Найти тему

Как готовиться к олимпиадам по истории?

Дорогие друзья, прежде всего, чтобы приступить к разбору такой обширной теме как олимпиада, следует разобраться с тем, какое значение несет в себе это слово. Олимпиада, как по истории, так и по другим школьным предметам, представляет своего рода интеллектуальное соревнование, идеей которого является выявление наиболее одарённых старшеклассников, показавших лучшие результаты. Организаторы олимпиад ставят перед собой следующие цели:

1) Популяризация истории среди школьников. Желание того, чтобы молодые люди стремились узнать об истории своего Отечества и зарубежных стран больше, чем изложено в школьных учебниках. Разрушить стереотип, что наука история представляет собой только даты и события, и доказать её многообразие, которое заключается во всестороннем изучении человечества в прошлом.

2) Олимпиада является отличной возможностью продемонстрировать школьниками свои творческие способности. Это выражается, к примеру, в написании исторического эссе, где старшеклассник может изложить свою оригинальную и нестандартную точку зрения на события истории России.

3) Поощрение талантливых школьников, предоставить им возможность поступления в ВУЗ мечты, где бы они смогли и дальше реализовать свои планы, развиваться в интересующих их научной сфере.

Школьники, во многом, руководствуются схожими целями принимая участие в олимпиадах по истории. Основной движущей силой, которая мотивирует заниматься подготовкой к такому испытанию являются льготы, дающие большие возможности начиная от получения дополнительных баллов на ЕГЭ до поступления в ВУЗ без вступительных экзаменов. Так, некоторые мои ученики, победив в перечневых олимпиадах, смогли поступить на бюджет в МГУ, МГИМО и другие престижные вузы.

Теперь перейдем непосредственно к разбору олимпиад. В данной статье мы рассмотрим два вида олимпиад: перечневые, или вузовские и ВСОШ. Начнём с перечневых олимпиад.

Перечневые олимпиады – это олимпиады, которые проводятся по предметам школьной программы и имеют официальный статус, то есть установлены Министерством образования и науки РФ. Отличительной чертой данных олимпиад, в отличии от ВСОШ, является то, что они подразделяются на уровни. Рассмотрим каждый уровень отдельно:

1) III уровень – победители и призёры олимпиад могут получить 100 баллов за ЕГЭ, при условии, что выпускник сдал ЕГЭ по профильному предмету, в нашем случае истории, больше 75 баллов (однако это правило может применяться не ко всем вузам, а, чаще всего, к тому вузу, который проводит данную олимпиаду). Относительно сложности этого уровня, то можно сказать что он наиболее лёгок, по сравнению с двумя следующими. Вот перечень некоторых олимпиад III уровня:

- Открытая региональная межвузовская олимпиада школьников (ОРМО) с международным участием.

- Международная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд».

- Всероссийская Толстовская олимпиада школьников.

- Всероссийская олимпиада школьников «Миссия выполнима. Твое призвание - финансист!».

2) II уровень - данный уровень позволяет победителям и призёрам получить максимальное количество баллов по профильному предмету при поступлении. Стоит подчеркнуть, что получение привилегии обуславливается также выполнением государственного экзамена на 75+. Во многом льготы аналогичны предыдущему уровню (хотя вузы, проводящие олимпиады, могут давать и БВИ - поступление без вступительных испытаний), однако сложность, по сравнению с III, увеличивается. Приведём список некоторых олимпиад:

- Турнир имени М.В. Ломоносова.

- Олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

- Олимпиада РГГУ для школьников.

- Московская олимпиада школьников.

- Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи - будущее науки».

3) I уровень - победа или призёрство на олимпиадах I уровня дает самую заветную льготу – поступление в ВУЗ без вступительных экзаменов (БВИ), то есть вне общего конкурса. Данное преимущество выполняется с тем же условием, что и в двух предыдущих уровнях – получение определённого количества баллов на ЕГЭ. Олимпиады данного уровня требуют наиболее серьезной подготовки, поскольку включают в себя задания повышенной сложности чем в двух предыдущих уровнях. На 2024-2025 гг. установлены следующие олимпиады I уровня по истории:

- Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.

- Олимпиада школьников «Ломоносов».

- Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» и т.д.

Перечневые олимпиады проходят в два этапа: отборочный и заключительный. Прежде всего необходимо пройти регистрацию на сайте ВУЗа – организатора. После чего Вам будет предоставлена возможность пройти отборочный этап. Обычно он проходит зимой. Как правило, данный этап проходит в онлайн-режиме. При успешном его выполнении участники приглашаются на заключительный этап, в который проходят те, кто набрал достаточное количество проходных баллов в отборочном туре. Заключительный этап проводится в заранее определенном городе, как правило, весной.

Рассмотрит преимущества и недостатки перечневых олимпиад.

Плюсы:

1) Первый этап олимпиады позволяет участнику пройти олимпиаду дома в полном комфорте, не выходя из дома.

2) Возможность поступить в ВУЗ без вступительных экзаменов, то есть без учета ЕГЭ и ДВИ (дополнительные вступительные испытания).

3) Получить 100 баллов за ЕГЭ по истории. В этом случает победа или призовое место выступают как некая подстраховка, обеспечивающая высокий результат на экзамене.

4) ВУЗы, проводящие олимпиады, могут предлагать стипендии или иную финансовую помощь победителям/призёрам.

Минусы:

1) Некоторые учащиеся, готовясь к олимпиадам, стараются уделить большое внимание каким-то мелким деталям, забывая об изучении общего контекста, без знания которого частные факты не будут усвоены.

2) В случае неудачи, у учащихся может сложиться негативное впечатление о своих способностях относительно истории. Школьник может расценить это как свою неспособность разбираться и понимать историю и сигнал к переключению своего внимания на другой предмет, в котором как он считает можно добиться больших результатов. Стоит понять, что всю историю знать попросту невозможно.

Теперь перейдём к самой сложной и многоступенчатой олимпиаде – ВСОШ. Всероссийская олимпиада школьников – самая масштабная олимпиада в стране. Ежегодно в ней принимает участие большое количество старшеклассников. Подготовка к ВСОШ по истории проходит у учащихся практически каждый день, поскольку конкуренция огромная. В связи с этим ребята по максимуму тратят время на изучение истории. Для начала разберемся с этапами проведения олимпиады:

1) Школьный. Олимпиада начинается каждый год в сентябре - октябре. Данный этап, как и все последующие, проводится в очной форме. Обычно на этом уровне задания не имеют повышенного уровня сложности. Большинство заданий посвящено Отечественной истории, однако могут встречаться и вопросы, связанные с событиями и личности зарубежных стран. Как отмечают составители, доля Всеобщей истории не должна превышать 30 %. Также особенностью данного этапа является то, что составители должны включить в комплект заданий 1 - 2 вопросов, которые представляют региональный компонент. Отмечается, что данный этап должен носить массовый характер и способствовать повышению интереса школьников к истории. Но а для учащихся, которые стремятся к большему, это первый шаг к следующему этапу – муниципальному.

2) Муниципальный. Данный этап проводится с октября по декабрь. Чтобы попасть на муниципальный этап, необходимо набрать определенное количество баллов в школьном. Каждый год проходной балл может меняться. Уточнить его следует на сайте ВСОШ. За проведение этого тура отвечают органы местного самоуправления муниципальных образований. Важным является также то, что к участию допускаются и прошлогодние призёры, победители муниципального этапа. Составители заданий утверждают, что 2 тур олимпиады призван решить следующие задачи: отбор наиболее талантливых школьников в области истории, а также популяризация данного школьного предмета. Задания, естественным образом, сложнее чем в предыдущем этапе. Первая часть вопросов представляет собою тестовую часть, которая базируется на школьной программе. Однако это не исключает того, что содержание некоторых заданий могут выходить за рамки изучаемого в школе. Вторая часть олимпиады включает в себя написание исторического эссе на основе высказывания историков или современников событий. Возможность перейти в следующий этап определяется получением максимального количества баллов. В ситуации, если победителей не оказалось, то в следующем этапе участвуют учащиеся, которые были наиболее близки к нужному результату и набрали не менее 50% от проходного балла.

3) Региональный. Этот этап определённо требует от участника знания истории на очень высоком уровне. Здесь, как ни в одном из предыдущих этапов, проверяется эрудиция и начитанность учащегося, поскольку выполнение заданий предусматривает очень глубокие знания по истории. Региональный этап организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и проводится в январе-феврале. Олимпиада включает в себя два тура. В первом необходимо написать историческое эссе и исследовательский проект, на основе представленного исторического документа. Вторая часть – задания с кратким ответом. Принять участие в региональном этапе можно также и призёрам этого же уровня прошлого года.

4) Заключительный. Последний, самый сложный и наиболее волнительный этап. Проводится финал олимпиады с марта по апрель. Организовывает олимпиаду Министерство просвещения России. Заключительный этап по истории проходит в течение 7 дней. Интересной особенностью данного уровня то, что местом проведения выбираю город, с которым связанно какое-либо значительное событие или памятная дата. Так, например, заключительный этап ВСОШ по истории за 2020 год проводился в Ульяновске в честь 150 – летия со дня рождения В. И. Ленина. Данный уровень включает в себя 3 тура. Первый состоит из привычного нам историческое эссе и исследовательского проекта. Второй тур предполагает решение заданий, на которые должны быть даны краткие ответы. Интересным является третий этап, в котором участнику олимпиады должны выступить с небольшим научным сообщением перед членами жюри и своими товарищами. Вам будет предложен ряд фрагментов исторических источников из которого необходимо выбрать один, а затем проанализировать его в своем выступлении. На подготовку уходит 1 час, а Ваша речь не должна превышать 5 минут. Помимо этого, по окончании Вашего выступления Вам будут заданы вопросы от члена жюри и другого участника. Возможность задать вопрос будет предоставлена и Вам. По итогу, жюри будет оценены все три составляющие: выступление, ответы на вопросы жюри и Ваших коллег, Ваш персональный вопрос другому участнику. Таким образом, 4 этап олимпиады включает в себя практический, теоретический, устный туры.

Изучив структуру ВСОШ по истории, перейдем к её плюсам и минусам:

Преимущества:

1) Прежде всего, это льготы касающиеся сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗы по профилю олимпиады. Диплом ВСОШ котируется и ценится во всех высших учебных заведениях России. Льготы, которые Вы можете получить, начинаются от получения 100 баллов на ЕГЭ до поступления на бюджет без вступительных экзаменов. Отдельно стоит заметить, что диплом действует на протяжении 4 лет.

2) За призовые места во Всероссийской олимпиаде часто выплачиваются денежные премии. Их размер разнится в зависимости от региона участника.

3) Получение огромных знаний и опыта участия в олимпиадах. Ни одна из других олимпиад не заставит Вас так подробно и тщательно изучать материал, что в конечном счете сделает из Вас человека эрудированного и умного, который знает этот предмет намного лучше любого среднестатистического школьника и взрослого.

Недостатки:

1) Подготовка к олимпиаде ВСОШ, если Вашей целью является получение высшей льготы – поступление без ДВИ, занимает огромное количество времени. В этом случае, школьники тратят всё свое время только на один предмет, забывая о других предметах. Получается ситуация, что если Вы не достигли той самой заветной цели, то для поступления в ВУЗ Вам будет необходимо сдавать и другие предметы помимо истории. Тут и выясняется, что, скажем, по русскому и английскому языкам есть большие пробелы.

2) Характерная проблема, как и для других олимпиад – это разочарование в своих способностях.

Перед тем, как приступим к разбору особенностей олимпиад, отдельно стоит разобраться в двух важных вопросах: в чём заключается разница между перечневыми олимпиадами по истории и ВСОШ, и являются ли олимпиады альтернативой ЕГЭ.

Одной из главных особенностей, как мы уже поняли является этапность: в перечневых олимпиадах их 2, а в ВСОШ 4. Пожалуй это и есть главное отличие.

Что касается второго вопроса, то он неоднозначен. С одной стороны, в случае если Вы побеждаете на заключительном этапе ВСОШ, то результаты Вашего ЕГЭ по истории не будут играть какой – либо значимой роли, поскольку Вы автоматически поступаете на бюджет в любой ВУЗ. Однако если Вы отказываетесь от подготовки к экзамену, возлагая надежды только на победу, и вдруг не проходите на тот же самый заключительный этап, то возникает вопрос относительно ЕГЭ, потому как теперь он становится актуальным. Поэтому при сдаче экзамена могут возникнуть некоторые трудности. Но здесь сразу стоит оговориться, что причиной по которой, казалось бы, ученики, принимавшие участие в олимпиаде и прошедшие, к примеру, три этапа, набирают не максимальный, балл кроется вовсе не в их незнании, а в непонимании особенностей экзамена. Спецификой ЕГЭ является умение правильно внести ответ в бланк заданий в соответствии с требованиями, поскольку неправильная запись не оценивается. Ученик, не знавший этих особенностей, может получить 0 баллов за вопрос, ответ на который он абсолютно сдал. Таким образом, назвать олимпиаду альтернативой ЕГЭ можно только в том случае, если Вы уверены, что Ваших знаний хватит для того, чтобы выиграть и поступить БВИ. Стоит заметить, что учащиеся, за плечами которых I, II, III ВСОШ, то с большой долей вероятности он напишет ЕГЭ выше 60 - 70 баллов. Однако если Вы не продвинулись дальше II этапа, то в такой ситуации не рекомендуется игнорировать подготовку к государственному экзамену.

Перейдем непосредственно к тому как готовиться к олимпиадам, её специфике и литературе. Заранее стоит оговориться, что речь пойдет о тех, кто готовится к участию серьёзно.

Подготовка к олимпиаде может быть представлена в нескольких видах. Рассмотрим каждый отдельно.

1) Самоподготовка. Наиболее неопределенный вид подготовки. Безусловным преимуществом является то, что учащийся не будет тратить деньги на репетиторов и иные онлайн курсы. В данное время существует и находятся в открытом доступе всевозможные книги, статьи, задания олимпиад прошлых лет, документальные фильмы и т. д., которыми можно пользоваться при подготовке. Тем не менее, самоподготовка во многом менее эффективна, чем другие способы подготовки, поскольку малое количество школьников могут организовать себя, создать график подготовки. Кроме того, без человека, который сможет дать некие наставления, указать на недочеты, у ученика не формируется представление об олимпиаде, может пропадать мотивация к подготовке, что нежелательно и т. д. Тем не менее, стоит отметить, что без самостоятельного чтения монографий, пособий и другой литературы, сложно рассчитывать на серьёзный успех на олимпиаде. Вспоминая себя, свою юность, могу сказать, что у меня могло уходить от 1 до 2 часов каждый день на такое чтение. Но в моей ситуации плюсом было то, что мне история нравилась сама по себе.

2) Онлайн - школы или групповые оффлайн-занятия. Данный вариант подготовки уже более продуктивный по сравнению с предыдущим. Лекторами, которые ведут онлайн занятия, часто бывают люди, которые сами прошли олимпиады, то есть имеют опыт, что очень важно для принял решение участвовать в олимпиаде. На таких занятиях обычно изучают, как и основной материал по истории России, Всеобшей истории, специальным историческим дисциплинам, так и разбирают практические занятия. Однако минусом данного типа подготовки является массовость обучения. Онлайн-школы рассчитаны на большое количество желающих (…). В такой системе тяжело построить связь «преподаватель - учащийся». Преподавателю будет проблематично задать вопрос, который Вам не понятен. Он не сможет уделить Вам отдельное время, чтобы разъяснить интересующую Вас какую-либо тему. И теперь немного расскажу о своём опыте. С 9 по 11 класс я дважды в неделю посещал курсы подготовки к олимпиадам в своём городе. Занятия длились по 90 минут, количество учеников варьировалось от 7 до 15 человек. Тем не менее, я благодарен преподавателям и организаторам этих курсов за помощь в подготовке. Они позволили мне структурировать знания по истории, приобрести навыки написания эссе и выполнения проекта.

3) Индивидуальные занятия. Возможно один из самых оптимальных способов подготовки, но не без недостатков. Безусловно, занятие один на один с преподавателем самое продуктивное, поскольку Ваш личный репетитор будет уделять Вам всё внимание, объяснять все то, что не понятно. Главное, что преподаватель построит чёткую систему, по которой Вы будете готовиться. Как бы то ни было, этот метод подготовки может быть неэффективным если неправильно подобрать репетитора, кто будет Вас обучать и готовить. Поэтому, при поиске репетитора стоит также обращать внимание на то, был ли у него опыт работы с олимпиадниками. В моей ситуации я не занимался с репетиторами, но только потому, что моим учителем истории был мой папа. А это значит, что он со мной занимался, конечно же, бесплатно. При этом, количество таких занятий в неделю могло колебаться от 2 до 4, что помогало мне всегда держаться в тонусе. Считаю, что именно эти занятия, помогли мне побеждать в олимпиадах, и потом поступить в вуз по БВИ.

