Сегодняшний разбор будет посвящён одному из самых интересных, творческих и наиболее сложных заданий олимпиады (ВСОШ) – историческому эссе. Данный материал во многом можно назвать продолжением статьи, посвященной тому, как готовиться к олимпиадам по истории. Тем не менее, прочитав данный материал, Вы научитесь качественно выполнять это задание на Региональном и Заключительном этапах ВСОШ, а также будете с лёгкостью писать эссе на других перечневых олимпиадах (например, «Ломоносов»), а также более подробно разберетесь в том:
· Что представляет из себя историческое эссе;
· Какова его структура и система оценивания;
· Как готовиться к данному формату задания, а также на что стоит обратить наибольшее внимание;
· Какой литературой необходимо пользоваться при подготовке.
Что такое историческое эссе?
Если говорить кратко и ёмко, то это аргументированное изложение мыслей участника олимпиады на выбранную им тему, которая посвящена определенному историческому периоду, процессу или личности. Темами для заданий чаще всего становятся высказывания историков, которые специализировались на изучении данного периода. Помимо этого, в качестве предложенных тем – высказываний могут быть замечания и воспоминания государственных деятелей, учёных, современников событий, писателей и т. д. Ниже привожу один из примеров такого высказывания:
То есть, задача участника олимпиады заключается в том, чтобы выбрать тему, которая наиболее его интересует, а затем сформулировать и доказать свою позицию по данному высказыванию, привлекая для это как исторические факты, так и работы историков. Исходя из вышесказанного, можно задаться вопросом: Как можно выучить или знать такой большой объём информации? В этом то как раз и заключается главная особенность задания: выявить наиболее одаренных и умных детей, способных применять в качестве доказательства своих суждений работы отечественных и зарубежных историков. Чтение и применение цитат из книг, не входящих в рамки изучения школьного курса – явный показатель того, что участник олимпиады глубоко владеет материалом.
Разобравшись с тем, что такое историческое эссе, в чём оно заключается и что требуется от участника олимпиады, перейдем к разбору структуры. Структура имеет следующий вид:
1) Введение:
- Обоснование выбора темы.
- Постановка проблемы и задач (4 задачи).
2) Основная часть:
- Раскрытие всех поставленных Вами задач.
- Использование работ историков и творческий характер эссе.
3) Заключение:
- Выводы по поставленным задачам и общее высказывание по проблеме.
Итог: максимальный балл 50
Теперь перейдём к анализу и особенностям каждой части эссе.
Введение
Обоснование выбора темы
Введение, как и последующие части эссе, содержит в себе критерии, по которым эксперт будет оценивать Вашу работу:
1 – Обоснование выбора темы – 5 баллов.
2 – Постановка задач, включая написание проблемы – 5 баллов.
Приступим к разбору первого пункта.
Обоснование выбора темы можно обозначить двумя разными путями: личная заинтересованность либо актуальность.
Личная заинтересованность предполагает, что Вы прочитали какую-либо интересную книгу, посмотрели впечатляющий и захватывающий фильм, посетили какой-нибудь город и т. д. Далее Вы пишите, что что-то из этого произвело на Вас такое сильное впечатление, заставило Вас задуматься над тем почему это произошло, почему стало развиваться по такому пути, а не по-иному и т.д. Это – хрестоматийный и стандартный путь, которым пользуется больше половины учащихся. Так как здесь нет изюминки, которая бы отличала работу от многих других, то максимум баллов за эту часть эссе не поставят. Но, в то же время, это позволит получить 3-4 балла из 5, что тоже неплохо.
Что касается актуальности, то это более сложный способ доказать Вашу заинтересованность. Актуальность должна показать и доказать, почему изучение данной темы важна для нашего современного общества. Стоит отметить несколько видов актуальности исторического исследования.
1 – Научная. Вы доказываете, что исследование этой темы необходимо, поскольку в исторической науке существуют некоторые пробелы в её изучении; возникла необходимость в пересмотре существующих интерпретаций фактов и источников и т.д.
