Вспоминаем действия британских субмарин на советском Севере в ходе Второй мировой / Великой Отечественной войне. Этот хороший опыт взаимодействия флотов разных стран мог бы иметь продолжение, но...
Продолжение, начало - ЗДЕСЬ
Прибывшие на Север в конце лета британские подводные лодки и их командиры достаточно быстро освоились на театре и одержали первые победы. Их успехи привлекли внимание командования Северного флота, что привело к организации тщательного изучения опыта британцев. Это было важно, так как советские подводники не могли действовать также результативно, хотя по имеющимся документам и докладам удачные атаки регулярно фиксировались в штабах.
«14 июля Щ-402 старшего лейтенанта Н.Г.Столбова повторила действия Щ-401, проникнув в гавань Хоннингсвог (о.Магере). Ее действия оказались более успешными. Обнаружив транспорт противника, Щ-402 сблизилась с ними на 4 кбт и выпустила 2 торпеды. В перископ хорошо был виден взрыв, транспорт накренился и вскоре затонул. Не подвергаясь преследованию, лодка вышла из гавани».
Эта длинная цитата заимствована из книги Л.А.Емельянова «Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне» (1981 год). Через 11 лет в «Боевой летописи военно-морского флота 1941 - 1942 гг.» внесено всего одно маленькое дополнение, что «на лодке слышали взрыв, но по данным послевоенных исследований атакованный транспорта попаданий не получил».
Более того, одна торпеда выскочила на берег и ее 22 июля увезли на изучение в Тронхейм. Боевой счет североморских подводников был "формально открыт", хотя атакованный транспорт «Hanau» (5892 брт) избежал повреждений.
Для справки: Пароход «Hanau» (1921 г., 5892 брт), атакованный Щ-402, был построен на судоверфи «Блом энд Фосс» (Гамбург) для гамбургской компании «Deutsche Australische Dampfschiffs Gesellschaft», с 1926 года в собственности компании HAPAG (Гамбург). Погиб на мине 30 января 1944 года в проливе Фемарн Бельт.
Эффективность использования торпедного оружия советскими подводниками в начале войны оставалась удручающе низкой. Это можно продемонстрировать на примере похода Щ- 422. Лодка под командованием капитан-лейтенанта А.К.Малышева с 30 августа по 23 сентября действовала у норвежского побережья. 3 сентября в 7.59 атаковала одиночный транспорт торпедой с 3 кбт, 5 сентября в 17.38 с 10 кбт атаковала два корабля противолодочной обороны снова одиночной торпедой. В 19.22 еще выстрелила торпедой по обнаруженному транспорту с 10 кбт. Наконец 12 сентября в 7.41 в районе Тана-фьорда лодка выстрелила торпеду по обнаруженному транспорту и добилась успеха.
Бывший норвежский пароход «Оттар Ярл» (1921 год постройки; 1459 брт.) затонул, но шел он на дно медленно, и погиб всего один человек. Кстати, это первая победа североморских подводников, подтвержденная двухсторонними данными. Все прочие победные реляции остаются на совести их сочинявших. Данные о торпедных атаках Щ-422 взяты из недавно рассекреченного труда «Боевая деятельность подводных лодок ВМФ СССР в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 г», т, 1, Воениздат, 1969. - С .52.
Почему в труде А.В.Платонова приведена абсолютно другая схема торпедных атак Щ-422 - не известно. Возможно, А.В.Платонов пользовался еще какими-либо дополнительными источниками. В тот же день лодка выстрелила еще 2 торпеды в 13.31 и в 17.15, причем последний раз - по стоящему в бухте транспорту. В итоге, за 7 атак достигнуто одно попадание (14%).
Интересно, что такой способ торпедной стрельбы (одиночными торпедами)+ характерен для всего советского флота. 15 ноября 1941 года балтийская Щ-311 в районе маяка Эландсрев обнаружила одиночный транспорт без охранения – «мечта подводника». В течение 40 с лишним минут лейтенант П.А.Сидоренко «запулил» по транспорту 5 торпед за 4 атаки, причем стреляя в упор с 2-3 кбт. Все торпеды либо прошли мимо, либо утонули сразу после выстрела: первая, вторая и пятая торпеды были типа «53-27», третья и четвертая - типа «45-36». Так впустую ушло 50 процентов торпедного боезапаса лодки. При этом, на атакованном транспорте даже не подозревали о присутствии лодки, и он шел с включенными огнями.
Для справки: «Щ-311» затем открыла по транспорту артиллерийский огонь (выпущено 20 45-мм снарядов), но спустя 4 минуты субмарина сама попала под обстрел шведской береговой батареи, и ей пришлось погрузиться. Цель атаки подлодки – датский пароход «Эммануэль» (1284 брт), по наблюдениям командира субмарины(?) выбросился на берег.
Не нужно думать, что такое "бережливое" отношение к боезапасу было характерно толь.ко советским подводникам, увлечение прицельной стрельбой не миновало и американский флот. Даже в начале 1942 года флагманский минер Тихоокеанского флота США в заключениях по походам, выполненным лодками, писал о желательности стрельбы одиночной торпедой. Но американские подводники быстро перешли на залповую стрельбу несколькими торпедами.
Мы не забыли тему статьи, и не имеем целью критиковать советских подводников, однако считали необходимым обосновать, почему британский опыт оказался таким. интересным. Наши подводники проявили очень живой интерес к действиям английских коллег, которые за два похода потопили 4 транспорта (см. начало статьи). В результате в первую неделю сентября коммандер Слайден провел цикл лекций по тактике боя, причем с подробным разбором как успешных, так и неудавшихся атак. Англичане считают, что конкретным результатом этой лекции стала атака 12 сентября Щ-422, хотя в действительности разбор закончился 9 сентября, когда Малышев был уже в море и упорно стрелял одиночными торпедами.
В сентябре «Тигрис» снова пошел в море. 13 сентября лодка потопила небольшой норвежский пароход «Рихард Вит» (905 брт).
Для справки: 13 сентября 1941, 12.03, пролив Рольвсё-сунд, в точке 70°50' с.ш./23°57' в.д., судно в 2000 тонн. «Tигрис», (H.F.Bone) с дистанции 1500 ярдов (7 кбт) выпустила 2 торпеды. Потоплен норвежский пароход «Richard With» (1909 г., 905 брт). Погибло 28 моряков и 65 пассажиров; спасенных нет.
Атаки 15 и 17 сентября по двум конвоям к успеху не привели, как и 23 сентября по пароходу «Везер» и 30 сентября по госпитальному судну «Бима». Во втором походе «Трайдент» потопил (по другим данным - тяжело повредил) в проливе Рольвсе-сунд охотник за подлодками UJ 1201 (бывший немецкий траулер N 33, водоизмещением 527 брт).
Для справки: 17 сентября, 1941, 13.04, 4.5 мили западнее острова Лоппа, в точке 70°21' с.ш./21°10' в.д., судно в 3000 т из состава конвоя. «Тигрис», (H.F.Bone) выпустила 4 торпеды и вскоре зафиксировала взрыв. Безуспешно атакован пароход «Bessheim» (1912 г., 1774 брт), шедший в составе конвоя включавшего транспорт «Kong Ring» (1929 г., 1994 брт), в сопровождении моторных тральщиков «R-152» и «R-154».
Отношения между союзниками складывались неплохие, но некоторые вещи были просто непонятны из-за различного мировоззрения. Адмирал Головко отмечает в своих записках, что англичане отличались самоуверенностью и предвзятостью, подогреваемые антисоветской пропагандой. Особенно этим выделялась команда подлодки «Тигрис», вероятно, подобранная специально перед походом в Заполярье.
Для справки: Для справки: 23 сентября 1941, 16.55, западнее острова Лоппа, в точке 70°20' с.ш/21°17' в.д., судно в 1000 т совместно с вспомогательным кораблем. «Трайдент» (G.M.Sladen) с дистанции 5000 ярдов (24,5 кбт) выпустила три торпеды; зафиксированы взрывы двух торпед на береговых скалах. Безуспешно атакован транспорт «Christian Sinding» (1941 г., 3076 брт), шедший совместно с пароходом «Weser» в сопровождении катерного тральщика «R-154».
Очень удивило наших подводников и вообще моряков своеобразное отношение к войне англичан. В своих мемуарах комбриг подплава адмирал Н.И.Виноградов вспоминает, что создавалось впечатление, что англичане не очень то и рвались в море. Без конца у них были какие-то праздники и застолья. Когда в 60 км от Полярного шли бои, с трудом воспринимались англичане, устраивавшие пикник на траве, да еще осмеливающиеся хохотать и петь.
