В прошлых статьях среди целей образования многие отметили самостоятельность, самоорганизованность детей в жизни, в принятии решений, в ответственности за себя перед собой и, как говорится, перед Богом и людьми.
Давайте рассмотрим тему взаимодействия и самостоятельности или самоорганизации.
Наша встреча будет посвящена деятельности коллектива семей поселения по сотворению образовательного пространства. Ведь «чтобы вырастить одного ребёнка, нужна целая деревня».
Мы хотим, чтобы наши дети были дружными, умели и хотели делать вместе добрые дела.
Как мы можем научить их этому?
— Только своим примером!
Это значит, что первый шаг к обучению детей — образец не просто добрососедских отношений, но и реально командно-деятельных на благо поселению, району, области (краю), стране, миру… Чтобы быть уверенными, что «наши дети будут лучше нас», надо самим стремиться стать лучше, чем есть сейчас.
Это значит, что дело не в чтении им лекций и сказок о дружбе, а в самой нашей жизни так, как мы хотим, чтобы делали дети, являть им образец миролюбия, действенного сочувствия, любви, стремления к согласию и взаимодействию.
Ведь «дети нас не слышат, дети на нас смотрят» (Омар Хайям).
Что для этого нужно?
1. Нам, взрослым, научиться договариваться с любым человеком, с родными и близкими, соседями… Не только формулировать, обосновывать и доказывать свою точку зрения, но и не возвышаясь и не унижаясь, смотреть и видеть, не осуждая и не обсуждая, слушать и слышать себя и каждого, даже тех, кто не умеет и не собирается делать того же по отношению к вам. Любое мнение, даже самое «глупое», «неуместное», «неправильное», «незрелое»… не просто имеет право на существование, но и не зря проявилось здесь и сейчас. Значит, в общем образе ему должно отводиться соответствующее место, зачем-то оно там должно быть!
Научимся мы, родители, — автоматически научатся и наши дети, если они, конечно, живут с нами, находятся в нашем поле, а не в городской школе с продлёнкой… Там для них семьёй (интересом, фокусом внимания, точкой приложения усилий, разнообразными эмоциями…) становится созданный для них социум уже без вашего участия. Там их так или иначе слышат, а дома на них не всегда остаются силы, хватает внимания… Ведь так?
Задача задач: научиться выстраивать общие взаимоотношения, научиться согласию и взаимодействию в поселении.
Для этого есть несколько коллективно-технологических игр, которые могут помочь нам начать понимать себя и соседей, жить единым организмом, принимать общие решения, обогащая своё мировоззрение.
К сожалению, в формате статей и даже видео невозможно передать то, что может быть дано только в реальности при непосредственном участии…
2. Чтобы делать общие дела, нам надо уметь их выстраивать. Нас в своё время не учили этому. Но если мы не будем учиться хотя бы сейчас, то и наши дети не научатся. Значит, и взрослые, и дети будут учиться вместе и параллельно. Поскольку дети «схватывают» идею на лету, то взрослым лучше поторопиться и начать раньше детей…
Давайте порассуждаем: чтобы мы совершили какое-то действие, мы должны почувствовать в нём необходимость, потребность. Правильно? Т.е. мы проанализировали ситуацию и поставили цель. Затем мы разложили по полочкам ресурсы и их источники, последовательность шагов, ведущих к ожидаемым результатам…
Короче, составили образ/план/проект/сценарий со всей его логистикой (ожидаемые результаты на каждом этапе, ресурсы, даты, ответственные…), ведущий нас к достижению этой цели. Осталось дело за претворением этого плана в жизнь или реализацией его.
Любые действия приводят к какому-то результату. Значит, следующим пунктом будет анализ деятельности того, что у нас получилось. И что бы он ни показал, обязательно празднуем результат! Отрицательный результат — тоже результат.
Заметьте: проводим не разбор полёта, не сравниваем результаты одних с другими, не критикуем, не выставляем оценки, а реально проводим праздник! В процессе (или сразу после) праздника с благодарностью ко всем участникам анализируем…сложившуюся, благодаря изменившимся обстоятельствам, ситуацию. Ведь мы в любом случае получили опыт и вышли на новый уровень понимания происходящего! Таким образом, любое дело мы начинаем с начала — с анализа ситуации, который приведёт нас уже к следующей цели! И так, круг замкнулся.
Что в этом направлении делается в обычной школе? НИ-ЧЕ-ГО. Даже задачи воспитать детей самоорганизованными не стои́т.
Кто анализирует ситуацию, ставит цели, планирует деятельность? — Взрослые.
Что остаётся детям? — Только реализовывать задуманное взрослыми и послушно принять их весьма субъективный анализ результата, т.е. получить оценку.
Об оценке мы тоже поговорим позже отдельно…
Анализ деятельности и новой ситуации вновь совершается взрослыми. И то — не самими, а по заданной кем-то свыше схеме.
Далее по кругу, вернее, спирали, они же, взрослые, будут продолжать ставить новые цели, окончательно отучая ребят от возможности осознавать свою жизнь, становиться в ней самостоятельными и самоорганизованными.
У нас же с вами есть возможность, вернее, даже необходимость исправить эту ошибку через изменение своего миропонимания, образа мысли и жизни.
Как? Совместно анализируя имеющуюся ситуацию, ставя новые цели, описывая ожидаемые результаты, планируя способы их достижения, совместно реализуя и вновь анализируя…
Автор: Алена Бояринова, ПРП Майское, Владимирская область.
#образованиевестникрп
#вестникрп #vestnikrp
#родовыепоселения #родовыепоместья
#жизньназемле #жизньнаприроде #жизньнаселе #жизньвдеревне