Модернизированный советский самолёт МиГ-31 стал не просто истребителем, а специальным самолётом-перехватчиком, предназначенным для выполнения очень важных задач. Его технические и летные характеристики просто поражают. Так почему МиГ-31БМ называют «демоном скорости» и что в нём не так? Давайте разбираться вместе.
Да, мы с вами уже рассматривали этот уникальный сверхзвуковой истребитель-перехватчик, но позвольте рассказать о нем более подробно: какие у МиГ-31БМ технические характеристики и новые возможности – это реально очень интересно!
Что такое МиГ-31БМ и кто его создал
МиГ-31БМ – это модернизированная версия старого советского самолёта МиГ-31 (первого в СССР истребителя-перехватчика 4 поколения), который является сверхзвуковым истребителем-перехватчиком дальнего радиуса действия.
МиГ-31БМ разработан и производится в российской самолетостроительной компании «РСК МиГ», которая занимается проектированием, созданием и ремонтом самолётов.
Ассортимент продукции компании включает современные истребители-перехватчики и многофункциональные боевые самолёты, такие как новые модели семейства МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2 и МиГ-35. Помимо этого, корпорация производит учебно-тренировочные самолёты и лёгкие воздушные суда общего назначения. Специалисты компании также работают над созданием авиации будущего, как пилотируемой, так и беспилотной.
Над созданием нового самолета МиГ-31БМ, кроме «РСК МиГ», принимали участие множество предприятий и научных институтов, такие как КБ «Вымпел», ГЛИЦ имени Чкалова, НИИ Приборостроения имени Тихомирова и завод «Сокол».
Модернизированный МиГ-31БМ – новые технические характеристики и вооружение
Ключевые особенности МиГ-31БМ заключаются в следующих технических характеристиках:
1. Модернизация РЛС и систем управления
Особенно впечатлили разработчики приборов, создав СУВ (систему управления вооружением) «Заслон-АМ», которая работает с обновлённой РЛС (радиолокационной станцией) РП-31АМ. Уникальный бортовой компьютер с особым программным обеспечением помогает реализовать эти возможности.
Благодаря новому «Заслону», самолёт теперь способен обнаруживать малозаметные цели с ЭПР 3 м² (например, истребители четвёртого поколения, стелс истребителей и БПЛА с небольшой эффективной площадью рассеивания) на большом расстоянии до 320 км и поражать их на дистанции до 280 км! Это, как если бы вы увидели объект за 300 км и точно знали, что это за объект и что с ним делать.
А еще новая РЛС может сопровождать 24 объекта и одновременно наводить ракеты на 8 целей.
2. Увеличенная боевая мощь (вооружение)
В арсенал МиГ-31БМ входят новейшая ракета средней дальности РВВ-АЕ, противорадиолокационные ракеты Х-31П, ракеты класса «воздух-земля» Х-29Т, Х-59, Х-59М, новейшие ракеты «воздух-воздух» последнего поколения Р-37М, которые могут поражать цели на расстоянии до 300 км, а также корректируемые авиабомбы. Может поднять вооружение общим весом 9 тонн.
Обновленный МиГ-31 теперь может атаковать наземные и морские цели, что делает его многофункциональным.
3. Стал лучше обнаруживать и поражать цели
Вероятность поражения гиперзвуковых целей и крылатых ракет выросла в 2 раза. Самолёт стал эффективнее в бою в 4 раза. На его радарах теперь отображаются даже стелс-самолёты 5-го поколения до входа в ближний бой, что заставит пилотов F-22, точно также как и пилотов сверхзвукового истребителя 4 поколения F-16 задуматься о своей безнаказанности.
4. Современные электронные системы
Установлена русская спутниковая навигация ГЛОНАСС. Новая система связи, навигации и целеуказания улучшает координацию с другими самолётами и наземными системами, а автоматическое управление и обновлённая кабина делают работу экипажа более эффективной. А в кабине МиГ-31БМ установлены новейшие современные дисплеи, которые помогают быстрее и точнее принимать решения.
5. Расширился круг задач
Главная задача МиГ-31БМ – перехват стратегических бомбардировщиков, крылатых ракет и других высокоскоростных воздушных целей. Благодаря многоцелевым возможностям он может атаковать наземные и морские цели, что делает его универсальным, а также способен выполнять задачи по подавлению ПВО, тем самым значительно расширяя спектр своих боевых возможностей.
Почему МиГ-31БМ – это «демон скорости»
МиГ-31БМ оснащён двумя мощными турбореактивными двигателями Д-30Ф6, которые позволяют ему развивать скорость 2,5 М, то есть 2,5 скорости звука! Это минимум 2700 км\ч, а максимальная скорость – 3400 км/ч (скорость звука разная на разных высотах, потому и указывают: отдельно в км\ч и отдельно в Махах).
При этом самолёт может пролететь до 3000 км без дозаправки, что делает его идеальным для защиты крупных территорий.
Этот самолёт помогает защищать нашу страну от воздушных угроз, таких как самолёты и ракеты противника. Благодаря своей скорости, мощным ракетам и современным системам управления, МиГ-31БМ остаётся важной частью нашей обороны.
Что в нём не так?
Итак, МиГ-31БМ – это результат модернизации старых самолетов МиГ-31, производство которых прекратилось с распадом СССР. И вот именно у этих советских сверхзвуковых истребителей было не так: плохая маневренность и огромный расход топлива. А из-за большого количества аварий их вообще хотели утилизировать.
Все самолёты МиГ-31БМ, которые сейчас находятся в эксплуатации, были произведены в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Срок их службы был ограничен 2,5 тысячами лётных часов.
Сейчас срок службы продлили ещё на 1000 часов, что позволит использовать их как минимум до середины 2030-х годов. Нужно восстановить производство уникальных двигателей Д-30Ф6 и тогда в своей специфической нише он как сегодня уникален, так и через десять лет мало конкурентов иметь будет.
Программа модернизации МиГ-31БМ существовала ещё в советское время, но в 1995 году от неё отказались. Причиной этого были не только экономические трудности, но и то, что МиГ-31 уступал в конкуренции Су-27, который оказался более универсальным и легче адаптировался к различным военным задачам.
Чтобы хотя бы приблизить этот самолёт к современному уровню, модернизация требовала радикальных изменений: полного обновления навигационного оборудования, системы вооружения и радиолокационной станции, а также материала стекла, из которого была выполнена лобовая часть кабины.
Это сложная и дорогостоящая задача, требующая проведения масштабных опытно-конструкторских работ, которые тогда, по самым скромным оценкам, оценивалась в 50 миллиардов рублей.
Но их нашли и сделали. И теперь, у модернизированного сверхзвукового истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31БМ – всё так и у него нет недостатков!
Вместо заключения
МиГ-31БМ – машина поколения 4+, как и большинство других истребителей в строю в ведущих странах. Но при этом это уникальная машина, самый быстрый самолет из находящихся в строю на сегодня, мощнейший радар, самые дальнобойные ракеты. Единственный, по сути, современный специализированный перехватчик в мире. Самый перспективный! Очень нужный России (с ее площадями) самолет. Ресурс его фюзеляжа велик. А «внутренности» в нем заменены. Так что послужит еще долго и хорошо.
Более совершенные машины, конечно, появятся, но в своей специфической нише он еще много лет не будет иметь достойных конкурентов. Западные СМИ уже окрестили МиГ-31БМ «демоном скорости», а военные эксперты считают его серьезной угрозой для недавно появившихся в небе F-16.
О том, будет ли МИГ-31БМ охотиться на мошкару, типа F-16, можно прочитать здесь:
Что такое эффективная площадь рассеивания (ЭПР) подробно написано здесь:
А о том, что такое «число Маха», мы с вами разбирали здесь:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору