Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Тигрис" и "Трайдент" были первыми /1/ Британские субмарины на советском Севере

Да, общеизвестна фраза "Британка гадит", но согласитесь, это было не всегда, бывали периоды взаимопонимания и взаимной помощи, что в очередной раз доказывает, что отношения с этой страной могут быть продуктивными и полезными. Полярные конвои - только один такой пример, можно вспомнить действия британских субмарин на Балтике в Первую мировую. Нечто подобное имело место и в ходе Второй мировой / Великой Отечественной войне. Об этом небольшой рассказ.

В предвоенный период советско-английские отношения нельзя было назвать особенно теплыми из-за резких идеологических разно­гласий, и все же именно в военно-морской области существовало опре­деленное взаимопонимание. Например, после длительных переговоров 17 июля 1937 года было заключено совет­ско-британское морское соглашение. Страны в 1938 - 1939 годах ин­формировали друг друга о закладке и вступлении в строй новых ко­раблей, их названиях и составе вооружения. В предвоенный период в Англии для советского флота были закуплены эхолоты для подводных лодок, гирокомпасы, секстанты и т.д.

Интересно, что еще 15 июня 1941 британский премьер-министр У.Черчилль инфор­мировал президента США Ф.Рузвельта о том, что в случае войны Гер­мании и СССР, он выступит за сотрудничество с Советским Союзом. За три дня до этого, 12 июня последовало указание военному ве­домству от правительства Англии о формировании военной миссии. Она должна была находиться в постоянной готовности немедленно выле­теть в Россию. Действительно, адмирал тыла Майлс с рабочим аппара­том прибыл в Москву уже 25 июня.

Вначале предполагалось, что в Арктике должна будет оперировать английская ударная группа из 2 крейсеров, 4 эсминцев, 3 тральщиков. Пункт базирования - либо Мурманск, либо архипелаг Свальбард (Шпиц­берген). Группу должен был возглавлять кэптен Р.Биван. Он лично провел рекогносцировку мест возможного базирования и доложил, что в Мурманске слаба противовоздушная оборона, а Свальбард (кто бы сомневался) не­пригоден для длительного пребывания кораблей, даже имея, как пла­нировалось, плавучий тыл из 2 танкеров и 2 транспортов. В начале июля в штаб Северного флота прибыла английская военно-морская делегация, В ее состав входили контр-адмирал Майлс, кэптен Вейберт, полковники авиации Берд, Пирс и некоторые другие офицеры. Они изучили вопрос о возможности базирования английских кораблей и приема конвоев. Конечно, совсем обойти стороной советско-британс­кие контакты послевоенной мемуарной литературе было нельзя, но в то время, когда они создавались, хвалить что- либо «буржуазное» так­же было нельзя. В мемуарах адмирала Головко большой акцент сде­лан на «особые» английские вопросы группы Майлса – «можем ли мы организовать для английских матросов тюрьму на берегу есть ли у нас дом терпимости» и т.д.

На основании полученных докладов Адмиралтейство обратилось в советскую военную миссию в Лондоне с предложением отправить в Арктику 2 подводные лодки, которые будут базироваться на Полярное (так поселок назывался до 1939 года), как и советские. Субмарины планировалось использовать для борьбы на коммуникациях и прикрытия прибывающих конвоев. При этом английские лодки намечалось использовать не у побережья, а в более мористых районах. 20 июля вопрос окончательно решен, и уже 26-го из Клайда вышла первая лодка – «Тигрис», а 1 августа курс на Кольский залив взяла вторая субмарина – «Трайдент».

Для решения множества вопросов на месте и координации действий требовалось иметь своих представителей на Севере. Поэтому 30 июля все тот же Биван, вскоре получивший звание адмирала тыла, из Шот­ландии вылетел прямо в Мурманск. Официально он получил назначе­ние старшим морским офицером в Северной России. Вместе с ним прибыло еще несколько офицеров - Моррис, Прейк, Мейн и специа­листы-связисты. Поскольку обязанности старшего морского офицера не могли замыкаться только на подводных лодках, в помощь ему при­был из Москвы на должность штабного офицера-подводника коммандер Девис, практически командир группы английских лодок. Уже 3 августа англичане согласовали вопросы о снабжении лодок продоволь­ствием, размещении на берегу экипажей и проведении необходимого ремонта. Договорились и об обмене разведывательной информацией.

Британская подводная лодка "Трайдент"
Британская подводная лодка "Трайдент"
Для справки: подводные лодки "Тигрис" и "Трайдент" относились к I серии типа «Т», были построены по программе 1938 года и первоначально предназначались для службы на Дальнем Востоке. ТТХ: водоизмещение надводное/подводное - 1090/1326/ 575 т; размерения - 83,8х 8,1 х 4,5 м; ГЭУ - 2 дизеля/2 электродвигателя, мощность. -2500/1450 л.с.; скорость -15,3/9 уз.; дальность плавания 8000/10 миль. Вооружение: 10-533-мм ТА (6 носовых, 4 в носовой надстройке), 16 торпед. 1-102-мм/40 орудие. Экипаж: 59 человек.

4 августа в 15.50 под эскортом эсминца «Валериан Куйбышев» и двух катеров - «малых охотников» английская субмарина «Тигрис» под командованием Г. Боуна (Howard Francis Bone) вошла в Полярный. Времени на отдых англичанам дали немного, 6 августа дос­тигнута договоренность, что через три дня лодка совершит пробный выход в район Порсангер-фьорда, к востоку от Нордкапа. 10 августа прибыла «Трайдент» под командованием Дж. Слейдена (Geoffrey Mainwaring Sladen) под эскортом эсминца «Валериан Куйбышев», а на другой день коммандер Боун в 11.00 пошел в свой первый боевой поход на Севере на позицию номер 3 (по картам СФ). 13 августа субмарина прибыла в район патрулирования - Тана-фиорд-мыс Норд­кап и сразу же обнаружила немецкие корабли.

Британские подводные лодки у борта плавбазы
Британские подводные лодки у борта плавбазы

Дальнейшие действия британского подводника очень любопытны. Боун был опытным офицером, имел на своем счету несколько побед (в том числе утопил итальянскую субмарину). В течение трех дней на море стояла хорошая погода, волнение минимальное, и риск обнару­жения лодки по следу перископа, по мнению командира английского корабля, слишком велик. По английским порядкам командир решал, когда вступить в бой и вступать ли вообще, если не имел прямого приказа. Этот образ действий абсолютно не похож на операции советских подводников. На Севере возвращение в базу с торпедами не при­ветствовалось. Командир Щ~422 капитан-лейтенант Малышев, о дей­ствиях которого в дальнейшем будет упоминаться довольно часто, закончил свою жизнь трагично, хотя в 1941 году был награжден орденом Ленина. Он в 1942 году отдан под суд Военного трибунала после того, как комиссар лодки Абрам Табенкин дал в базу радиограмму, что командир «не так себя ведет в море».

Подводная лодка Щ-422 в море. Северный флот, Кольский п-ов
Подводная лодка Щ-422 в море. Северный флот, Кольский п-ов

Командир «Тигрис» знал, что никто не будет писать на него доносы, поэтому спокойно ждал плохой погоды. 17 августа начался сильный дождь, и под его прикрытием он подошел поближе и потопил немец­кое (норвежское) судно «Хаакон Ярл» водоизмещением 1840 брт. Суб­марина оставалась на позиции до 22 августа, но всего лишь раз вдали показался транспорт. Зато прибавилось немецких охотников за под­лодками, которые явно искали «обидчика».

Для справки: 17 августа 1941, 07.35, в 5 милях севернее мыса Сверхольт-Клуббен, в точке 71°03' с.ш. /26°43' в.д., судно в 3000 тонн. «Тигрис», (H.F.Bone) с дистанции 24 кбт выпустила 4 торпеды. Потоплен норвежский пароход «Haakon Jarl» (1904 г., 1492 брт, штучный груз и рыба) Потери экипажа – 3 человека.

Второй поход английской подлодки начался перед полночью 16 ав­густа. Коммандер Слайден повел лодку в район Серей, в так называе­мое Лоппское море (отрезок на западном участке немецкой коммуникаций между островами Сере, Лоппа и Фуглё (позиция № 2). Прибыв на позицию 19-го числа, лодка имела шанс сразу же отличиться, но из-за ошибки экипажа атака сорвалась. Лодка всплыла и попробовала поразить врага огнем из орудия. Цель была весьма заманчивая - немецкий пароход «Левант» в 4769 брт, что для северного морского театра величина довольно большая. Хотя па­роход получил ряд попаданий в мостик и трубу, он «поддал пару» и, незначительно поврежденный, ушел за мыс.

Для справки: 19 августа 1941, 11.03, восточнее острова Рольвсё, в точке 71°01 с.ш./24°24' в.д., одиночное судно в 2500 тонн. «Трайдент» (G.M.Sladen) с дистанции 650 ярдов (3 кбт) выпустила 2 торпеды. Промах. В 11.06 открыла артиллерийский огонь, добившись 5 попаданий. Атака прервана ответным огнем с берега. В результате артобстрела получил легкие повреждения (несколько попаданий в мостик) пароход «Levante» (1939 г., 4769 брт). Потери – 6 убитых, 8 раненных.
Британская подводная лодка "Трайдент" после вступления в строй
Британская подводная лодка "Трайдент" после вступления в строй

Через два дня Слайден снова упустил немецкий корабль (минный заградитель "Бремзе", а затем не удалась артиллерийская атака небольшого танкера.

Для справки: 21 августа 1941, 09.24, к востоку от острова Арнё, в точке 70°12' с.ш. /21°05' в.д., минный заградитель. «Трайдент» (G.M.Sladen) с дистанции 1500 ярдов (7 кбт) выпустила 4 торпеды. Промах. Атакован минный заградитель «Bremse».
21 августа 1941, 12.55, к востоку от острова Арнё, в точке 70°09' с.ш. /21°01' в.д., одиночное судно.
«Трайдент» (G.M.Sladen) двумя торпедами безуспешно атаковала норвежский танкер «Tripp» (1939 г., 369 рт).

И все-таки 22 августа «Трайдент» («Трезубец» - так звучит по-русски название лод­ки) вонзил свое острие врагу в «чувствительную точку». Решив стре­лять наверняка, коммандер подошел на расстояние 3 кбт и дал трехторпедный залп. Немецкий пароход «Ост Пройссен» («Восточная Пруссия» (?), 3030 брт) взорвался и затонул.

Для справки: 22 августа 1941, 16.00, к востоку от острова Арнё, Квенанген-фьорд в точке 70°12' с.ш./21°05' в.д., судно из состава конвоя (4 ТР, 2 СКР). «Трайдент» (G.M.Sladen) с дистанции 600 ярдов (3 кбт) выпустила 5 торпед. Наблюдалось попадание в цель трех из них. Потоплен пароход «Ostpreussen» (1920 г., 3030 брт), шедший в конвое в составе транспортов «Barcelona» (1921 г., 3101 брт), «Barmbeck» (1929 г., 2446 брт), «Sivas» (1928 г., 3831 брт) в сопровождении СКР «Franke» и «Nordkap».
Подводная лодка "Тигрис", Мальта
Подводная лодка "Тигрис", Мальта

А еще через несколько дней английский подводник с лихвой раскви­тался за неудачу прошлых дней. Акустики доложили о приближающемся конвое с сильным охране­нием - два миноносца и три тральщика. Поняв, что груз наверняка должен быть весьма ценный при таком эскорте, Слайден опять сбли­зился вплотную, на расстояние менее 4 кбт, прорвав охране­ние конвоя, и снайперски выстрелил 4 последними торпедами по двум самым большим судам. Транспорта «Донау» (2931 брт.) и «Байя Лаура» (8561 брт) затонули. Без сомнения, это самая удачная английская атака на Севе­ре. Немцы нащупали лодку и сбросили 56 глубинных бомб. Незначи­тельно поврежденный корабль, полностью израсходовавший торпед­ный боезапас, пошел в базу.

Для справки: 30 августа 1941, 18.14, к западу от острова Серё, в точке 70°35' с.ш./21°45' в.д., два судна в 1500 и 3000 тонн из состава конвоя (4 ТР, 2 ЭМ, 3 СКР, самолет). «Трайдент» (G.M.Sladen) с дистанции 700 ярдов (3,5 кбт) выпустила 2 торпеды, спустя 48 и 50 секунд зафиксировано 2 взрыва. Потоплены пароходы «Donau II» (1939 г., 2931 брт), «Bahia Laura» (1918 г., 8561 брт), шедшие в составе конвоя из транспортов «August Bolten» (1937 г., 3665 брт), «Cornouaille» (1928 г., 3303 брт) в сопровождении эсминцев «Hans Lody», «Karl Galster», охотников «Uj-1706», «Uj-1707», «Uj-1708», сторожевиков «Gote» и «Franke». «Donau II» затонул через 5 минут, «Bahia Laura» спустя 3,5 часа. Потери: кроме военного имущества (в том числе 16 автомобилей и 177 лошадей) и 342 (по другим данным до 700 человек) из состава 6-й горно-стрелковой дивизии Вермахта. 111 ранено.

На обратном пути в Полярное «Трайдент» 3 сентября еле увернулся от торпед U-566. Первый и второй походы дали очень много пищи для размышлений советскому командованию и осо­бенно в вопросе использования торпедного оружия. Поэтому данный вопрос предлагаем рассмотреть более подробно.

На борту U-566
На борту U-566

Интересно, что по возвращении из похода командир «Тигриса» в сопровождении ад­мирала Бивана прибыл к командующему Северным флотом адмиралу А.Головко и подробно доложил о походе. Этот эпизод изложен в неопубликованных записках адмирала Головко так:

«При разговоре с ним [подводником] я спросил, сколько торпед он выпустил по транспорту (речь про - норвежский пароход «Haakon Jarl»). Он ответил - четыре, меня это заставило задуматься. У нас почему-то со времен Первой Мировой войны сложилось убеждение что по транспорту достаточно выстрелить одной торпедой. И действи­тельно, если она попадет в транспорт среднего водоизмещения, то он скорее всего будет потоплен. Но при этом не учитывалась вероятность попаданий. Одной торпедой можно, конечно, попасть, но вероятность попасть одной торпедой из четырех -значительно выше. Экономить здесь было неуместно. Довольно быстро мы разобрались в английском методе торпедной стрельбы. Ничего «загадочного» в нем не было. Мы внесли в него коррективы и в дальнейшем всю войну довольно успешно пользо­вались им».
Командир "Тигриса" Г.Боун
Командир "Тигриса" Г.Боун

Кстати, эти строки постоянно изымались из адмиральских мемуаров цензурой. Дело дошло до крайностей. В 1945 году вышла работа, гриф «Со­вершенно секретно» с которой снят совсем недавно – «Хроника Вели­кой Отечественной войны Советского Союза на Северном Морском Театре» (М., Выпуск 1, 22.6.- 31.12.1941 года, Военмориздат, 1945). Впоследствии те страницы работы, на которых упоминались победы английских лодок, не просто изъяты, а отпечатаны заново типографс­ким способом с исправленным текстом и помещены в книгу. Это в секретном издании только для морских офицеров! Какой в этом был смысл? Сложно сказать (вернее, можно предположить, но не буду). Но возможно до прихода английских лодок на Север картина торпедных атак советских подводных лодок выглядела довольно бледно, хотя победные рапорты шли постоянно. А хотелось.. не только победных реляций, а реальных побед...

Продолжение следует. Ссылка на продолжение- ЗДЕСЬ.

PS.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).