Всем привет! В этой статье я снова хочу затронуть очень важную и наболевшую тему читателей и комментаторов — наше близкое взаимодействие с радиоактивной техникой Чернобыля. Речь пойдет о грузовиках, инженерных машинах и других технических объектах, которые сохранились в зоне отчуждения спустя 39 лет после аварии на атомной станции. Вы узнаете, зачем мы подходим к этим объектам, как и для чего их исследуем, а также расскажу какие последствия могут возникнуть при этом.
За плечами у меня уже пять нелегальных походов в зону отчуждения, где я осмотрел множество заброшенных сел, побывал в каждом микрорайоне Припяти и исследовал все радиоактивные свалки техники. За это время я сделал тысячи фотографий и накопил большой опыт, которым хочу поделиться с вами. В статье я расскажу обо всём подробно — от особенностей техники до реальных рисков и впечатлений. Желаю вам интересного и полезного просмотра и чтения.
Внимание! Автор не призывает повторять увиденное и настоятельно не рекомендует посещать подобные места.
Впервые увидел технику ликвидаторов
Это было мое можно сказать "первое свидание" с историей ликвидации аварии на ЧАЭС. После заселения в квартиру мы немного отдохнули, поели и перепрятали свои вещи, чтобы отправиться на прогулку по городу. Во время прогулки один из местных, опытных сталкеров рассказал нам о единственной сохранившейся в Припяти свалке техники, которая находилась неподалёку — прямо возле заброшенного отделения милиции.
По нашей просьбе он был готов проводить нас туда, так как не только я в группе хотел своими глазами увидеть машины, которые активно участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. И вот, мы оказались перед этими полуразобранными, старыми и заброшенными машинами. Они стояли за высоким бетонным забором, забытые всеми и никому не нужные, кроме нас — тех, кто интересуется реальной историей аварии не только по книгам и фильмам, но и собственными глазами.
Это было сильное впечатление — увидеть технику, которая когда-то играла ключевую роль в борьбе с радиоактивной опасностью.
ЗиЛы-131 и ЗиЛы-157, КРаЗы, использовались как авторазливочные станции. Одни поливали улицы Припяти, другие машины использовались для вывоза зараженного грунта и других материалов в могильники, смывая радиоактивную пыль и облегчая работу для других ликвидаторов. После выполнения своих задач эти грузовики поочерёдно привезли сюда и оставили. Странно, почему не в могильник? А просто на свалку? Вот таким вопросом я задался. Сначала я не понял, а потом уяснил этот момент.
Почему не утилизировали «стальных ликвидаторов» из зоны ЧАЭС
Машины, по идее, должны были утилизировать — захоронить в радиоактивных могильниках. Но этого не сделали, почему же? Да, многие машины фонят, радиационный фон превышен в 2–3 раза, а кое-где дозиметры зашкаливают до предела. Но есть одно «но». Технику чаще всего бросали в 90-е годы, и тогда, когда водители загоняли заражённые машины в отстойники вроде того, что у пожарной части и отдела милиции, они понятия не имели, что кому-то в голову придёт спустя 20–30 лет ходить в радиоактивную зону самоходом, чтобы увидеть своими глазами последствия аварии на станции, увидеть, сколько усилий было приложено для того, чтобы побороть вышедший из-под контроля мирный атом. Технику загнали в отстойник, бросили и забыли. Водители-ликвидаторы покинули свой транспорт навсегда.
Технику забыли, но спустя 20-30 лет вспомнили
Прошли десятилетия, зародилось так называемое «сталкерство» и нелегальные походы в Припять. Я один из таких туристов и люблю путешествовать по зоне отчуждения. А люди не понимают, думают, что это развлечение, дуристика так называемая. А ещё считают, что если кто-то подойдет к машинке, сфотографирует её, то у него обязательно появятся болезни, дети будут мутировать. Но это не так, и никак не доказать людям обратное в комментариях. Все специалисты уверяют, что доза радиации при посещении зоны за неделю намного меньше той, которую человек получает во время одного авиаперелёта. Не верите? Ваше дело.
Секреты чернобыльских зарослей
Её не вывезли на металлолом, как это произошло несколько лет назад в захоронении вблизи села Рассоха. Машины «фонили» не слишком сильно, поэтому их не спешили убирать. Как видно на фотографиях, из техники выпотрошили всё, что было ценно, оставив лишь «баранку».
Весь процесс происходил достаточно просто и примитивно. Сначала с машин снимали самое дорогое и компактное — приборы, электронику, части интерьера.
Затем с помощью тяжёлой техники из-под капотов извлекали двигатели и другие крупные части. Скорее всего, все эти запчасти отправляли на продажу и дальнейшее использование.
Так, кто-то мог купить сиденье от ЗиЛ-131, и никогда не узнает, что оно было вывезено из Чернобыля. То же касается и других деталей, ставших частью техники в разных уголках страны.
Еще один 131-й.
От КамАЗа остались только кабина и самосвал
Что именно возили в этом КамАЗе, сегодня остаётся лишь догадываться. Все грузовики и их остатки давно утонули в листве, а подступы к ним заросли деревьями и кустарником. Из-за этого вывоз крупных металлических деталей вызывает серьёзные трудности. Скорее всего, самосвал использовался для вывоза из зоны заражённого грунта.
А ведь раньше здесь не было таких зарослей.
Фоточка на память. Как же без этого?
И еще одна:)
Авторазливочная станция АРС-14 на шасси ЗиЛ-131Н
На двери автомобиля видно характерное «клеймо» с надписью «зона». Это означало, что грузовик мог работать исключительно в пределах зоны радиоактивного загрязнения и водитель ликвидатор не имел права выезжать за её пределы. Авторазливочные станции выполняли важную функцию — они «отмывали» не только городские территории, но и дезактивировали технику, задействованную на заражённых участках. Процесс дезактивации техники происходил двумя основными способами:
- Обмывание сильным напором воды — простой метод, позволяющий удалить поверхностное загрязнение, но менее эффективный для стойких радионуклидов.
- Тщательная обработка специальными дегазационными растворами, сопровождаемая обрызгиванием и протиранием щетками — более сложная, но значительно более эффективная процедура.
Особенно эффективным считался именно метод обрызгивания дезактивирующими растворами с одновременным механическим очищением щётками. Благодаря этому удавалось максимально снизить уровень радиационного загрязнения на поверхностях техники и обеспечить её безопасную эксплуатацию.
Обратите внимание, как колёса грузовика прочно вросли в почву. Эта картина впечатляет своей наглядностью...
АРС-12У на шасси ЗиЛ-157
На фотографии АРС-12У, установленный на шасси ЗиЛ-157. Эта техника использовалась для выполнения задач, аналогичных АРС-14. Обратите внимание: дверца грузовика украшена граффити, а в салоне уже ничего не осталось — на крыше кабины видна большая дыра.
Эти снимки — ценный исторический материал. Эта техника продолжает стоять как памятник трудным временам и борьбе с радиоактивным загрязнением в городе. Несмотря на надежду, что грузовики сохранят в памяти истории, рано или поздно их, скорее всего, вывезут на металлолом. А эти фотографии останутся в сети.
Зачем мы подходим к радиоактивной технике? Это же опасно!
Мы подходим близко, но недолго, к радиоактивной технике, чтобы сделать несколько кадров — и снаружи, и внутри, максимально подробно. В этом нет ничего опасного. Никаких последствий не будет, если на несколько секунд подойти к машине, радиационный фон которой превышен в 2–3 раза. Даже если дозиметр зашкаливает — подошел, сфотографировал и ушел.
Зачем это нужно? Повторюсь — ради истории. Это кадры истории, о которой молчат и не пишут в книгах. История Припяти сегодня. Что там? Катастрофа отгремела, все, кажется, забыли. А это помнить надо. Например, есть раскопки — находят снаряжение времен Первой мировой, фляжки, фиксируют, в музее относят, люди приходят и смотрят. А мы фиксируем последствия аварии и то, как природа возвращает свои земли обратно. Заинтересованные люди тоже смотрят. И таких много. Вроде схожая по смыслу деятельность, разве нет? Вот только почему-то нас называют «падальщиками» и говорят что на трагедии «хайпуем». Вы хоть головой думайте своей:)
А вдруг через 100 лет эти снимки будут в учебниках истории? А вдруг кто-то узнает свои машины? Такое уже было: в 2018 году ликвидатор узнал свой автомобиль, который бросил в городе, по характерной вмятине. Сомневался, но потом понял, что это его «рабочая лошадка», на которой он отмывал город от радиации. Узнал свою машину на фото, которые мы сделали. Представляете, что он тогда почувствовал?
Поэтому мы будем продолжать заниматься своим делом — фотографировать заводы, подлежащие сносу, исследовать и снимать заброшенные бомбоубежища, деревни, поселки и так далее. Это и есть наша работа. Так что не нужно писать «идите на работу». То, чем мы занимаемся и есть сложная работа, в которой нужно думать, планировать, преодолевать огромные расстояния пешком и на разных видах транспорта, искать объекты, обрабатывать гигабайты материала, анализировать и общаться с разными людьми. Поверьте, вы бы не выдержали.
Надеюсь, теперь все понятно:)
Внимание загадка:
На затравочку: Снизу фото сделанное в апреле 2018 года. Посмотрите внимательно:
А фото представленное ниже, сделано в мае 2019 года. Посмотрите на него внимательно — заметили ли вы что-то необычное, отличное от прошлого? Представили лицо человека, который сделал это? Что движет им, зачем он это сделал?
Такие тайны и загадки современного Чернобыля заставляют задуматься. Почему именно здесь и именно так? Какова истинная цель этих изменений? Ваши версии и размышления интересны. не стесняйтесь, делитесь ими в комментариях, давайте вместе разгадывать эти мистерии:)
А на этом всё. В следующих статьях на тему ЧЗО вас снова ждут ответы на самые интересующие вас вопросы. Оставайтесь с нами!
Статья создавалась с опорой на уникальные авторские фотографии, сделанные во время экспедиций в зону отчуждения в апреле 2018 года и мае 2019 года. Все снимки этой техники уже были опубликованы на нашем канале и вызвали большой интерес аудитории. Материал прошел серьезную доработку — я дополнил его подробными описаниями, фактами и личными впечатлениями автора, что делает его более глубоким и информативным.
Спасибо за внимание!
Отчеты из самых захватывающих, по мнению автора, заброшенных объектов теперь размещаются только в разделе "Премиум". Подписка на премиум-публикации дарит не только доступ к эксклюзивному контенту, но и вдохновляет автора создавать ещё больше интересного материала для всех!
Все наши материалы из Чернобыльской зоны отчуждения Вы можете посмотреть в подборке: