Вспоминаем действия британских субмарин на советском Севере в ходе Второй мировой / Великой Отечественной войне. Хороший опыт взаимодействия флотов разных стран мог бы иметь продолжение, но...
Продолжение, начало - ЗДЕСЬ, а продолжение - ТУТ
Прибывшие в конце лета 1941 года на советский Север две первые британские лодки через несколько месяцев закончили свою "командировку", и уже в начале ноябре покинули советские воды. Однако им на смену пришла очередная пара субмарин Ройал Нэви. 6 ноября 1941 года лейтенант-коммандер Колвин привел в Полярное N72 «Силайон» (72S), а 10 ноября лейтенант Райкес – N47 «Сивулф» 47S).
После короткого отдыха «Силайон» ("Морской лев") 14 ноября вышел в море снова на позицию номер 3 и 18 ноября артиллерией расстрелял небольшой танкер «Веско» (331 брт), который шел в Киркинесс с бензином. Однако за несколько дней до этого британская субмарина провела безрезультатную атаку транспорта "Бессхайм" (странно, но данным английских интернет-ресурсов данный транспорт относят к действиям "Сивулфа").
Для справки: 15 ноября 1941, 10.45, примерно в 9 милях северо-восточнее мыса Сверхольт-клуббен, в точке 71°06'с.ш./26°54'в.д., транспорт в 1200-1500 тонн. «Силайон» (G.R.Colvin) с дистанции 5500-6000 ярдов (27-29,5 кбт) выпустила 1 торпеду. Безуспешно атакован транспорт «Bessheim» (1912 г., 1774 брт).
18 ноября 1941, 11.42, примерно в 7 милях восточнее мыса Сверхольт-Клуббен, в точке 71°06'с.ш./27°01'в.д., танекр в 1000 тонн. «Силайон» (G.R.Colvin) с дистанции 600-800 ярдов (3-4 кбт) выпустила 3 торпеды. Промах. В 11.47 с дистанции 1500 ярдов (7 кбт) открыт артиллерийский огонь. После выпуска 37 76-мм снарядов цель уничтожена. Потоплен норвежский танкер «Vesco» (1926 г., 331 брт).
«Сивулф» («Морской волк») - вышел 17 ноября в район Варде, где долго искал случая показать свои «волчьи зубы» противнику. 24 ноября лодка заметила в Сюльте-фьорде пароход «Байа» (4117 брт) (название данного парохода вызывает сомнения). Во время атаки, проведенной почему-то из надводного положения, одна из торпед изменила курс и едва не попала в саму лодку. По воспоминаниям подводников, она прошла мимо с шумом, напоминающим звук пикирующего бомбардировщика. Командир приказал открыть огонь из палубного орудия. Транспорт получил повреждения, но, вероятно, не затонул.
Для справки: Подводные лодка "Силайон" и "Сивулф" принадлежали к средним подводным лодка типа "Шарк" (тип "S", 2 серия), имели водоизмещение (надводное/подводное) - 670/768/960 т; размерения - 63,6х7,3х3,6 м; ЭУ - два дизеля/2 ЭД, мощность - 1550/1440 л.с.; скорость хода - 14/10 узл., запас топлива - 39 т (соляр); дальность плавания - 3800 (10) миль; вооружение - 6-533-мм носовых ТА, 12 торпед, 1х1-76-мм/50, 1 пулемет. Экипаж - 39 человек.
Вообще, по имеющимся данным, в этом походе "Сивулф" минимум три раза атаковал противника - 21 ноября, 22 ноября и 24 ноября, и каждый раз что то шло не так, не только 24 ноября (см.ниже).
Для справки: 21 ноября 1941, 01.00, район Сюльте-фьорда, два судна из состава конвоя. «Сивулф» (R.P.Raikes) с дистанции 5000 и 6000 ярдов (24,5 и 29,5 кбт) выпустила 4 торпеды, две из которых сошли с курса. Безуспешной атаке подвергся конвой в составе транспортов «Trondhjemsfjord» (1922 г., 6753 брт), «Sandnes» (1914 г., 578 брт), «Steinbek» (1936 г., 2185 брт),
«Jersbek» (1938 г., 2804 брт), в сопровождении тральщиков «M-17»,
«M-30», сторожевых кораблей «Polarsonne», «UJ-1708», и «Uj-1403».
