Найти в Дзене
Техно Колибри

Загадка Ан-2: почему наш «кукурузник» больше не полетит. Нет денег или мозгов?

Оглавление

Почему советский «кукурузник» так долго не могут заменить? Потому что Ан-2 получился слишком хорош! Он надежен как старый советский трактор, который запускается даже в мороз, когда китайский новый и летом глохнет. Так почему знаменитый «кукурузник» больше не полетит? Давайте разбираться вместе.

Ан-2 – это настоящий летающий долгожитель, наш знаменитый «кукурузник». Он впервые поднялся в небо ещё в 1947 году. Его придумали как рабочую лошадку: возить людей, грузы, обрабатывать поля. Надёжный, как солдат. И, что удивительно, его до сих пор используют – больше 78 лет спустя!

Пока идут проекты новых самолетов – Ан-2 продолжает летать. Но с каждым годом это становится всё труднее.

Его пытались заменить десятки раз. Была идея сделать Ан-3, придумали самолёт «Байкал», но всё не пошло – то денег нет, то интереса, то проектов хватает только до выставки.

На фотографии: Ан-2 – знаменитый советский «кукурузник», замены которому нет до сих пор. Источник фото: https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2025/02/0-an-2-29-2048x1446.jpeg
На фотографии: Ан-2 – знаменитый советский «кукурузник», замены которому нет до сих пор. Источник фото: https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2025/02/0-an-2-29-2048x1446.jpeg

Где зарыта настоящая проблема?

Сейчас у нас в стране не производят более 60 деталей, без которых самолёт не может летать. Раньше детали делались по всему Советскому Союзу – в России, Узбекистане, Украине, а также в Польше и других странах соцлагеря. А теперь – никто не может их нам поставлять. Либо авиазаводы разрушены, либо санкции наложены.

Ремонт обходится в 2 раза дороже, а заводов, которые всё ещё могут чинить эти самолёты – единицы. Сейчас Китай вроде бы делает аналогичные запчасти, но:

  • они не совсем подходят,
  • требуют длительной доработки,

Что это значит на практике? А значит это, что:

  • В стране ещё около 1000 Ан-2.
  • Только 218 штук из них официально могут летать, остальные на честном слове.
  • Из них всего 40 используются для перевозок – и на них держатся сёла, малые города, лесные районы.

Если эти самолёты «встанут», люди в глубинке просто окажутся отрезаны от остального мира. Ни самолетов, ни поездов, ни дорог.

Посмотрите на фото – и вот это мы не можем воссоздать?

На фотографии: советский «кукурузник» Ан-2 изнутри. Источник фото: https://russianplanes.net/images/to194000/193392.jpg
На фотографии: советский «кукурузник» Ан-2 изнутри. Источник фото: https://russianplanes.net/images/to194000/193392.jpg

Так можно ли что-то сделать?

Можно. Но пока всё идёт по грустному сценарию. Новые разработки буксуют. А вот нужные уже сейчас запчасти, скорее всего, будут завозить «окольными путями» – а это риск, потому что безопасность полётов от этого точно не растёт.

Мы, страна, которая создала лучший в мире ракетный комплекс «Орешник», не можем производить самолёт, придуманный при наших прадедушках. Это, если честно, звучит почти как анекдот.

При Сталине за 2 года скопировали американский стратегический бомбардировщик и начали его выпуск без компьютеров – на логарифмических линейках. А мы с ЧПУ-станками и лазерной резкой не можем наладить производство деталей к старенькому самолету?

Конечно, можем. Тем более, что уже делаем собственные самолеты. Видимо, дело не в технологиях.

На фотографии: советский «кукурузник» Ан-2 скоро не сможет летать, а замену ему так и не сделали. Источник фото: https://cs7.pikabu.ru/post_img/2018/10/15/5/og_og_1539587973229620715.jpg
На фотографии: советский «кукурузник» Ан-2 скоро не сможет летать, а замену ему так и не сделали. Источник фото: https://cs7.pikabu.ru/post_img/2018/10/15/5/og_og_1539587973229620715.jpg

Вместо заключения

Ан-2 – это не просто техника. Это символ того, как можно сделать вещь «на века». Но ещё это и напоминание, что без желания, без цели и без воли, даже простое может стать невозможным.

Ярким примером служит «Байкал», на который уже потратили миллиарды рублей, но он так и не взлетел:

Но ведь мы делаем уже самолёты:

Однако, у нас всегда так:

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!