2 – Образовательно–педагогическая. Возникает вопрос о пересмотре и переработке исторических текстов, предназначенных для широкого круга читателей, и прежде всего для школьников и студентов. Такая переработка является вынужденной в связи с появлением новых данных, потерей актуальности современных учебников и т. д.
3 – Политико–идеологическая. Необходимость пересмотреть исторических событий, провести переоценку роли исторических личностей в истории в связи с изменением политической ситуации. Так, например, Вы можете написать о том, что стоит пересмотреть роль какого–либо деятеля времен Советского Союза в связи со сменой политического курса в стране, обнародовании новых документов ранее находившимся под грифом секретности. Это – более сложный путь, который предполагает хорошее знание современной ситуации и определённый жизненный опыт.
Но в своём эссе вы можете и скомбинировать два любых обоснования.
Рассмотрим на примере, как пишется обоснование темы (актуальность):
Либо другой пример (личная заинтересованность):
Критерии выставления баллов за эту часть эссе следующие:
· 5 баллов – выставляется за оригинальное объяснение, демонстрирующее Вашу заинтересованность в теме. Для получения такого количества баллов необходимо привести несколько разноплановых разъяснений, включающих как общий интерес к периоду, так и к конкретно выбранной теме. Максимальный балл будет только за наличие двух конкретных и развернутых объяснений.
· 4 балла – ставится в том случае, если участник олимпиады дает ОДНО конкретное, развернутое обоснование и одно КРАТКОЕ (это может быть интерес к событию, личности или какая-нибудь актуальность).
· 3 балла – участник олимпиады даёт разноплановое объяснение, которое демонстрирует интерес к периоду/личности/событию и т. д.
· 2 балла – изложенная в эссе заинтересованность носит формальный характер или представляет собой рассуждение общего характера.
· 1 балл – выставляется за использование фраз – клише без дальнейшего пояснения, например, «Я выбрал эту тему поскольку мне очень нравится данный исторический деятель, или этот период очень важен в нашей истории».
· 0 баллов – объяснения отсутствуют полностью.
Таким образом, выполняя данную часть работы Вы должны помнить, что:
- Объяснение должно представлять собой наличие двух оригинальных суждений и причин, по которым Вы заинтересовались выбранной Вами темой.
- Причины заинтересованности не должны ограничиваться фразами «мне нравится…», «этот период очень важен…» и т. д. После таких клише обязательно должно следовать развёрнутое пояснение.
Постановка задач и проблемы
Теперь перейдём ко второй части введения.
Постановка проблемы и задач являются самыми главными пунктами в эссе. От правильно или неправильно поставленных проблемы и задач зависит вся основная часть Вашей работы.
Начнём с того, как правильно ставить проблему. Проблема – это общая цель эссе, научно-исследовательский вопрос, который необходимо решить в ходе вашей работы. А если высказаться конкретнее – то это общий вывод относительно высказывания, согласие или опровержение мыли автора эссе по каждому пункту. Проблема, как правило, представляет собой общий вопрос, затрагивающий каждую из четырёх задач.
Задачи обязательно должны следовать напрямую из текста цитаты, а также дополнять друг друга, таким образом составляя логическое повествование. Ни в коем случае не отходите от темы и текста цитаты, поскольку это приведет к потере баллов. (1 балл – за неправильно выставленную задачу, затем ещё 5 баллов в основной части за раскрытие этой задачи, и, наконец, 1 балл в заключении в качестве вывода, итог – потеря аж 7 баллов). При этом, согласно моим наблюдениям, можно отметить, что чаще всего логическая постановка задач подразумевает под собой следующее:
- Первая задача, как правило носит описательный и обобщающий характер.
- Вторая и третья задачи предусматривают раскрытие наиболее ярких аспектов цитаты.
- Четвёртая задача может быть посвящена общей проблеме, затронутой в цитате.
При этом, каждая задача должна представлять собой дискуссионный вопрос, на который можно привести аргументы ЗА и ПРОТИВ, вместе с соответствующими фактами. Подобное задание раньше существовало на ЕГЭ по истории, к нему можно возвращаться для тренировки навыков написания эссе в основной части. Этот дискуссионный характер задачи лучше подразумевать (держать в голове, «в скобках»), а формулировку задачи лучше составить в более нейтрально-повествовательном ключе.
Приведу пример разбора целей и проблемы реальной темы эссе регионального этапа ВСОШ за 2023 г.
Проблема: Оценка деятельности Елизаветы Петровны в историческом контексте России конца XVII - первой половины XVIII в. в контексте европеизации России.
Задачи:
1- Дать комплексную оценку петровской эпохи (дискуссионный вопрос "в голове": была ли это эпоха грандиозных потрясений?). /// Задача поставлена в дискуссионном формате. Уже в основной части Вам необходимо будет применяя историографию доказать, действительно ли правление Петра I было эпохой грандиозных потрясений или же нет. Однако вопрос все же можно было бы перефразировать, вытащив как – раз важные слова из скобок: Можно ли утверждать, что петровская эпоха была периодом грандиозных потрясений?
2- Оценить эффективность деятельности Верховного Тайного Совета.
3- Оценить период "бироновщины". Объединю эти две задачи, поскольку они носят сходный характер формулировок: оценить, то есть указать на преимущества и недостатки двух явлений – Верховного Тайного Совета и периода «бироновщины». В целом, дальнейший ход раскрытия задач понятен: всесторонне рассмотреть политику Верховников и «бироновщину» как с положительной, так и отрицательной точек зрения.
4 - Дать оценку роли Елизаветы Петровны в государственном управлении и периоду ее правления в целом, по сравнению с предыдущими периодами. Да, 4 – я задача посвящена общей проблеме высказывания, однако дискуссионность в данной проблеме выражена слабо. По сути, формулировка данной задачи размыта и обширна: роль Елизаветы Петровны в государственном управлении, по сравнению с предшественниками. То есть перечислить основные итоги её деятельности. Куда более выгодным, по моему мнению, можно было бы поставить вопрос следующим образом: Действительно ли политика Елизаветы Петровны «ввела Россию в русло неторопливого и размеренного развития»? Тут Вы как раз задаете ту самую дискуссионность, когда будете доказывать правда ли деятельность Елизаветы Петровны «ввела в русло неторопливого и размеренного развития» или нет.
Итак, разобрав пример, перейдем к критериям оценки этой части эссе.
Поставленная проблема и правильно сформулированные задачи оцениваются в 5 максимальных баллов. Условием для такой оценки является четкая формулировка, исходящая из понимания смысла высказывания. Снижается оценка за:
1 – понимание в целом смысла высказывания, но без выделения отдельных проблем.
2 – задачи, которые сформулированы без прямой привязки к высказыванию.
3 – недопонимание смысла высказывания, что влечёт за собой неверную постановку задач.
Подводя итог, дам пару обобщающих советов о том, как находить проблему и ставить задачи
1 – Задачи преимущественно должны носить дискуссионный характер, ни в коем случае не описательный и повествующий. В ваших задачах должен заключаться какой – то спорный и неоднозначный вопрос, требующий привлечения различных точек зрения историков. Как составлять такие вопросы? Ответ достаточно простой – все Ваши задачи кроются в самой цитате. Вам необходимо посмотреть на выбранное Вами утверждение как на субъективное и требующего пересмотра. Можно сказать, что Вы должны «придраться» к написанному. Только таким способом можно написать наиболее удачные задачи, которые Вы раскроете в основной части.
2 – Ставьте задачи в той последовательности, которая соответствует содержанию цитаты. Хаотичное расположение, во-первых, запутает Вас, а во-вторых, может привести к аннулированию баллов за логику изложения.
Основная часть эссе
В основной части участнику олимпиады необходимо последовательно раскрыть сформулированные им во введении задачи. Это предусматривает то, что Вы должны грамотно, творчески, с применением исторических фактов и привлечением историографии, подойти к раскрытию проблемных задач, поставленных во введении. Оценивается данная часть работы в 35 баллов. Максимальный балл формируется из отдельных критериев, имеющих свои особенности, которые необходимо знать и учитывать. Итак, основная часть оценивается по следующим критериям:
1 – Аргументация авторской позиции и грамотное использование исторических фактов и терминов – 20 баллов.
2 – Знание различных точек зрения, то есть историография – 10 баллов.
3 – Творческий подход к написанию эссе – 5 баллов.
Аргументация позиции и раскрытие 4 задач, поставленных во введении
1 – Аргументация позиции обязательно должна проходить по принципу «согласие-несогласие» с позицией автора высказывания. То есть, сперва Вы можете доказать, что мнение автора по данному вопросу действительно имеет место быть и заслуживает признания. Однако после этого, привлекая историографию по данной теме, Вы указываете на то, что высказанная в цитате позиция носит также и дискуссионный характер, не имеет общепризнанной оценки. Подобный приём использовался в задании ЕГЭ прошлых лет, где нужно было приводить по 2 позиции ЗА и ПРОТИВ определённого высказывания, используя аргумент и факты.
Таким образом, раскрытие каждой из 4-х сформулированных задач может принести до 5 максимальных баллов. В целом, система выставления баллов следующая:
· 5 баллов – отсутствуют фактические ошибки и некорректно использованные термины. Для аргументации характерно использование чёткой доказательной базы и построение по схеме «факт – анализ - вывод» либо «авторская гипотеза – факт – анализ – возвращение к гипотезе (вывод)». Также одним из критериев получения максимального количества баллов является анализ как минимум 3 любых фактов, при условии отсутствия фактических и логических ошибок. Тем не менее, допускаются МАКСИМУМ две неточности. Согласно критериям, это могут быть неверно указанные инициалы историка, государственных деятелей, а также незначительно искаженные фамилии (учитывается, если понятно о ком идёт речь), названия и термины.
· 4 балла – аргументация строится также по схеме «факт – анализ - вывод» либо «авторская гипотеза – факт – анализ – возвращение к гипотезе (вывод)». Один балл теряется за то, что допущены МАКСИМУМ две ошибки. В данном случае, ошибки уже не мало значительные, а действительно являются серьёзными, поскольку искажают Ваше повествование.
· 3 балла – основная часть эссе носит описательный характер. Факты перечисляются без анализа. В данном случае, а также это касается и всей работы в целом, ложным представлением является то, что чем больше фактов Вы приведете, тем лучше Ваша работа будет оценена. В данном эссе, прежде всего, оценивается Ваше умение РАБОТАТЬ с этими фактами, а не просто их перечисление. Каждый приведенный факт должен осмыслен, проанализирован и т. д.
· 2 балла – текст эссе носит запутанный и нелогичный характер. Факты, применяемые для аргументации, не имеют прямого отношения к сформулированной задаче. Оценка в 1 балл не выставляется.
Главное, что Вы должны усвоить три главные особенности данного критерия:
- Ваша аргументация должна носить чётко структурированный характер - раскрывать задачи необходимо согласно порядку, который Вы задали во введении.
- Обоснование должно быть с применением исторических фактов. Всегда, внимательно пишите ФИО историка, название географического объекта, даты и прочие вещи.
- Не занимайтесь простым перечислением фактов. Анализируйте, высказывайте своё отношение к той или иной персоне, событию, процессу, опровергайте или подтверждайте исторические факты.
Историография эссе
Данный критерий оценивания предполагает, что участник олимпиады знаком с базовой историографией по той теме, которую он выбрал. Баллы по знанию и применению различных точек зрения выставляются после знакомства экспертов с работой в целом, поскольку ссылки на историков / научную литературу могут быть затронуты в различных частях эссе. Важно отметить, что под историографией, в контексте эссе, понимается что в качестве аргументации школьник использует позиции историков или современников по данному вопросу. Знание историографии уровня ВУЗа, предполагающая глубокое и всесторонне изучение проблемы, выявление дискуссионных моментов, не в праве требоваться экспертами от участника. Поэтому в нашем случае понятие «историография» можно взять в кавычки.