22 ноября 1941, 01.37, район Сюльте-фьорда, танкер из состава конвоя (4-5 ТР). «Сивулф» (R.P.Raikes) выпустила 2 торпеды, после чего над целью
наблюдался столб дыма. Безуспешной атаке подвергся конвой в составе
транспортов «Asuncion» (1921 г., 4456 брт) и «Graziella» (1917г., 2149
брт) под эскортом сторожевиков «Togo» и «Kiautschou».
24 ноября 1941, 01.00, район Сюльте-фьорда, судно в 4000 тонн из состава конвоя (4 ТР). «Сивулф» (R.P.Raikes) с дистанции 4000 ярдов (19,5 кбт) из надводного положения выпустила 5 торпед. Безуспешной атаке подвергся конвой в составе транспортов «Asuncion» (1921 г., 4456 брт), «Graziella» (1917 г., 2149 брт), «Kehdingen» (1929 г., 493 брт), и танкера «Eurostadt»
(1923 г., 1118 брт) в сопровождении тральщиков «M-17», «M-30» и
сторожевого корабля «Polarsonne». Одна торпеда, описав циркуляцию,
прошла под подлодкой.
Во второй свой поход «Силайон» вышел 1 декабря 1941 года (на позицию № 4) и находился на позиции до 12 декабря. На этот раз поход был удачен - подводная лодка 5 декабря потопила норвежский пароход «Исланд» (638 брт). Это была последняя победа английских лодок, базирующихся на Кольский залив.
Для справки: 5 декабря 1941, 12.01, около 5 миль восточнее мыса Нордкин, одиночное судно около 1200 тонн. «Силайон» (G.R.Colvin) с дистанции 900 ярдов (4,5 кбт) выпущено 3 торпеды, одна из которых поразила цель. Потоплен норвежский пароход «Island» (1918 г., 638 брт).
В свою очередь "Сивулф" вышел в последний поход на русском Севере 5 декабря (до 20 декабря) на позицию № 4а. Погода стояла очень плохая, судоходство заметно уменьшилось, и одна единственная (двойная) атака 9 декабря не увенчалась успехом.
Для справки: 9 декабря 1941, 19.48, район Бос-фьорда, транспорт из состава конвоя. «Сивулф» (R.P.Raikes) из надводного положения с дистанции 600 ярдов (3 кбт) выпустила 3 торпеды. Промах. В 19.58 провела повторную атаку по второму транспорту, с дистанции 3000 ярдов (15 кбт) выпустив 3 торпеды. Промах.
21 декабря «Силайон» отправился в Англию, попутно приняв участие в операции «Анклет» - рейд английских надводных кораблей на Лофотенские острова. Лодка обеспечивала навигацию, стоя в Вест-фьорде с зажженными огнями. 5 января 1942 года пошел домой и «Сивулф».
Как видим, вторая пара британских субмарин не задержалась в русских водах, да и побед особых не одержали. На смену второй паре пришла субмарина 73S «Стёрджен», но она "появилась" в Полярном только 11 января 1942 года. На сей раз лодка двигалась в охранении конвоя PQ-7, причем пришедшие вместе тральщики так же остались «работать» на Севере, а два эсминца ушли с обратным конвоем. Долго повоевать в Арктике «Стёрджен» также не пришлось. В северные воды пришел «Тирпиц», который занял все внимание англичан.
В тоже время на Северном флоте о немецком линкоре узнали из Директивы заместителя наркома ВМФ адмирала И.С.Исакова, которая основывалась на английских данных.
Британские подводники, возможно, получили сведения напрямую, так как упомянутая директива пришла на флот только 20 января. А уже в тот же день согласно особому указанию наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова, две лодки – «Трайдент», которая, вероятно, шла в Полярный, и «Стёрджен» - развернулись в завесе на выходе из Тронхейма. Причем это указание вызвано обращением Британского Адмиралтейства лично к Н.Г.Кузнецову с просьбой - впредь английские лодки и некоторые советские подводные лодки использовать как «сторожей» против «Тирпица». Английским лодкам выделялся район севернее широты 20 градусов 46 минут на выходе из Тронхейма. Наши лодки располагались в районе острова Реет. 21 января из Полярного вышли К-1 и К-3, образовав завесу севернее Тронхейма.