Рассмотрев каждый из способов подготовки можно сделать следующий вывод. Индивидуальное занятие будет одним из самых оптимальных и эффективных, поскольку имеет большие (поставить ударение над о) преимущества перед другими методами изучения. Но, хочется заметить, что возможно лучшим будет комбинация всех трёх способов подготовки, как было в моей ситуации. Помимо занятий с репетитором в свободное время всегда занимайтесь самостоятельно (читайте, разбирайте карты, работайте с источниками и т. д.), а также записывайтесь на онлайн - лекции, посвящённые разбору олимпиад.

Приступим к изучению специфик олимпиады, дабы у учащегося сразу складывалось представление о том, какими особенностями она обладает.

1) Первое, и самое главное, что уже неоднократно упоминали - это изучение истории за рамками школьной программы. Учебники за 5 - 11 классы не должны быть Вашими настольными книгами. Базовым материалом для подготовки должны быть ВУЗовские учебники и пособия, статьи профессиональных историков, посвящённые узкой проблематикой, иные публикации, мемуары и т. д.

2) Вы должны тратить на подготовку к олимпиадам всё свободное время. Чем больше Вы будете изучать материал, тем с большей долей вероятностью что-то может Вам попасться уже на олимпиаде. Усредненным вариантом является трёхчасовая подготовка в день. Также стоит отметить, что для достижения больших успехов в олимпиадах нужно потратить, как минимум, 2 года.

3) Вы должны изучать историю шире, поскольку данная наука не только о событиях, датах и личностях. Часто в заданиях олимпиады попадаются вопросы, связанные с исторической географией, искусством, нумизматикой, хронологией и т. д.

4) Обязательно прорешивайте задания прошлых лет, пишите исторические эссе, разбирайте вопросы, связанные с проектной деятельностью. Так Вы накапливайте опыт. Кроме того, всегда выполняйте задания дома засекая время, чтобы у Вас выработалось чувство времени, и Вы смогли справиться с вопросами вовремя. К примеру, во время собственной подготовки к олимпиадам, я написал около 50 эссе на различные темы, которые затем проверялись моим отцом и вместе со мной анализировались и обсуждались.

Литература, которую можно порекомендовать, настолько обширна, что её будет проблематично уместить в одну статью. Как уже упомянули, прежде всего Вы должны накопить базу. В качестве этого можно посоветовать Трёхтомник по истории России под ред. Л.В. Милова и «История России: учебное пособие для бакалавров» под авторством М.Н. Зуева. Дальнейший список литературы можно подбирать самостоятельно в соответствии с темами которые Вы изучаете. Например, если Вы рассматриваете период правления Ивана IV Грозного, то почитайте работы В.О. Ключевского, А.А. Зимина, Р.Г. Скрынникова и т. д. Послушайте видеолекции от преподавателей ВУЗов, подкасты на различных образовательных платформах, то есть постарайтесь изучить как можно больше о периоде, который Вы рассматривайте. Проанализируйте Вашу тему глубже. Почитайте о развитии искусства в эту эпоху, кто был главами ведомств, что изображалось на деньгах и т. д. Таким образом, старайтесь читать и слушать как можно больше, по скольку от этого зависит Ваш уровень знаний.

В заключении этой статьи хочется сказать, что олимпиады, организованные ВУЗами или ВСОШ - это долгий и кропотливый путь к осуществлению своей мечты. Учащиеся, изъявившие желание принять участие в олимпиаде, должны понимать, что отныне изучение истории должно выйти за школьные рамки и стать постоянным. Историю придётся изучать регулярно по несколько часов каждый день. Важным в данном процессе также является не потерять мотивацию, без которой проводимая Вами работа будет только отягощать Вас и не приносить заметного результата. Усердная работа даст свои плоды - Вы получите льготы, которые дадут Вам преимущество перед большинством поступающих.

Ну а тем из вас, кто еще не начал всерьёз готовиться к олимпиадам и только думает о подготовке, могу предложить свою помощь и консультацию. За годы работы репетитором, я готовил как призёров заключительного этапа ВСОШ, так и победителей перечневых олимпиад. Более 20 моих учеников получали БВИ за счёт олимпиад, и поступали на желаемые специальности в вузы. Поэтому для связи со мной и записи на занятия, переходите по ссылкам:

1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html

2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history

3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history

4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