Фильм F1 с Брэдом Питтом в главной роли показывает впечатляющие кассовые результаты. После месяца проката сборы превысили $512 млн, из которых $167 млн приходятся на США и $345 млн – на международный рынок. Фильм занимает седьмую строчку в рейтинге самых кассовых релизов 2025 г.
Сюжет F1 строится вокруг гонщика Сонни Хейса (Питт), завершившего карьеру в «Формуле-1» после тяжелой аварии в 1990-х. Его бывший партнер, а ныне владелец команды-аутcайдера APXGP Рубен Сервантес (Хавьер Бардем) предлагает Хейсу место второго пилота, а по совместительству – наставника для молодого, но нестабильного таланта Джошуа Пирса (Дэмсон Идрис). Возвращение стареющего героя в большие гонки поначалу кажется нелепостью, но в итоге оборачивается грамотной (пусть и спорной) тактикой, ведущей к успеху.
Одной из особенностей фильма режиссера Джозефа Косински («Трон: Наследие», «Топ Ган: Мэверик» и др.) стало органичное сочетание вымышленной истории с элементами настоящей «Формулы-1». Благодаря плотному сотрудничеству с командами и солидному бюджету ($200 млн) создателям F1 удалось реалистично показать топ-автоспорт изнутри – от работы механиков до исполнения рекламных обязательств, а сценаристы интегрировали в сюжет несколько эпизодов из прошлого «Формулы-1».
Реальный прототип
Ключевые сцены фильма снимались во время реальных этапов «Формулы-1», включая Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Съемочные смены включали в расписание гоночных уикендов, процесс проходил в присутствии публики, с использованием настоящих боксов команд и прочей инфраструктуры. Тем не менее драматургическая основа фильма для современной «Формулы-1» неправдоподобна: ни одна команда не заключила бы контракт с пилотом, который так долго не садился за руль болида «Ф-1». И все же у Сонни Хейса есть прототип.
Как рассказал в одном из интервью Косински, основой образа героя фильма послужила судьба британского гонщика Мартина Доннелли, который начал карьеру в 1983 г. и в начале 1990-х дебютировал в «Формуле-1». Во время тренировки на Гран-при Испании 1990 г. из-за отказа подвески Доннелли на скорости 283 км/ч въехал в ограждение. Шасси сломалось пополам, гонщика выбросило на трассу. Доннелли получил множество тяжелейших травм. Кадры с пилотом, лежащим на асфальте с неестественно вывернутой ногой, облетели тогда весь мир.
Фильм воспроизводит эту аварию (использованы даже оцифрованные кадры хроники) с поразительной точностью: та же трасса, сломанное шасси, пилот, выброшенный из машины. Травмы Хейса зрителю не детализируют (упоминается лишь больная спина), но Доннелли после долгого восстановления вынужден был покинуть гонки. Позже он консультировал пилотов, участвовал в ретро-заездах и судил этапы чемпионата «Ф-1». Второго шанса в большом спорте он не получил, но о его карьере сняли документальное кино.
В фильме F1 Доннелли выступил консультантом и присутствовал на съемках. На нью-йоркской премьере Питт публично поблагодарил его за участие.
Партнер Хейса по команде Пирс в фильме тоже попадает в аварию – у нее два прототипа. Узнаваема аналогия с инцидентом на Гран-при Бахрейна в 2020 г.: после столкновения на первом круге болид «Хаас» Ромена Грожана на скорости свыше 200 км/ч врезался в ограждение, деформировался и загорелся из-за повреждения топливного бака. Пилот около 30 секунд не мог выбраться из кокпита, получив ожоги рук (как и у Пирса в кино) и ног. Восстановившись, Грожан вернулся в гонки, но уже только в американскую серию IndyCar.
В сцене также использованы элементы аварии гонщика «Формулы-3» Алекса Перони в 2019 г. Австралиец неудачно наехал на бордюр, после чего болид взлетел в воздух и закрутился. В фильме с Пирсом происходит похожий инцидент после неудачного обгона Макса Ферстаппена на дождевом треке. Машина так же приземлилась вверх колесами, и в кино, и в жизни гонщиков спасла система Halo (защитная титановая дуга вокруг головы гонщика).
