Найти в Дзене

Родительская Школа часть 6. Содержание образования, или Чему мы учим наших детей.

Часть 1 Часть 2 Часть 4 Часть 5 Помните песню «С чего начинается Родина» В. Баснера и М. Матусовского? А правда, с чего она начинается? Чему и когда мы учим наших детей? Как формируется их мировоззрение? Из предыдущих статей можно сделать вывод, что учить никого не надо. Так и написала мне одна подписчица. Вы не представляете, как я обрадовалась! Да, именно так: не надо ничему учить, надо просто жить так, как вам хочется, чтобы жили ваши дети! Я не про уроки и школьные знания (к ним ещё вернёмся), я про отношение к своей семье, поместью, соседям, культуре, творчеству… — как единому живому организму. И это должно стать целью образования! Мы живём, творя свой мир и жизнь, действительность собой определяя. Дети, подрастая, впитывают это положение вещей с молоком матери, как нечто естественное, само собой разумеющееся… А как же школьные знания? Школьные знания — это СРЕДСТВА (и уж точно не цель!) на пути к своему миропониманию, условия для его формирования. Вот ими, т.е. средствами, мы и з

Часть 1

Часть 2

Часть 4

Часть 5

Помните песню «С чего начинается Родина» В. Баснера и М. Матусовского?

А правда, с чего она начинается? Чему и когда мы учим наших детей? Как формируется их мировоззрение?

Из предыдущих статей можно сделать вывод, что учить никого не надо. Так и написала мне одна подписчица. Вы не представляете, как я обрадовалась! Да, именно так: не надо ничему учить, надо просто жить так, как вам хочется, чтобы жили ваши дети! Я не про уроки и школьные знания (к ним ещё вернёмся), я про отношение к своей семье, поместью, соседям, культуре, творчеству… — как единому живому организму. И это должно стать целью образования!

Мы живём, творя свой мир и жизнь, действительность собой определяя. Дети, подрастая, впитывают это положение вещей с молоком матери, как нечто естественное, само собой разумеющееся…

А как же школьные знания?

Школьные знания — это СРЕДСТВА (и уж точно не цель!) на пути к своему миропониманию, условия для его формирования. Вот ими, т.е. средствами, мы и займёмся дальше…

Давайте рассмотрим, что такое привычные нам школьные дисциплины, какие знания и идеи заложены в них. С моей точки зрения, в системе образования идея изучаемых дисциплин в учебных заведениях говорит о многочисленных гранях одного целого — нашей жизни. Т.е. обучаясь разным предметам, мы познаём неделимый на отдельные части мир с разных сторон. Проблема образования состоит в том, что углубившись в предмет и порядок его изучения, мы забыли, ЗАЧЕМ мы это делаем, отделили его от реальной жизни и смысла, разорвали связь с другими предметами и сторонами жизни…Выходит несколько фрагментарная, куцая, отсталая от реальности, противоречивая картина мира. Гармоничного цельного мировоззрения НЕ формируется.

Предлагаю начать восстанавливать эти пробелы и со-проектировать семейное поселенское образование для своих детей и внуков.

1) Какие дисциплины мы изучаем?

Для начала разберём школьные предметы и дополним их теми, что, судя по вашим откликам, так необходимы в жизни наших детей.

Давайте поиграем в слова:

1. Расскажите, о чём вам говорят названия таких предметов, как математика, история, химия, язык (родной и иностранные), музыка, литература, биология, рисование… Желательно сформулировать главную суть, назначение каждого из них, убрав эмоциональные ассоциации, воспоминания из своего детства.

2. Давайте объединим их попарно между собой и со словом «жизнь». Как вам, например, такие словосочетания: география истории, язык математики, физика литературы, химия музыки…, а также математика жизни, грамматика жизни, география жизни, химия жизни, история жизни, физика жизни, музыка жизни и т.д.? А теперь поменяем местами слова в этих сочетаниях: жизнь математики, жизнь грамматики, географии, истории, физики… Какие чувства и мысли посещают вас, когда вы произносите их? Правда, открывается какое-то иное ви‌дение, другие смыслы привычных слов?

3. Подставьте сами слова‌ с теми смыслами, какими вы хотите наполнить жизнь семьи своей и соседей, своего поселения, например: радость, любовь, мечта, нежность, скорость мысли, деликатность, родина, сила духа, экономика, образ, общение, поместье, цель, здоровье, здравомыслие, действительность, чистота помыслов, семья, природа, человек, гармония, предназначение, общество, поселение, дружба и т.п…

4. Объединим в пары названия предметов и/или понятий и поменяйте их местами. Что вы чувствуете, когда произносите, например, математика природы и природа математики, язык/-и общества и общество языка/-ов?

Встречали ли вы в своей жизни учебники, программы, учителей, которые бы исследовали РЕАЛЬНУЮ жизнь вместе с детьми через школьные дисциплины? Напишите в комментариях о них.

На семинарах мы все школьные и НЕшкольные (жизненные, философские, мировоззренческие, естественные, гуманитарные) предметы собираем в ёмкие Образовательные Области и объединяем сначала в таблицу попарно, а затем ещё и тройками, превращая плоскую таблицу в объёмную, трёхмерную. Зачем? — Чтобы проработать все межпредметные связи и оживить сМЫСЛом картину мира каждого ребёнка и поселения в целом, сделать её активной, деятельной, проектной, сотворческой, направленной в прекрасное будущее, соответствующей культурным представлениям семей и предназначению в жизни каждого.

Вы можете себе представить такую единую универсальную учебную программу с годовым расписанием на всю страну, жёстким поурочным планированием в этом направлении и подготовить критерии оценки её усвоения детьми через тестирование?Думаю, ответ очевиден.

Ещё в прошлом веке на одном из семинаров мой учитель сказал интересную фразу: «Чем детальней и жёстче проработана методика, тем ближе она к смерти». Вот так! В чётком алгоритме (сроках, последовательности и способах обучения по единой для всех программе) нет жизни, есть механическое производство единого взгляда и сломанных судеб… Действительно, получается, что методика жёстко определяет процесс, а дети нужны ему в качестве машин по воплощению её в жизнь. Средства превратились в цель.

Но как только вы видите конкретных детей и цель их образования (см. предыдущие статьи), то методика рождается сама. Всегда разная, наиболее эффективная здесь и теперь, нужная конкретным ребятам именно в этот момент. Более того, в поселенской школе методика становится совместным творением целого коллектива семей.

2) Как же и когда мы формируем картину мира? С чего начинаем и куда двигаемся?

Скорее всего, ответ «задолго до рождения» не сильно удивит наших читателей.

Тем не менее повторюсь: картина мира наших детей находится в большой зависимости от степени осознанности их родителей в момент ещё только планирования их появления. Дети всегда судьбоносны в жизни их родителей и являются их учителями.

Попробуйте представить образ пространства любви для зарождения, ожидания и появления на свет своего сокровища. Дитя растёт, пока только внутри мамы, но уже вполне активно знакомится с миром ваших эмоций, взаимоотношений, ощущений… Затем следует первый экзамен-инициация рождения, в процессе которого мир вокруг и внутри малютки кардинально меняется, даётся ему в одночасье весь во всём своём многообразии. В течение первого года малыш проделывает колоссальнейший путь изменений физических, навыкательных, познавательных…, по значению который переоценить невозможно. Какие же грани этого мира и как ребёнок исследует? Встречается ли он с математикой, языком, географией, природой, литературой, историей, химией, физикой, обществом…? Несомненно! Они присутствуют в его жизни так же, как и до его рождения. Только теперь они стали ближе, непосредственней, явственней, доступней для взаимодействия.

Осваивать этот мир ребёнку помогают его внутренние природные механизмы, о которых мы с вами говорили на семинарах, я приводила ваши самые яркие ответы в предыдущей статье:

· безграничное любопытство,
· потребность в исследовании этого мира, в получении СВОЕГО опыта в СВОЁМ природном темпе, направлении и возрасте,
· доверие и подражание окружающим,
· потребность в обществе, в любви и принятии своей уникальности окружающими,
· естественная двигательная активность,
· потребность в игре 24/7,
· забота друг о друге и о младших и т.п…

Образовательная среда расширяется постепенно, по мере развития ребёнка, начиная с него самого, ближайшего окружения и увеличивая дальше свои познания.

-2

Как это происходит.

Я: человек познаёт себя и возможности своего тела, осваивает родной язык, изучает математику: старшие считают его пальчики, поют пестушки-попевки (ритм+тон), развивают координацию, ребёнок привыкает к ритму дня (сон, бодрствование, принятие пищи, прогулка…), осваивает причинно-следственную связь своих действий.

