Найти в Дзене
Техно Колибри

Россия оживляет МиГ-31: легендарный Д-30Ф6 возвращается после 30 лет забвения

Оглавление

Почему в XXI веке приходится возрождать технологии СССР? Зачем Россия снова запускает производство уникального двигателя Д-30Ф6 (которые не выпускались больше 30 лет) для уникального перехватчика МиГ-31? Зачем возвращаться к старым технологиям, когда мир шагает в эпоху дронов и ИИ? Давайте разбираться вместе.

Почему двигатель Д-30Ф6 считается уникальным?

Всем известно, что МиГ-31 – это тяжёлый сверхзвуковой перехватчик, созданный в 1970-х годах в СССР. Это тот самый «скоростной гигант» советской школы, истребитель-перехватчик, который до сих пор остаётся в строю, несмотря на возраст.

Он не просто быстрый, он самый быстрый и лучший боевой самолёт в мире, состоящий на вооружении – его максимальная скорость превышает 3 Маха. Кроме перехвата целей, сегодня МиГ-31 ещё и запускает гиперзвуковую ракету «Кинжал» – оружие, о котором много говорят в мире.

В значительной мере уникальные характеристики МиГ-31 обусловлены возможностями силовой установки, включающей в себя два уникальных двигателя большой мощности при высокой экономичности Д-30Ф6, разработанных в пермском моторостроительном конструкторском бюро (Пермский МКБ) в далекие 70-ые годы.

К этим авиационным двигателям предъявлялись очень высокие требования, ведь самолёт создавался для перехвата новейших видов стратегического и наступательного вооружения и должен был обнаруживать и уничтожать цели на любых высотах – от самых малых до больших – в широком диапазоне скоростей.

Создание двигателя Д-30Ф6 с такими характеристиками стало настоящим инженерным вызовом. Конструкторам пришлось решать сложнейшие задачи, работать с новыми для того времени режимами полёта и преодолевать множество неизвестных – как технических, так и научных. И они их решили и был создан особый двигатель: мощный, надёжный и при этом достаточно экономичный.

И вот прошло много-много лет. А самолёты не вечны. Их можно ремонтировать, модернизировать, но рано или поздно нужно менять самое сердце – двигатель. А двигатель Д-30Ф6 с 1994 года больше не производили. Всё это время их лишь ремонтировали и восстанавливали.

На фотографии: производство авиационных двигателей Д-30Ф6. Сборочный цех пермского МКБ. Уже почти 50 лет пермские двигатели Д-30Ф6 поднимают в небо истребители-перехватчики МиГ-31, до сих пор не имеющие себе равных по высотно-скоростным и боевым характеристикам. Источник фото: https://military.wikireading.ru/hTd59Fn7H3
На фотографии: производство авиационных двигателей Д-30Ф6. Сборочный цех пермского МКБ. Уже почти 50 лет пермские двигатели Д-30Ф6 поднимают в небо истребители-перехватчики МиГ-31, до сих пор не имеющие себе равных по высотно-скоростным и боевым характеристикам. Источник фото: https://military.wikireading.ru/hTd59Fn7H3

Зачем Россия вновь запускает производство движка для МиГ-31?

В последние годы МиГ-31 стали использовать значительно чаще – особенно с началом операции и усложнением обстановки в мире и поэтому задумались о восстановлении производства этого двигателя.

Сложность в том, что после распада СССР технологии изготовления двигателей были утрачены. Это не просто бумажки или чертежи. Это опыт, люди, материалы, оборудование. Значит всё нужно будет восстанавливать с нуля.

Сегодня стало известно: в России начали поэтапное восстановление серийного производства Д-30Ф6. Турбину уже освоили. На очереди – компрессор.

Важно: полностью в старом виде двигатель возвращаться не будет. За десятки лет накоплен большой опыт его эксплуатации, появились новые материалы и технологии, поэтому речь идёт о современной модификации Д-30Ф6.

К тому же, стоит понимать, что сборка газотурбинных двигателей (ГТД) в принципе не бывает конвейерной, как на автомобильных заводах. Это всегда штучное, высокоточное производство, которое идёт на специальных сборочных стапелях.

Сегодня ремонтом двигателей Д-30Ф6 занимается предприятие «Протон-ПМ», которое входит в структуру «Пермских моторов». Ранее этим в основном занимались специалисты «ОДК-Сервис» (218-й авиационный ремонтный завод).

Как только будут устранены последние «узкие места» в технологии производства, в первую очередь это касается газогенератора – тогда можно будет запускать полноценный выпуск обновлённых двигателей Д-30Ф6. И, судя по ходу работ, этот момент уже не за горами.

На фотографии: ремонт уникального двигателя Д-30Ф6 для уникального МиГ-31. Источник фотографии: https://alternathistory.ru/otstavka-sovetskoj-legendy-mig-31-otkladyvaetsya-v-rossii-vozrozhdayut-proizvodstvo-legendarnyh-dvigatelej-d-30f6-dlya-luchshego-v-mire-perehvatchika/
На фотографии: ремонт уникального двигателя Д-30Ф6 для уникального МиГ-31. Источник фотографии: https://alternathistory.ru/otstavka-sovetskoj-legendy-mig-31-otkladyvaetsya-v-rossii-vozrozhdayut-proizvodstvo-legendarnyh-dvigatelej-d-30f6-dlya-luchshego-v-mire-perehvatchika/

Зачем возвращаться к старым технологиям в эпоху дронов и ИИ?

1. Потому что «старое» не значит «плохое» или «устаревшее»! Многие советские разработки были на годы или даже десятилетия опережающими своё время. Особенно это касается авиации, космоса и оборонной промышленности.

Это касается и двигателя Д-30Ф6 для истребителя МиГ-31, который хоть и создан в 70-х, но до сих пор обеспечивает такие характеристики, которых и сейчас сложно добиться.

2. Потому что на базе проверенного проще создать новое! Возвращение к старым технологиям – это не копирование «один в один». Это, скорее, модернизация проверенной платформы с использованием новых материалов, цифровых систем управления и современных производственных процессов. Это надёжнее, быстрее и дешевле, чем проектировать абсолютно новый двигатель с нуля.

3. Потому что нужны решения «здесь и сейчас». Разработка новых двигателей занимает десятилетия, требует миллиардных вложений и огромной команды. А задачи стоят уже сейчас: боевой самолёт МиГ-31 востребован, летает, участвует в реальных операциях. Ему нужно надёжное «сердце» – и это сердце должно быть новым, а не отремонтированным.

Ведь всем известно, что истребитель-перехватчик МиГ-31 остаётся самым быстрым и высотным самолётом среди серийных машин, находящихся на вооружении. Его скорость достигает 3400 км/ч, а потолок полёта составляет около 21 500 метров. Его скороподъёмность поражает – на низких высотах он набирает 160 метров каждую секунду, а выше атмосфера словно подбрасывает его со скоростью до 250 м/с.

А дроны и искусственный интеллект – это, безусловно, будущее. Но они не отменяют необходимость в пилотируемых истребителях, особенно с особыми функциями, как у МиГ-31. Более того, такие самолёты могут стать платформами, которые будут управлять роями дронов, взаимодействовать с ИИ-системами и использовать новые виды вооружения.

На фотографии: лучший в мире сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 с уникальными двигателями большой мощности Д-30Ф6.
На фотографии: лучший в мире сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 с уникальными двигателями большой мощности Д-30Ф6.

Вместо заключения

Ситуация с МиГ-31 и двигателями Д-30Ф6 показывает, как важно сохранять и передавать технические знания. Это история не о «возвращении в СССР», а о способности страны восстанавливать утерянное и двигаться дальше, опираясь на прочный фундамент.

Когда первые новые двигатели поступят на вооружение – это может не попасть в заголовки новостей. Но мы будем знать, что за этим стоят годы труда инженеров, испытателей, производственников. Это настоящее технологическое достижение.

Кстати, на днях анонсировали турбореактивный двигатель из Китая, который был распечатан на 3D-принтере:

А здесь о том, почему мы не можем заменить наш легендарный кукурузник:

В чём проблема выпускать авиадвигатели:

И всё-таки, военные самолеты у нас самые лучшие:

А как вы считаете? Можно ли в наше время успешно сочетать старые советские наработки и современные технологии? И стоит ли сегодня вкладываться в развитие таких машин, как МиГ-31, или пора полностью перейти к новым поколениям?

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!