Недавнее прошлое
Многие параллели между фильмом и событиями «Формулы-1» были обнаружены пользователями интернет-форума Reddit. Особое внимание привлекла финальная гонка фильма – похожая на заключительное Гран-при 2021 г. в Абу-Даби.
Льюис Хэмилтон тогда был близок к рекордному восьмому титулу чемпиона мира – достаточно было финишировать выше Макса Ферстаппена, с которым они делили лидерство к последнему этапу. Большую часть гонки британец шел первым, но ситуация изменилась на последних кругах. Авария Николаса Латифи вызвала на трек машину безопасности – гонка притормозила, обгоны стали невозможны. Ферстаппен заехал в боксы сменить резину, а вернувшись на трассу, оказался в пяти машинах (отставших на круг) от лидера Хэмилтона. Дальше по правилам все круговые должны вернуться в хвост пелотона, после чего происходит рестарт. Но в Абу-Даби сделать это разрешили только пяти болидам, застрявшим между претендентами на титул, – на полноценные маневры не оставалось дистанции, а дирекция гонки не хотела завершать чемпионат «в режиме безопасности». Дуэль за чемпионство на последнем круге выглядела гораздо привлекательнее. В итоге Ферстаппену не пришлось тратить силы и время на обгон аутсайдеров. На свежей резине он легко обошел Хэмилтона на изношенных покрышках и впервые в карьере стал чемпионом.
В финальной гонке фильма пилоты APXGP демонстрируют чудеса командной тактики: сначала Хейс сдерживает соперников ради победы Пирса, а на последнем круге состязание Пирса и Хэмилтона заканчивается их столкновением и сходом обоих, что освобождает путь к трофею для Хейса. Эти маневры тоже перекликаются с эпизодами из Абу-Даби – 2021. По ходу гонки пилот «Ред Булл» Серхио Перес намеренно сдерживал Хэмилтона, позволяя своему напарнику Ферстаппену сократить отставание.
Один из важных сюжетных поворотов фильма – запрет на использование нового болида команды APXGP из-за утечки данных о его несоответствии регламенту в руководство «Формулы-1». Пользователи Reddit провели параллель со «шпионским скандалом» 2007 г. Тогда шеф-механик «Феррари» Найджел Степни передал секретную техническую документацию (780 страниц, включая данные о гибком днище и составе шинного газа) инженеру «Макларен» Майку Кохлену, полагая, что днище «Феррари» создано с нарушениями. Утечка вскрылась благодаря сливу переписки гонщиков «Макларен» Фернандо Алонсо и Педро де ла Росы, где последний прямо указал на источник: «Вся информация из «Феррари» очень надежна, она приходит от Степни». Тогда Международная автомобильная федерация (ФИА) оштрафовала «Макларен» на $100 млн и лишила очков в Кубке конструкторов. Степни и Кохлен были уволены, против них возбудили уголовные дела.
Графика и камео
В целом история кинокоманды APXGP, которая за сезон прошла путь от аутсайдера до лидера, напоминает сюжет из «Формулы-1» 2009 г., когда скромный «Браун» неожиданно сделал дубль: британец Дженсон Баттон победил в личном зачете, а команда – в Кубке конструкторов. А одна из ключевых тем фильма – возвращение отставной звезды ради счастливого завершения истории из прошлого – находит параллели в карьерах гонщиков. К примеру, двукратный чемпион «Ф-1» испанец Фернандо Алонсо после паузы в несколько лет, во время которой он участвовал в гонках на выносливость, IndyCar и других сериях, вернулся в топ-чемпионат в 40 лет и остается конкурентоспособным. В сезоне-2025 он выступает за «Астон Мартин» и набрал уже 16 очков.
Реалистичности фильму добавляет и затейливая компьютерная графика, которая помогла интегрировать болиды APXGP в телекартинку с реальных этапов. Одна из важных сцен фильма – борьба Хейса на трассе «Спа» – создана путем съемок Гран-при Бельгии в 2023 г. специальными камерами на всех болидах и последующей компьютерной замены пилотов на героев фильма. Зрители также заметили, что фильм воссоздает противостояние Шарля Леклера и Льюиса Хэмилтона на Гран-при Мексики – 2023, заменяя в цифровом кадре Хэмилтона на Хейса.