Объём изучения «историографии» по интересующему Вас периоду/личности/событию Ваше личное дело. Конечно, чем больше исторической литературы Вы освоите, чем подробнее Вы будете разбираться в спорных историографических моментах, тем лучше. Однако для получения максимального балла за эссе достаточно будет знание:
- Позиции историка с применением цитаты, например:
Позиция историка без применения цитаты:
Система выставления баллов следующая:
· 10 баллов – в каждой из разбираемых проблемных задач автор эссе работает с различными по своему характеру позициями историков. В каждой из 4–х задач Вы как МИНИМУМ должны сослаться на 2 историков. Аргументация подкрепляется ссылками на их произведения / исследования. В совокупности Ваша «историография» не должна носить формальный характер. Стоить заметить, что эксперты принимают и такой вариант, в котором макс. балл выставляется за рассмотрение 4–х РАБОТ, но при условии, что они будут рассмотрены на протяжении ВСЕГО эссе.
· 9 баллов – выставляется за аналогичные условия, что и при получении 10 баллов, однако 1 балл снижается из – за наличия 1 – 2 ошибок в названии работ историков, именах их авторов, изложении их позиций и т. д.
· 8 баллов – участник работает с «историографией» на протяжении всего эссе. В МИНИМУМ 3–х ЗАДАЧАХ конкретно и корректно излагается МИНИМУМ 2 позиции историков с указанием на его имя и работу. Формальный характер изложения точек зрения отсутствует. Также для выставления максимального балла принимается вариант, если на протяжении всей работы Вы будете использовать 3 РАБОТЫ.
· 7 баллов - выставляется за аналогичные условия, что и при получении 8 баллов, однако 1 балл снижается из – за наличия 1 – 2 ошибок в названии работ историков, именах их авторов, изложении их позиций и т. д.
· 6 баллов – данный балл ставится при условии, если работа с позициями историков ведется на протяжении всей Вашей работы. В МИНИМУМ 2–х ЗАДАЧАХ грамотно изложены МИНИМУМ 2 позиции исследователей по данному вопросу. Помимо этого, участник использует ссылки на работы. Также для выставления максимального балла принимается вариант, если на протяжении всей работы Вы будете использовать 2 РАБОТЫ.
· 5 баллов – участник олимпиады верно и конкретно излагает позиции историков, НО не по конкретным задачам, поставленным им во введении, а по проблематике высказывания В ЦЕЛОМ. При этом, важным условием является то, что автор эссе приводит НЕ МЕНЕЕ 5 авторов и их работ.
· 4 балла – упомянутые в эссе цитаты или позиции историков не имеют прямого отношения к теме, таким образом представляя собой формальный подход к «историографии». Как правило, в таких работах точки зрения даются в начале и конце работы. При этом, важным условием является то, что автор эссе приводит НЕ МЕНЕЕ 4 авторов и их работ.
· 3 балла по данному критерию не выставляется.
· 2 балла – участник либо в начале, либо в конце эссе чисто символически упоминаются имена историков, которые что–то писали по данной проблеме.
· 1 балл – в работе идет формальное упоминание про разные точки зрения.
· 0 баллов – «историография» не представлена в эссе полностью.
Также стоит заметить, что если в задачах приводится по одной позиции, это подразумевает под собой что дискуссионность не отражена. В таком случае, даётся только по 1 баллу за задачу. Следовательно, если, к примеру, в 3–х задачах Вы отразили только одну позицию, то получаете за это всего 3 балла.
Итак, главное по данному критерию:
- Ваша «историография», как и аргументация позиции, должна носить дискуссионный характер.
- По каждой рассматриваемой задаче необходимо как МИНИМУМ ссылаться на 2–х историков, для достижения вышеуказанного эффекта.
- Подходите к написанию любой позиции историка с особой внимательностью. Не ошибитесь в том, кто является автором данного высказывания; используете мнения историков уместно, следите за тем чтобы они не сработали против Вас.
Творческий подход к написанию эссе
Согласно пособию А. А. Талызиной и критериям оценивания эссе ВСОШ по истории, творческий подход к написанию эссе подразумевает под собой:
- Личную заинтересованность в теме.
- Ярко выраженную личностную позицию.
- Нестандартность в решении поставленных проблем. Оригинальность идей.