Сфера расширяется. Семья: в поле внимания попадают близкие, домашние животные, природа поместья. Обучение ребёнка всё тем же «школьным» дисциплинам набирает темп: большую роль играют игрушки (не секрет, что любимые игрушки — объекты природы и… вещи взрослых, т.к. взаимодействие старших с ними есть объект подражания). Дети с удовольствием изучают мебель, расположение и размер помещений, место сна. На открытом воздухе идёт особенно мощное развитие: малыш впитывает в себя воздействие на себя погоды: свет, температура воздуха, агрегатные состояния жидкостей (льда, воды, пара), песка и земли, знакомится с растениями, всё тянет в рот («вселенную пробует на вкус»), трогает одуванчики и крапиву, лапки и хвост у кошки и собаки, рожки у козочки — всё до чего может дотянуться, засыпает и просыпается под кукареканье петуха, пенье соловья и мамину колыбельную, «зависает», разглядывая звёзды и слушая бабушкины сказки…

Что нового в школе или просто из учебников узна‌ет ребёнок в школе на 8-м году (в первом классе) кроме того, что он узнал ещё на втором году САМ?

А мы в 3-4 года можем всё перемерить хоть папиными шнурками, нарисовать план-схему дома, поместья, поселения, сделать макет из картона и других подручных средств, в 5 лет начать писать сочинения, провести фактически научные исследования на интересующую тему, стать участником общего проекта по совершенствованию среды обитания родного поместья, а в последствии и всего поселения…

Поселение: давайте рассмотрим следующий уровень расширения сферы изучения мира на примере школьных предметов:
Зачем нам нужна, допустим, история и нужна ли вообще? Вы можете рассказывать про культуру человека, про патриотизм, но для детей это слишком абстрактно. Тем не менее, у них есть конкретный и очевидный ответ на этот вопрос (его дали дети поселения): история нужна, чтобы знать, что делать в будущем, ближайшем или далёком!

«Что мы будем делать?» — «Продолжим играть во вчерашнюю игру» (вчера было очень интересно) или «шить сарафаны к празднику» (процесс подготовки продолжается уже не один день), или «проектировать новый дом для дедушки соседей, чтобы он мог жить в своём доме в поместье со своими детьми и внуками» и т.п… Чтобы понять своё главное дело жизни, надо знать, кем были твои предки. Чтобы написать свою родовую книгу, надо знать историю своего рода. Чтобы сделать долгосрочный проект развития поселения, надо знать, как и чем оно жило до этого момента, чем славится этот край, чем жили предки местных жителей…

Чтобы сформулировать намерение, отталкиваемся от того, что было перед этим и что теперь стало нашей историей. И чем дальше перспективы, тем глубже во времени «копаем». Чтобы знать, что делать через час, смотрим, что делали час назад. Задачи на неделю вперёд определятся неделей прошедшей. Творим образ нашей жизни на год/десятилетие/век, учитываем выводы из прожитого и обязательно празднуем результат на каждом этапе (помните «вертушку самоорганизации» в прошлых статьях?). И не забываем расширять сферу своего исследования жизни в соответствии со своим предназначением.

Ниже на схеме прямая времени, ноль — момент, в котором мы находимся прямо сейчас. Каждую последующую единицу времени определяет аналогичная по времени по другую сторону от ноля. «Спираль» постоянно анализируется на предмет соотнесения её результатов с ранее поставленными целями и при необходимости корректируется, пополняется новыми знаниями, выводами, планами.

-3

А теперь сравните эту схему понимания своей истории жизни с программой школьной истории, по сути — исторической конфликтологией с перечнем ключевых фигур, дат войн, дворцовых переворотов и… без выводов на будущее.

Так же хорошо бы переосмыслить любую школьную дисциплину, найти её зерно сути и вплести в канву будней и праздников вашего поселения.

Если вы готовы подробней разобраться в содержании образования детей, то напишите в комментариях. Мы сможем рассмотреть каждый предмет, каждую образовательную область во взаимодействии и взаимозависимости с другими предметами, областями и конкретной жизнью поселения, составить «Банк сверхзадач и проектов» для ребят по действенному исследованию и решению задач, стоящих перед коллективом семей…

Это информация не для детей, она для взрослых, чтобы лучше понять себя, перестать искать учебники, методики, школы и супер-учителей, а начать осознанно идти к коллективному образованию ребят, выстраивать среду, пространство, в котором они неизбежно растут здоровыми, счастливыми, необременёнными городскими школьными проблемами, сильными, добрыми, любящими и любимыми, деятельными, целеустремлёнными, позитивными и, как сейчас модно говорить, компетентными.

О том, как сотворять такое семейное образование в поселении родовых поместий, продолжим в следующих статьях.

Автор: Алена Григорьевна Бояринова, ПРП Майское, Владимирская область.

Продолжение следует...

-4

#образованиевестникрп

#вестникрп #vestnikrp
#родовыепоселения #родовыепоместья
#жизньназемле #жизньнаприроде #жизньнаселе #жизньвдеревне