До 28-го числа английская подводная лодка "Стёрджен" находилась на позиции, затем перешла к западным берегам Норвегии и оттуда ушла домой. «Трайдент», не заходя в Полярное, вернулся после патрулирования в Англию. В дальнейшем английские лодки заходили в Полярное, но только для заправки горючим и короткого отдыха. Так 30 мая в охранении конвоя PQ-16 прибыли в базу старые знакомые – «Трайдент» и «Сивулф». Как правило, пара подводных лодок включалась в типовое охранение конвоя на Север России. Одна из их задач заключалась в потоплении поврежденных и оставленных командой транспортов!
Тогда «Сивулф» простоял в Мурманске до отхода обратного конвоя, a «Трайдент» совершил короткий выход. 12 июня он пошел на позицию, ограниченную координатами 70 градусов 40 минут - 71 градус 10 минут и 37 градусов 48 минут - 39 градусов 20 минут с задачей противолодочной обороны. Успеха поход не имел.
Что касается этой задачи (задача противолодочной обороны) для "британца", то в целом в Арктике немцы в 1942 году потопили советскую подводную лодку М-175, а мы двумя годами позднее - немецкую U-639 потопила С-101. Все остальные атаки лодок против лодок закончились безрезультатно.
Так 26 июня 1942 года на прикрытие конвоя QP-13 вышли наши К-22, К-2, Щ-403 и «Сивулф», позицию которым назначили в 150 милях севернее острова Фулей. 27 июня в море вышел «Трайдент» с задачей охранения конвоя до 25-го градуса и далее самостоятельно следовать в метрополию.
Все английские лодки, кроме названий, во время войны имели из соображении скрытности тактический номер: «Тигрис» - № 63, «Трайдент» -№61, «Сивулф» - 47S, «Силайон» - 72S, «Стёрджен» - 73S. В литературе можно встретить и другие буквенно-цифровые индексы для этих субмарин.
Из британских подводных лодок, участвовавших в боях в зоне ответственности Северного флота, погиб лишь «Тигрис» (но позже и в более теплых водах), потопленный надводными кораблями в Тунисском проливе 10 марта 1943 года. «Стёрджен» передали голландцам и переименовали в «Зеехунд». Остальные лодки находились в строю до конца войны.
В итоге период участия английских лодок в боевых действиях Северного флота сравнительно невелик: с августа 1941 года по январь 1942 года (в годы Первой мировой этот период был гораздо длительным). Субмарины выполнили десять походов («Трайдент» и «Тигрис» - по три, «Сивулф» и «Силайон» - по два). Считать ли 11-м походом короткий рейд «Трайдент» в июне 1942 года или нет - вопрос спорный.
Для справки: 11.08. – 24.08.1941 «Тигрис», позиция № 3.
16.08. – 03.09.1941 «Трайдент», позиция № 2.
03.09. – 21.09.1941 «Тигрис», позиция № 2.
16.09. – 03.10.1941 «Трайдент», позиция № 2.
06.10. – 16.10.1941 «Тигрис», позиция № 3.
30.10. – 09.11.1941 «Трайдент», позиция № 3.
12.11. – 20.11.1941 «Силайон», позиция № 3.
17.11. – 25.11.1942 «Сивулф», позиция №5.
01.12. – 12.12.1941 «Силайон», позиция № 4.
05.12. – 20.12.1941 «Сивулф», позиция № 4а.
Выполнено 25 торпедных и 2 артиллерийские атаки. Достоверно потоплены 1 (2?) охотник за подлодками и 7 транспортов (17888 брт), предположительно - еще один транспорт и охотник за подлодками, поврежден один транспот. Для десяти походов результат весьма высокий: потопленный тоннаж равен 17547 (17888) брт. Для сравнения: все субмарины, базирующиеся на Англию, потопили в 1941 году 20 судов (52498 брт).
Если сравнить эффективность действий английских лодок с подводными лодками Северного флота, то картина получается следующая. Советские субмарины выполнили за указанный период 81 поход, из которых 69 - для действий на коммуникациях противника. Проведено 52 торпедные атаки, выпущено 95 торпед.
Как указано в «Боевой летописи ВМФ 1941-1942 гг.» (М., 1992 г.), советские подводные лодки достоверно потопили 14 кораблей и судов противника. Из них двусторонними данными подтверждается потопление торпедами только трех судов (6442 брт.), артиллерией - охотника за подлодками и 3 дрифтерботов. На минах погибло еще 6-7 судов.
Как видно из этих цифр, эффективность английской торпедной стрельбы оказалась значительно выше, хотя, конечно, нельзя не учитывать того, что английские моряки воевали уже третий год, и боевого опыта у них было побольше. К тому же, хотя приборы управления торпедной стрельбой были созданы до войны, широкое внедрение на советских лодках они получили уже в ходе боевых действий, как и прибор курса МО-3. Выпускаемый серийно с 1943 года он значительно облегчил стрельбу «веером» по площади и, естественно, увеличил вероятность попадания.
Конечно, одну только залповую стрельбу нельзя считать «волшебной палочкой». Очень многое зависело и от мастерства, и от складывающихся условий. Война показала, что можно добиваться больших успехов стреляя и одиночными торпедами
Так капитан-лейтенант Вернер Хенке (командир U-515) встретил конвое ТS-37 и, поскольку из-за непроходимости радиоволн в тот момент англичане не могли вызвать подмогу, Хенке в течении 30 апреля - 1 мая 1943 года, стреляя только прицельно одиночными торпедами, потопил 7 торговых судов - 43255 брт (по другим данным - 8 судов общим водоизмещением 49 456 брт).
С другой стороны, 25 января 1944 года 7 немецких подводных лодок группы «Изегрим» сблизились с конвоем JW-56A и произвели 5 торпедных залпов «веером», в итоге только U-360 добилась попадания в эсминец, который был серьезно поврежден. Все остальные торпеды прошли мимо цели. Так что не только способ торпедной стрельбы имеет значение, как и количество выпущенных торпед.
Так, уже упоминавшейся ранее Щ-422 принадлежит на Северном флоте рекорд по количеству выпущенных торпед за войну - 40, что близко к абсолютному рекорду советского флота в 46 единиц (балтийская подводная лодка Л-3). Однако абсолютно достоверной можно считать только указанную победу 12 сентября 1941 года. Получается само по себе количество выпущенных торпед не давало успеха, как и количество боевых походов.
Среди советских подводников абсолютный рекорд по пребыванию в море принадлежит капитану 3 ранга И.Ф.Фартушному: 305 суток за 23 боевых похода (Фартушный погиб 17 января 1944 года). При этом личный его результат - всего один поврежденный танкер. Это при условии, что И.Ф.Фартушный являлся очень грамотным офицером, и его таблицы поправок для стрельбы по акустическому пеленгу приняты к практическому использованию специальным приказом командира бригады подводных лодок Черноморского флота еще в 1943 году.
Из подводных лодок рекорд по сроку пребывания в море принадлежит черноморской Щ-212 - 337 суток, 12 торпедных атак, выпущено 27 торпед. При этом достоверно подтверждено только две победы - потопление немецкой десантной баржи и турецкого парохода. В обоих случаях лодка давала полный носовой залп - 4 торпеды. На две результативные атаки приходится более трети выпущенных торпед. В любом случае полученный опыт, в том числе и на примере боевых примеров британских подводных лодок не пропал даром, но надо заметить, что даже будучи относительно "передовым", этот опыт осваивался довольно плохо. Например, балтийская подводная лодка С-12 за 1942 год провела 9 торпедных атак и все, кроме первой, только одиночными торпедами. И повредила два транспорта (12.859 брт).
Продемонстрированный боевой опыт и новые приемы, которые показали британские подводные лодки и их экипажи, безусловно, сыграли свою роль в подготовке советских подводников, которым часто не хватало где-то мастерства, где-то опыта, а где-то и решимости нарушить устаревшие предписания и инициативы. С другой стороны - их непосредственный вклад в войну на море на Севере оказался не большим, но и это не мало, если совместную боевую службы рассматривать как взаимодействие флотов.
PS.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).