчас находится, все, кто ее засеял и обработал, хотя бы он не был ни собственником, ни арендатором, имеют право собрать урожай». Также стоит упомянуть о том, что говорится о возврате земель хуторянам и отрубщикам.

Для Деникина: Важно отметить, что сфера влияния Деникина – Юг России, территории, где аграрный вопрос стоял наиболее остро. В проекте от 24 марта 1919 г. было предложено оставить земли за их предшествующими владельцами и сохранить частную собственность, однако также внесено предложение о принудительном выкупе земель и дальнейшем перераспределении их между крестьянами. Также обратите внимание на письмо Колчака Деникину, где стоит указать на критику Деникина Колчаком.

Для Врангеля: Важно сразу обозначить, что Врангель говорил о том, что «Земля казенная и частновладельческая сельскохозяйственного пользования распоряжением самих волостных земств будет передаваться обрабатывающим ее хозяевам». Также стоит указать на радикальный план Врангеля на вопрос о наделении землей.

Рассмотрев все проекты лидеров белого движения Вам необходимо сформулировать обобщающий вывод. По всем предложенным документам. Можно написать вывод, наподобие следующего: Аграрная политика белого движения была непостоянной и зависела от ситуации на фронтах Гражданской войны. Поскольку белые ориентировались на созыв Учредительного собрания, им не удалось заручиться поддержкой крестьянства. Это, в свою очередь, существенно повлияло на исход Гражданской войны.

В четвёртом пункте Вас просят проследить и объяснить эволюцию взглядов белого движения на органы власти, которые должны были сосредоточить в своих руках верховное распоряжение землей. Ответить на это следует также конкретно по каждому предложенному плану лидеров движения, а в заключение отметить, что программа белых являлась полной противоположностью политики большевиков: фактическое отстранение крестьян от участия в переделе земли, приоритет частновладельческого земледелия и т. д.

В последней части вашего исследования Вам необходимо сформулировать вывод и объяснить, что Ваши наблюдения дают для понимания истории белого движения и Гражданской войны. Здесь Вы можете написать, что такая противоречивая аграрная политика была вызвана неоднородностью социальной базы белого движения. Для того, чтобы переманить на свою сторону крестьян, Колчак, Деникин, Врангель и др. шли в своих программах на уступки, несколько приближая свои формулировки к большевистским идеям. В конце вывода стоит подчеркнуть, что лидеры белого движения не стремилось к возвращению прежних поземельных отношений до 1917 года, однако их не до конца обдуманная аграрная политика стала одной из причин поражения.

Таким образом, я показал примерный план работы над проектом. Теперь же я перейду к основным рекомендациям по подготовке.

Основные рекомендации по подготовке и список необходимой литературы

Исследовательский проект, как и историческое эссе, достаточно сложное задание, а, по мнению некоторых школьников – самое сложное испытание регионального и заключительного этапов. Именно поэтому тщательная и кропотливая подготовка просто необходима для его успешного написания. Наилучшим вариантом для такой подготовки, всё-таки будет работа с профильным специалистом, предметно занимающимся подготовкой к олимпиадам. Либо, запись на спецкурсы, или онлайн-школы. К сожалению, за годы своей работы репетитором, а также за несколько лет личного участия в олимпиадах, я ни разу не видел победителей и призёров регионального, и, тем более, заключительного этапов, которые бы готовились полностью самостоятельно, без помощи специалистов. Некоторым ученикам повезло, и их школьный учитель, либо бесплатные курсы при вузах (а такие иногда можно найти), существенно помогли в подготовке. Но большинство тех, кто успешно писал проекты, занимались именно с профильными репетиторами. Такая ситуация складывается, во-многом, именно потому, что сам тип заданий достаточно необычен для школьников. Обычные школьные уроки не предусматривают настолько глубокую работу с источниками, и не требуют настолько развитых навыков исследовательской работы. И, если в эссе участник олимпиады ещё может грамотно изложить свою позицию, вспомнить факты и т.д., так как он самостоятельно читал монографии известных историков, то в проекте чтение монографий и простое запоминание фактов не будут играть ключевой роли.

Тем не менее, советуя найти специалиста и помощника для подготовки, я приведу те советы, которые помогут участнику олимпиады выработать навыки грамотной работы с источниками. Многие из этих приёмов я использую на своих занятиях, и они дают ощутимые результаты у моих учеников.

В первую очередь следует поработать с хрестоматиями, которые прилагаются к школьным учебникам по истории России. Главное, ищите хрестоматии, где после каждого источника имеется ряд вопросов по данному тексту. Эти упражнения помогут Вам выработать базовые навыки работы с источником – умение определить исторический контекст и выделить главную информацию.

Взято из Хрестоматии к учебнику К. А. Соловьёва, А. П. Шевырёва «История России. 1801-1914». 9 класс [4]
Взято из Хрестоматии к учебнику К. А. Соловьёва, А. П. Шевырёва «История России. 1801-1914». 9 класс [4]

Научившись работать с этим видом заданий, советую переходить к чтению более полных и оригинальных источников. Конечно, намного лучше, если эти источники вам будут заранее готовить, чтобы вы сами могли попрактиковаться в установлении авторства, критике документа и так далее. Эта работа также должна занимать, как минимум, несколько месяцев. А как максимум, она не должна прекращаться на всём протяжении подготовки к олимпиаде.

Далее имеет смысл переходить к тренировке, выполняя исторические проекты, которые были в олимпиадах прошлых лет. Во-первых, это поможет Вам привыкнуть к формату данного задания, а во-вторых, это позволит понять всю сложность данного испытания и выявить наиболее трудные моменты, на которые стоит обратить большее внимание. Ведь часто в проектах встречаются не только письменные источники (постановления, документы, мемуары и т. д.), но и карты, графики, таблицы и др. А работа с таким непривычным для многих учащихся материалом представляет проблему, поскольку для того, чтобы их проанализировать необходимо знать базовые представления о картографии, палеографии, нумизматике и т. д. Поэтому чем больше Вы будете сталкиваться с новыми заданиями, тем больше Вы сможете выявить свои слабые места.

Одна из карт проекта Заключительного этапа ВСОШ за 2022 год: "Эволюция российского города периода империи: пространственный аспект"
Одна из карт проекта Заключительного этапа ВСОШ за 2022 год: "Эволюция российского города периода империи: пространственный аспект"

Ну и конечно же не стоит забывать о чтении исторической литературы. Практически в каждой своей статье я упоминаю об этом очень важном моменте. Касательно нашей темы – это необходимо, как я уже упоминал ранее, поскольку тяжело будет работать с источниками, не зная в каком контексте и в каких обстоятельствах он был создан, а также проблематично написать исторический момент, который могут спросить во введении.

Когда следует начинать подготовку?

Ответ на этот вопрос аналогичен тому, когда следует готовиться к историческому эссе. Чем раньше Вы начнете готовится и тренироваться, тем это лучше будет для Вас. Грамотная и своевременная подготовка поможет снизить страх перед будущими заданиями. Для успешного выступления на олимпиадах по истории, в том числе на ВСОШ, рекомендуется начинать подготовку в средней школе, с 5-7 класса. Для детей этого возраста критически важно сформировать основу знаний – освоить и научиться не путаться в ключевых исторических датах, понятиях, терминах, исторических фигурах и их достижениях. С 8 класса учитель или репетитор может давать задания на работу с историческим источником, разумеется с учетом пройденной школьной программы. Начинать следует с базовых вещей. Я советую учителям брать небольшие отрывки, либо же источники, и составить 4-5 вопроса на поиск информации в тексте. На этом этапе важно сформировать у школьника умения вдумчиво читать текст, понимать содержание и формулировать выводы после прочтения. В 9-10 классе необходимо переходить на разбор проектов прошлых лет. Проработав проекты ВСОШ, учитель/репетитор также может брать источники из хрестоматии и составлять к ним вопросы, аналогичные тем, которые встречаются на олимпиаде. Таким образом, чтобы написать проект на высокий балл, я настоятельно рекомендую готовится с 5 класса. Разумеется, если желание участвовать в олимпиаде возникает у учащегося в классе 9-10, то время на подготовку сокращается, вследствие чего качество подготовки значительно снижается. Хотя и в этом случае обращение за помощью к преподавателю, или запись на курсы способны улучшить ваш результат в написании проекта.

Как выбрать подходящую литературу и как с ней работать

Список литературы достаточно большой, но я выделил тот минимум, с которым необходимо ознакомится учителям или репетиторам.

Основная литература:

О проекте в целом: Хитров Д. А. Исторический проект / Д. А. Хитров, Д. А. Черненко, А. А. Талызина, Е. В. Камараули; под ред. А. А. Талызиной. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 376 с.

Источниковедение: Русина, Ю. А. Методология источниковедения: [учеб. пособие] / Ю. А. Русина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 204 с.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие/И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. 702 с.

Вспомогательные исторические лисциплины: Леонтьева, Г. А. Вспомогательные исторические дисциплины: учебник / Г. А. Леонтьева, П. А. Шорин, В. Б. Кобрин. – 2-е изд. – Москва: Владос, 2015. – 381 с.

История России (событийная история): Трехтомник Л. В. Милова (Милов, Л.В. Истории России XVIII – XIX веков; Милов, Л.В. Истории России XX – начала XXI века; Милов, Л.В. История России с древнейших времен до конца XVIII века.)

М. Н. Зуев. «История России с древнейших времён до конца XIX века: учебное пособие для школьников и абитуриентов». — М.: Экзамен, 2008. — 479 с.

Также предлагаю некоторые пособия по практической подготовке.

Старикова, Н.В., Чеченков, П.В. Практические занятия по источниковедению истории России с древнейших времен до начала ХХ в. Учебно-методическое пособие по курсу «Источниковедение» / Н.В. Старикова, П.В. Чеченков – Н. Новгород: НГПУ, 2008 – 34 с.

Хрестоматия для практических занятий по источниковедению: учеб. пособие / АлтГУ; [сост. Н. П. Иванова, С. В. Цыб]. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. - 142 с.

Хрестоматия к учебнику Е. В. Пчелова, П. В. Лукина «История России с древнейших времен до начала XVI века». 6 класс.

Хрестоматия к учебнику К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва История России. 1801-1914. 9 класс. Шевырев Александр Павлович, Соловьев Кирилл Андреевич.

В заключение я бы отметил следующее. Проект исторического исследования, используемый в олимпиадах школьников, действительно отличается от традиционных форматов заданий своей специфичностью и направленностью на выявление глубоких знаний участников.

Историческое исследование включает ряд ключевых элементов:

- Предоставление исторических источников: Участникам предлагаются различные исторические материалы – архивные документы, мемуары, законодательные акты и другие первоисточники, на основании которых нужно провести самостоятельное изучение.

- Определение темы исследования: Тема задаётся организаторами и направлена на углубленное понимание конкретного периода истории и относящемуся к нему источнику. Она требует анализа представленных материалов и выявления взаимосвязей между ними.

- Написание итогового текста: Итоговая работа должна представлять собой связный аналитический текст, основанный на глубоком изучении предоставленных источников и собственной аргументации.

Таким образом, исторический проект позволяет проверить способность учеников критически мыслить, анализировать и интерпретировать исторические факты.

Система оценивания:

- Балльная система варьируется от одного проекта к другому.

- Максимальная оценка распределяется индивидуально по каждому пункту исследования.

- Оценка производится строго по представленным критериям, указанным в инструкции к проекту.

Ваша задача в рамках проекта будет заключаться не только в анализе источника, но и в создании собственных выводов на основе изученного материала. Постарайтесь сформулировать несколько основных тезисов, которые помогут вам структурировать представленную информацию и связать её с ключевыми вопросами вашего исследования.

Таким образом, подготовительный процесс к написанию исследовательского проекта и исторического эссе представляет собой серьёзное испытание, которое требует значительных усилий и тщательной организации. Особенную сложность представляют региональные и заключительные этапы олимпиады, где от участника ожидается глубокое понимание материала и способность критически анализировать исторические источники.

Наиболее эффективным способом преодоления трудностей является сотрудничество с квалифицированным преподавателем или специалистом, имеющим опыт подготовки учеников к таким мероприятиям. Наставничество позволяет избежать типичных ошибок, связанных с недостатком опыта и специальных знаний, особенно в области источниковедения. Работа с учителем помогает выстроить грамотную стратегию подготовки, начиная от выбора темы и заканчивая оформлением финального продукта.

Кроме того, самостоятельная работа над развитием базовых навыков анализа исторических источников также играет важную роль. Использование специализированных учебных пособий, таких как хрестоматии, включённые в учебные программы, способствует развитию необходимых компетенций, позволяя ученикам научиться выявлять основной смысл текста и устанавливать связь между источниками и исторической эпохой.

То есть успешность подготовки к выполнению сложных заданий во многом зависит от правильной организации учебного процесса, сотрудничества с профессионалами и систематической самостоятельной работы. Однако хочу отметить, что все усилия не будут напрасны, и благодаря настойчивости, регулярной практике и, что особенно важно, любви к истории, вы сможете достичь своей цели. Я же в свою очередь также хочу пожелать удачи всем тем, кто планирует участвовать в ВСОШ по истории. Надеюсь эта статья поможет освежить знания, а может и узнать что-то новое.

Я же, как историк и репетитор, приглашаю всех желающих на личную бесплатную консультацию, на занятия по подготовке к ЕГЭ, Олимпиадам и т.д., где мы разберём наиболее сложные задания, в том числе, с элементами всеобщей истории.

Для записи на консультацию переходите по ссылкам здесь:

1. Мой сайт - страница записи: https://al-hist.ru/

2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history

3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history

4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ


Использованные ресурсы

[1] Моряхина К. В., Чайкина М. А. Исторические источники в современной учебной литературе по истории для 5–6 классов // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 15. С. 23

[2] Олимпиада Ру, Задания Регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. 2015 год. Ссылка: https://vos.olimpiada.ru/upload/files/Arhive_tasks/2015-16/region/hist/tasks-hist-10-11-tur2-reg-15-6.pdf

[3] Хитров Д. А. Исторический проект / Д.А. Хитров, Д.А. Черненко, А.А. Талызина, Е.В. Камараули; под ред. А.А. Талызиной. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. – С. 283–289.

[4] Хрестоматия: к учебнику К. А. Соловьёва, А. П. Шевырёва "История России. 1801-1914»: для 9 класса общеобразовательных организаций / авторы-составители А. П. Шевырёв, К. А. Соловьёв. – М.: Русское слово, 2019. – С. 16.