Аутентичность фильма усиливает камео действующих лиц «Формулы-1». Реальные звезды серии, включая Ферстаппена, Хэмилтона и Леклера, а также руководителей команд – Тото Вольфа («Мерседес»), Зака Брауна («Макларен»), Фреда Вассера («Феррари») и Стефано Доменикали (глава «Ф-1»), – появляются в роли самих себя.
Мнения разделились
F1 получил неоднозначные оценки критиков – Metacritic на основании 26 рецензий насчитал фильму 70 из 100. Для сравнения: у культовой «Гонки» – 74 балла. А вот публика отреагировала на фильм позитивно – 7,9 из 10 на IMDb (у «Гонки» – 8,1). Гонщикам кино тоже понравилось.
Пилот «Хаас» Эстебан Окон после премьеры в Нью-Йорке назвал F1 лучшим гоночным фильмом для фанатов и наиболее близким к реальности для массового зрителя. Алонсо оценил достоверность гоночных сцен, назвав их оригинальными и показательными. Оскар Пиастри («Макларен») отметил убедительность визуальных эффектов, добавив, что без глубоких знаний «Формулы-1» их часто невозможно отличить от реальности. Шарль Леклер («Феррари») подчеркнул значение проекта для автоспорта: «Суперфильм для широкой аудитории. Невероятные сцены. Очень впечатлен камерами в болидах и ракурсами. Брэд Питт ездил сам – это впечатляет. Для «Формулы-1» – это замечательный проект, мы привлечем новых зрителей».
Стремление к максимальной реалистичности изначально было приоритетом создателей фильма, так что семикратный чемпион серии Хэмилтон выступил не только продюсером проекта (одним из), но и его консультантом. Британец тесно сотрудничал с творческой группой, чтобы обеспечить достоверность конечного продукта – от ощущений за рулем до таких нюансов, как звук двигателя при переключении передач на повороте или подъеме.
Тем не менее ряд сюжетных решений потребовал отступления от реальных правил. Гонщик «Альпин» Франко Колапинто в интервью Men's Health отметил, что внезапная замена пилота (на Хейса) в день гонки – чистый вымысел сценаристов. Регламент «Формулы-1» запрещает стартовать пилоту, который не участвовал в тренировках или квалификации конкретного Гран-при.
Наиболее существенное расхождение с реальностью касается стратегии Хейса, который несколько раз за гонку намеренно повреждал болид, чтобы вызвать на трек машину безопасности и выиграть время для пит-стопа напарника. «Сомневаюсь, что FIA (Международная федерация автоспорта. – «Ведомости. Спорт») позволила бы такому случиться. Умышленные нарушения в современной «Формуле-1» строго наказываются, недавний штраф Ферстаппена за столкновение с Джорджем Расселом на Гран-При Испании-2025 – тому подтверждение», – сказал журналистам Пьер Гасли из «Альпин».
Поведение Хейса на трассе (в случае признания его действий умышленным) привело бы к штрафным баллам (а 12 за год – это остранение на одну гонку) и даже дисквалификации. Команда APXGP так же была бы отстранена и оштрафована.
Еще один эпизод, не соответствующий регламенту «Ф-1» – отказ Хейса от смены шин и его конфликт с командой в боксах, откуда он отказывался выезжать. В реальности 30-секундная задержка привела бы к дисквалификации пилота после выезда на трассу.
Критик Forbes Мори Браун указал на еще одно несоответствие – романтическую линию Хейса с техническим директором APXGP Кейт МакДонна. Хотя в истории автоспорта известны случаи отношений персонала и пилотов, роман между действующим гонщиком и техническим директором его команды в «Формуле-1» был бы полностью запрещен из-за конфликта интересов.
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
Встречный выпад: как Россия остается в числе лидеров мирового фехтования
СК возбудил дело о теракте после атаки БПЛА на Курск
В Мурманской области введены ограничения доступа к мобильному интернету