- Работа написана хорошим литературным языком. Учтены все жанровые особенности эссе: личностный подход, многообразие художественно – изобразительных средств языка, последовательное изложение и т. д.
Баллы выставляются по следующим критериям:
· 5 баллов – соблюдены все вышеперечисленные условия.
· 4 балла – ставятся, если личная позиция и заинтересованность в теме проявляются время от времени. Работа написана хорошим литературным языком.
· 3 балла – участник олимпиады шаблонно демонстрирует свою личную заинтересованность, то есть использует такие фразы как «меня интересует», «я убежден» и т. д. Текст предельно формализован, изобилует клише.
· 1–2 балла по данному критерию не выставляются.
· 0 баллов – творческий подход отсутствует полностью.
Заключение
Переходим к завершающей части эссе – заключению. При оценивании заключительной части проверяющие обращают внимание на Ваше умение делать конкретные выводы по поставленным во введении задачам. Также обязательно нужно добавить в заключение один обобщающий вывод по всей проблеме, в которой необходимо дать свое согласие или несогласие с ней. Во многом, выводами будут перефразированные итоги по каждой задаче, указанной в основной части. Новых мыслей в заключении быть не должно, поскольку выводы – это компиляция уже написанного ранее.
Также хотелось бы сказать пару слов о том, как оформлять работу, поскольку это тоже немаловажный аспект.
1 - Прежде всего, в начале работы Вы должны выписать тему эссе
2 - Смысловые части Вашего эссе должны быть чётко выделены. То есть, членение на абзацы обязательно.
3 - Задачи во введении и заключении желательно пронумеровать.
4 - Почерк должен быть аккуратным, чтобы эксперта не возникло проблем с чтением Вашего эссе.
Методика подготовки к написанию эссе
Помните, что историческое эссе – это составляющая часть олимпиады, что предполагает усложнённый характер заданий. Поэтому, прежде всего, используйте помощь учителя, репетитора или онлайн–школы, которые готовят к олимпиадам, так как полностью самостоятельная подготовка достаточно сложна и проблематична. По моему опыту могу сказать, что ни я, ни мои ученики, которые выигрывали олимпиады, вряд ли справились бы с этой задачей без помощи профессионального преподавателя. А я, как вы помните из статьи о способе подготовки к ЕГЭ, одновременно работал и с репетитором, и ходил на курсы при университете, совмещая это всё с самоподготовкой.
Такие рекомендации ученикам и их родителям я могу дать сразу по нескольким причинам: Во-первых, ученик школы слабо или практически полностью не разбирается в вопросах историографии, поскольку школьная программа по истории не предусматривает её изучение. Только человек получивший историческое образование сможет структурировано преподнести основные этапы развития взглядов отечественных и зарубежных историков по конкретному историческому периоду. Самостоятельная подготовка чревата тем, что ребёнок попросту запутается в историографии и не сможет грамотно её применить. Во-вторых, ученику необходим человек, который будет проверять эссе – оценивать его и указывать на ошибки, которые необходимо избегать. Ну и в-третьих, люди, которые специализируются на олимпиадах, разбираются в критериях эссе, а также смогут составить чёткую программу подготовки.
Что касается непосредственно подготовки к написанию эссе, то это многоплановый процесс, который должен носить регулярный характер. Начинать тренироваться в написании эссе следует с самых простых тем. В начале подготовки преподавателю необходимо давать Вам любую тему на выбор, при этом не ограничивая во времени и предоставляя возможность пользоваться любыми источниками. По мере того, как Вы будете все лучше и лучше писать работы, стоит вводить ограничения. Прежде всего, это выражается в том, что необходимо прекратить пользоваться вспомогательными материалами, а потом сокращать время – от 1,5 часов до 1 часа. То есть, нужно создавать наиболее приближенные к олимпиаде условия, когда на эссе и проект будет выделено в сумме 3 часа, однако эссе вы уже будете писать по знакомому вам периоду, к которому готовились, в отличие от проекта, который может попасться по совершенно незнакомой теме, и вам потребуется время, чтобы вникнуть в работу, разобраться с деталями и т.д. Именно поэтому организаторы олимпиады советуют на эссе выделять около 1 часа, а оставшиеся 2 часа посвятить проекту. В свою бытность учеником, в ходе подготовки к ВСОШ я написал около 50 различных эссе, некоторые из которых я вполне успевал написать за 60 минут.
Вышеуказанный способ подготовки представляет собой во многом уже некий итог, обобщающее упражнение. Но несмотря на это, начать можно и с более конкретных подготовительных заданий, посвящённых каждой части отдельно. Так, например, можно тренироваться ставить задачи к эссе. Специализация темы в данном случае не важна. Ваша задача заключается в том, как можно больше проделывать такие упражнения, с целью научиться ставить наиболее правильные проблемные вопросы.
Следующим подводящим упражнением, необходимое для отработки навыка работы с основной частью эссе, будет поиск аргументов на подтверждение и опровержение. Например, Вы поставили такую задачу: Можно ли утверждать, что петровская эпоха была периодом грандиозных потрясений? Далее делите страницу пополам: в одной пишите все аргументы «За», а во второй «Против». Во многом, такое упражнение напоминает бывшее задание 24 ЕГЭ по истории, о котором я уже упоминал выше, где необходимо проделать такую же работу, только вместо вопроса будет дано утверждение. Два данных упражнения помогут Вас выработать навык работы над наиболее главными аспектами эссе: постановкой задач и их аргументацией.
Когда следует начинать подготовку?
Ответ однозначный – чем раньше, тем лучше. Если приобретение навыка писать эссе, то есть понимать структуру задания, занимает не так много времени, то подробное изучение работ историков, даже по небольшому периоду, скажем к примеру 1900–1917 гг., потребует приблизительно год. При этом стоит учитывать чтение базовой литературы, а также подготовку к тестовой части, проекту и т.д. Не говоря уже о факторе школы и экзаменов. Поэтому, если перед Вами стоит цель победа в заключительном этапе, то начинать уже можно даже с 5 класса. К 9–10 классу у Вас уже будет опыт в написании эссе и большой набор прочитанный литературы, которую Вы будете применять в качестве аргументации. Тем не менее, согласно своему опыту работы с победителями и призёрами олимпиад, могу отметить, что даже начиная подготовку с 9 и 10 класса можно научиться писать эссе на достаточно конкурентном уровне, однако в этом случае, вы все равно скорее всего будете проигрывать тем участникам олимпиады, кто начал свою подготовку раньше.
Какой период и какую тему эссе следует выбрать?
Выбор темы эссе зависит исключительно только от Вас. Прежде всего, стоит сказать о том, каким может быть содержание цитаты. Так, высказывания историков и современников можно поделить на: посвященные людям, событиям, процессам. Самыми лёгкими темами в данной ситуации являются те, где надо работать с историческим деятелем. Сложными, для любого периода, будут высказывания про процессы, происходившие в истории нашей страны. Дополнительными усложнениями к теме эссе могут быть:
- Высказывания, где сравниваются личности/ события/ процессы.
- Цитаты, в которых автором используется сравнение со всемирной историей, например:
Что касается временных рамок, то обычно, темы, которые предлагаются в задании можно поделить на следующие периоды:
- Домонгольский период;
- от Монгольского нашествия до Ивана III (стояние на реке Угре);
- от Ивана III до начала Смутного времени;
- Смутное время, первые Романовы до Петра I;
Далее можно поделить на века:
- XVIII в.
- XIX в.
- первая половина XX в.
- Великая Отечественная война
- вторая половина XX – начало XXI в.
Почему выбрано такое деление? Дело в том, что угадать какие именно попадутся темы – невозможно, а какие периоды – можно. Ещё одно важное замечание состоит в том, что не следует делать ставку на очень подробное изучение одного периода, при этом игнорируя другие. Например, Вы можете прекрасно знать эпоху Ивана III Великого, знать по ней историографию, разногласия среди историков и т.д. Однако придя на олимпиаду, Вы видите, что по темам, касающимся XV в. будет присутствовать, например, только Василий II Тёмный. А другие темы эссе для Вас проблематичны, поскольку Вы плохо разбираетесь в историографии данных периодов.
