Клавдии Марцеллы
После Августа Октавиана принцепсом (или проще говоря императором) стал его пасынок Тиберий. Однако за длинную жизнь Августа сменился ряд вероятных преемников. Так что Тиберий вполне мог и избежать чаши сей. Но волею богов все они ушли с его дороги.
Первым, кого граждане Рима считали наследником Октавиана, является Марк Клавдий Марцелл. Собственно, он ничем особым не отметился в истории, просто был родным племянником Октавиана, а заодно и его зятем. Чем не наследник в отсутствие родных сыновей?
Род Клавдиев Марцеллов известнейший в Риме. Во времена Республики он не раз и не два порождал консулов. Особо известен пра-пра-пра-прадед нашего героя также Марк Клавдий Марцелл. Во времена Второй Пунической войны он был пятикратным консулом, довольно неплохо воевал с Ганнибалом и погиб в этой же войне.
Во времена уже близкие к нашему рассказу в 51 году до н.э. консулом был опять же Марк Клавдий Марцелл. Отчаянный враг Цезаря и сторонник Помпея. Поскольку Цезарь в итоге победил, этот Марцелл отправился в изгнание.
Долго клан Клавдиев Марцеллов умолял нового хозяина Рима понять и простить родича. Наконец, Цезарь разрешил экс-консулу вернуться из ссылки. Однако по пути на родину в Афинах он был убит. Кем и за что – до сих пор гадают историки. А тогда народ прямо показывал пальцем на Цезаря.
Рождение наследника
И вот тут мы прямо подходим уже к нашему Марку Клавдию Марцеллу. Возможно с целью заткнуть рты хотя бы части крикунов, в 45 году до н.э. Гай Юлий Цезарь выдал замуж свою племянницу Октавию Младшую за двоюродного брата убитого – Гая Клавдия Марцелла.
К слову сказать, уже тогда Цезарь рассматривал брата Октавии известного нам Октавиана в качестве своего преемника. Так что жертва в род Марцеллов отправлялась знатная.
У четы родились две дочки – Марцелла Старшая и Марцелла Младшая (римляне вообще не заморачивались с именами, а уж с именами девочек и подавно). А в 42 году до н.э. родился и мальчик, названный, возможно, в честь убитого дяди Марком.
Тут можно вспомнить, что в марте 44 года до н.э. убит сам Цезарь, и начались войны за его наследие. Накануне рождения маленького Марка Октавиан, Марк Антоний и Лепид образовали триумвират, разбили противников в сражении при Филиппах (42 год до н.э.). В годы раннего детства Марка шла война триумвиров с Секстом Помпеем.
Между тем отец нашего героя Гай Марцелл скончался в 40 году до н.э. Молодая вдова, сестра триумвира Октавиана являлась слишком ценным призом, чтобы оставаться без мужа. Тут же брат подобрал ей нового мужа. И какого! Другого триумвира Марка Антония. Оба ощущали потребность укрепить связь.
В новом браке родились еще две девочки – Антония Старшая и Антония Младшая. К слову сказать, от первой впоследствии произошел император Нерон, от второй императоры Калигула и Клавдий.
Царственный брак
Брак Антония и Октавии не продлился долго. Как известно, триумвир предпочел египетскую царицу Клеопатру. Уехал на Восток и приказал жене выметаться из дома.
Октавиан до поры, до времени не заступался за сестру, позволяя Марку Антонию больше и больше ронять свой авторитет перед гражданами Рима. В этой игре обремененная пятью малышами брошенная племянница Цезаря была неплохой картой.
Опять же к слову. Позже, после окончательной победы Октавиана над Марком Антонием к обозу Октавии добавились дети Марка Антония и Клеопатры. Озабоченная этим детским приютом, Октавия больше не выходила замуж.
А сам Октавиан так и не смог обзавестись сыном. Была у него только дочь, вошедшая в историю как Юлия Старшая. Вот она-то и стала этаким переходящим знаменем для вероятных наследников Августа.
Первым это знамя получил как раз наш Марк Клавдий Марцелл. В этой паре Октавиан объединял кровь свою и сестры. И если не сам Марк, то дети от этого брака могли бы стать наследниками принцепса.
Сказочке конец
Свадьба состоялась в 25 году до н.э. И тут уж пошли откровенные разговоры о наследнике Марцелле. Правда, Октавиан был еще не стар и не провозгласил официально Марцелла своим преемником. Дескать, поживем-увидим. Хотя консулом сделал.
Тем не менее, пожалуй, самый ближайший соратник Октавиана, поистине его правая рука Марк Випсаний Агриппа крепко разобиделся на приближение к цезарю этого сопляка в ущерб ему, заслуженному воину. Агриппа даже удалился от дел и отправился в добровольное изгнание. Но скоро он вернется. И к Октавиану, и в нашу историю.
Но пожить-то молодой чете так и не удалось. В 23 году до н.э. Марцелл внезапно заболел и скончался. Юлия осталась вдовой в 16 лет. Детей у них с Марцеллом не было.
Так мелькнул, почти не оставив следа в истории, первый вероятный наследник Октавиана. Впрочем, он оставил след в «Энеиде» Вергилия. В Шестой книге поэт стенает по поводу несовершенных Марцеллом великих деяний и скорбит по ушедшей к богам душе:
«Сын, великая скорбь уготована роду, — в сей день
Явят юношу лишь на мгновенье Судьбы, — и в могилу, —
Не дадут ему жить. Показалось могучим везде
Племя римлян богам, если б этот их дар сохранило.
Много слёз и стенаний ему с Марса поля трубить…»
Именно эту часть «Энеиды» поэт прочел перед Октавианом и Октавией. Говорят, потерявшая единственного сына мать при чтении этого отрывка упала в обморок. Но зато наградила поэта, дав ему за каждую из 18 строк о Марцелле по 10 тысяч сестерциев. А это, на минуточку, целых 180 кг серебра.
Вот так, поэт заработал, а имя несостоявшегося наследника Октавиана Августа осталось в истории.
Продолжение:
------
Все очерки рубрики "Древний Рим":