Для справки: 27 сентября 1941, 00.46, южнее острова Ровсё, в точке 70°49' с.ш./23°58' в.д., судно в 1000 т, идущее в паре со вторым. «Трайдент» (G.M.Sladen) с дистанции 4000 ярдов (19,5 кбт) выпустила 6 торпед. Наблюдалось попадание торпеды в цель. Тяжело поврежден охотник «Uj-1201» (корма отбуксирована в Хаммерфест; в ремонте до весны 1944 года), шедший в паре с «Uj-1211».
Конечно, английский смех тогда воспринимался весьма негативно, но можно понять, что после боевых походов людям нужно было разрядиться. К тому же порядки на флоте очень зависят от национальных традиции и обычаев. Возвращаясь из похода, японские подводники которые питались в походах самыми «деликатесами» - рисом и консервированной фасолью, падали в базе на циновки и отсыпались. Зато немцы, которые привели U-511 в Куре в августе 1943 года, после трехмесячного похода, к полному изумлению японцев, пошли играть в волейбол.
Вероятно, не случайно немцы выбрали такой порядок, когда
экипаж, пришедший с моря, делится на три части. Одна едет в отпуск в Германию, вторая отдыхает неподалеку от базы, третья присматривает, как ремонтная команда исправляет выявленные неисправности на корабле. Для советского флота как то не обычно, даже в мирное время, или нет?
Для справки: 30 сентября 1941, 10.00, западнее острова Иельмсё, в точке 71°03'с.ш./24°34' в.д., судно в 4000 тонн в сопровождении двух «раумботов».
«Трайдент» (G.M.Sladen) выпустила 3 торпеды по госпитальному судну «Birka» (1937 г., 1000 брт), которое шло в сопровождении катерного тральщика «R-154». Промах. Торпеды взорвались при ударе о берег.
Любопытно, что летчики отзывались об англичанах по-другому, нежели моряки.
Вот что написал в своих мемуарах Герой Советского Союза, летчик-истребитель С.Г.Курзенков: «Английские летчики, техники, мотористы в большинстве своем оказались веселыми и общительными парнями. Им нравилась наша русская зима, и в свободное от дежурств время они не засиживались в землянках: играли в снежки, валялись в огромных сугробах, катались на фанерных листах, «буксируемых» легковыми автомашинами».
Возможно, в воздухе все держались на равных, а на море нам пришлось серьезно учиться у моряков флота Его Величества, и это наложило свой отпечаток. К тому же, при всей своей «легкомысленности» англичане продолжали выходить в море точно в сроки, оговоренные приказами.
В октябре «Тигрис» участвовал в операции по прикрытию конвоя PQ-1 вместе с советскими лодками К-2 и Щ-402. Атаки по немецким судам 11 и 14 октября не удались, хотя тогда считалось, что одна из них была результативной (выпущено залпами 10 торпед). Так что следует помнить, что не все атаки британских подводников были безупречными и удачными - они тоже делали ошибки и промахивались (см.ниже).
Для справки: 11 октября 1941, 09.21, два судна в 3000 тонн из состава конвоя (3ТР, 4 СКР). «Тигрис», (H.F.Bone) с дистанции 3000 ярдов (15 кбт) выпустила 4 торпеды. Результат не наблюдался. Безуспешно атакован конвой в составе транспортов «Sonnenfelde» (1922 г., 865 брт), «Andromeda» (1910 г., 658 брт), «Kaupanger» (1930 г., 1584 брт), в сопровождении охотников «Uj-1211», «Uj-1416» и СКР «Nordlicht».
14 октября 1941, 07.55, район мыса Сверхольт-клуббен, суда в 3000 и 8000 тонн в сопровождении эсминца и двух тральщиков. «Тигрис», (H.F.Bone) преждевременно, по вине личного состава, выпустила 1 торпеду. Безуспешно атакован конвой в составе транспортов «Hartmut» (1938 г., 2713 брт) и «Mar del Plata» (1938 г., 7340 брт) в сопровождении ЭМ «Kарл Гальстер» и ТЩ «M-18» и «M-22».
Для справки: 14 октября 1941, 11.03, у входа в Лаксе фьорд, в районе в точки 71°03' с.ш./27°10' в.д., два судна из состава конвоя (3ТР, 4 СКР). «Тигрис», (H.F.Bone) с дистанции 1500 и 4000 ярдов (7 и 19,5 кбт) выпустила 3 и 2 торпеды. Зафиксировано попадание во второе судно. Безуспешно атакован конвой, в составе пароходов «Mimona» (1919 г., 1147 брт), «Tugela» (1921 г., 5559 брт), «Havbris» (1919 г., 1316 брт) в сопровождении охотников «Uj-1211», «Uj-1416» и сторожевого корабля «Nordlicht».
Вернувшись в Полярный из третьего похода, британская подводная лодка "Тигрис" после короткого отдыха пошла 20 октября в Англию.
Англичане очень переживали, что этот поход не принес заметного результата, так как он в какой-то степени был показательным: на борту находился капитан-лейтенант М.А.Бибеев, сразу по возвращении назначенный командиром Д-3. Бибеев вышел в море 22 ноября, и именно Д-3 первой на Северном флоте начала стрелять с временными интервалами, то есть по английской методе, когда сразу выпускалось несколько торпед с интервалом в несколько секунд и залп перекрывал площадь нахождения цели. Здесь надо признать, что в этих походах Д-3 с новым командиром ее результаты достаточно спорные.
«Трайдент» задержался с выходом в патруль, так как по непонятной причине из Англии прислали вместе торпеды новой марки (вероятно, Мк.8) и устаревшие, и ими нельзя было стрелять залпом. В это время командир «Трайдент» провел в Полярном цикл лекций для советских подводников по тактике использования артиллерии, которые были организованы по просьбе советской стороны.
В 1941 году немецкой авиации в Заполярье было немного, а для судоходства широко использовались небольшие каботажные суда (в большинстве бывшие норвежские), и топить их артиллерией было несравнимо дешевле, чем торпедами.
30 октября «Трайдент» пошел в свой последний североморский поход и 15 ноября вернулся в Англию. Англичане считают, что в этом походе лодка одержала двойной успех: 3 ноября потоплен охотник за подлодками UJ 1213 и 7 ноября пароход «Флоттбек» (1930 брт).
Для справки: 3 ноября 1941, 09.24, вход в Порсангер-фьорд, в точке 70°56' с.ш./26°10' в.д., судно в 2000 тонн из состава конвоя. «Трайдент» (G.M.Sladen) с дистанции 2500 ярдов (12 кбт) выпустила 3 торпеды. Промах; атакован транспорт «Altkirch».
09.47 в точке 70°58' с.ш./26°08' в.д., с дистанции 1000 ярдов (5 кбт) двумя торпедами проведена атака по другому судну из состава этого же конвоя. Через 50 секунд зафиксирован взрыв. Потоплен охотник «Uj-1213» («Rau-IV», 1937 г., 354 брт). 31 погибший, 10 ранено. Был атакован конвой в составе транспортов «Altkirch» (1928 г., 4713 брт), «Fjeld» (1916 г., 2960 брт) и танкера «Kloveren» (1938 г., 428 брт) под охраной сторожевиков «Rabe», «Nordkap», «Nordwind» и охотников «Uj-1213», «Uj-1403».
По послевоенным данным «Флоттбек» погиб 8 ноября в 16.00 на мине нашей К-1, а «Трайдент» атаковал 7 ноября в 03.41. В отношении охотника UJ1213 нет твердой уверенности, в том, что именно послужило причиной его гибели, возможно, он тоже взорвался на мине. Точно то, что он затонул на подходах к порту Хоннингсвог. Последние атаки "Трайдента" также оказались не удачными (см.ниже).
Для справки: 4 ноября 1941, 13.12, северо-восточнее мыса Сверхольт-клуббен, в точке 71°05' с.ш/26°51' в.д., транспорт в 2500 тонн из состава конвоя. «Трайдент» (G.M.Sladen) с дистанции 6000 ярдов (29,5 кбт) выпустила 4 торпеды. Промах; атакован конвой в составе транспортов «Fjeld» (1916 г., 2960 брт), танкера «Kloveren» (1938 г., 428 брт) под охраной сторожевиков «Rabe», «Nordkap» и «Nordwind».
7 ноября 1941, 03.21, северо-восточнее мыса Сверхольт-клуббен, в точке 71°06' с.ш/26°57' в.д., судно в сопровождении двух СКР. «Трайдент» (G.M.Sladen) с дистанции 6500 ярдов (32 кбт) выпустила 3 торпеды. Безуспешно атакована плавбаза тральных сил «MRS-3» («Bali») в сопровождении охотников «Uj-1205» и «Uj-1706».
Британский опыт и примеры на практике безусловно оказали свою роль в подготовке и деятельности советских подводных лодок, причем он оказался продолженным после ухода первых двух британских субмарин. Английские лодки действовали обычно парами. Когда первая пара ушла, на смену ей пришла вторая, но об этом в следующий раз....
Окончание следует. Ссылка на окончание - ЗДЕСЬ.
PS.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).