Таким образом, отличным вариантом для выбора темы будет следующий:
1) Выберите период, который Вам наиболее ближе и интересен (к примеру, XIX век)
2) Изучите это период полностью, а также сделайте акцент на изучение более узкого временного промежутка, который Вас заинтересовал (Изучите подробно весь XIX в., его историографию и её основные проблематичные моменты, а потом, к примеру, более глубоко рассмотрите правление Александра I)
3) Обязательно подстрахуйтесь, то есть изучите другой исторический период (К примеру, помимо XIX века возьмите часть XX века, проработав его менее подробно, но всё же расставив акценты на ключевых вещах)
Подытожив, хочу сказать, что выбор тем зависит от Вас. Отлично знать и разбираться во всех периодах истории невозможно. Поэтому наиболее удачный вариант - выбрать два периода и качественно их изучить.
Как выбрать подходящую литературу и как с ней работать
Чтобы дать полный ответ на это вопрос, не хватит и целой статьи, поэтому постараюсь привести основную литературу, необходимую как для понимания того, как пишется историческое эссе, так и базовых учебных пособий по истории России.
Конечно же, основным пособием является работа А.А. Талызиной «Историческое эссе» (Талызина А.А. Историческое эссе: учебно-методическое пособие / А.А. Талызина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. – 320 с.). Анна Аркадьевна является членом жюри Заключительного этапа ВСОШ по истории, поэтому её пособие представляет ценнейшую информацию о том, как писать, готовиться к эссе.
Что касается исторической литературы, то я не буду писать конкретные книги по каждому периоду. Здесь я представлю несколько учебников и пару книгу, в том числе и зарубежных, которые дадут Вам широкое базовое представление об истории России в целом:
1) Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты: историческая литература.
2) Кириллов, В.В. История России в 2 ч. Ч. 1. До ХХ века: учебное пособие для вузов.
3) Кириллов, В.В. История России в 2 ч. Ч. 2. ХX век — начало XXI века: учебное пособие для вузов.
4) Милов, Л.В. Истории России XVIII – XIX веков.
5) Милов, Л.В. Истории России XX – начала XXI века.
6) Милов, Л.В. История России с древнейших времен до конца XVIII века.
7) Семенникова, Л.И. История России в 2 ч. Ч. 1. До начала ХХ века: учебник для вузов.
8) Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для вузов.
9) Фирсов, С.Л. История России: учебник для вузов.
И самое важное состоит в том, что работа с литературой не должна ограничиваться простым чтением. Я рекомендую завести 2–3 тетради, которые можно разделить на следующие разделы: «Интересные факты», «Цитаты из книг», «Наиболее значимые события, процессы, личности». Так, параллельно с чтением литературы Вы будете выписывать встречающуюся в тексте необходимую информацию, которую потом можно будет всегда повторить.
Общие выводы
В заключение, хотелось бы сказать, что историческое эссе – одно из тех заданий, которое требует просто огромнейшего багажа знаний. Поэтому, к подготовке надо подходить со всей ответственностью, поскольку даже одного года будет недостаточно для написания достойного эссе. Для этого стоит обязательно найти себе наставника, который будет Вас направлять по верному пути, объяснять сложные моменты, работать вместе с Вами над исторической литературой и т.д. Но хочу отметить, что все приложенные силы не пройдут даром, и благодаря упорству, постоянной практике и, что самое главное, любви к истории, Вы добьётесь своей цели.
Я же, в свою очередь приглашаю всех желающих на личную бесплатную консультацию. Вы можете обратиться ко мне с любой задачей, касающейся истории. А что касается олимпиад, то я как школьник участвовал в них, начиная с 8 класса, и именно благодаря победам в олимпиадах, имел право на поступление в университет без вступительных испытаний (БВИ). А уже став преподавателем и репетитором, за 10 лет работы помог более чем 30 ученикам стать победителями и призёрами перечневых олимпиад (в том числе Заключительного этапа ВСОШ) и также получить льготы при поступлении.
Для записи на консультацию переходите по ссылкам здесь:
1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html
2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history
3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history
4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