Найти в Дзене

Родительская школа часть 5. Обучение и воспитание

Часть 1 Часть 2 Часть 4 Иногда я слышу вопрос от родителей и педагогов: «Что важнее (раньше, больше…): обучение или воспитание?» — Долгосрочное развитие образования возможно лишь там, где не разделяют этих понятий. Обучение и воспитание Это одно и то же или кардинально разные понятия? Как обстоит дело с обучением в современном образовании?
Оно есть цель функционирования всей системы и поставлено на поток. Задача школы — дать определённый свод знаний, утверждённых Минпросом, изложенных во ФГОСах (образовательных стандартах). Контроль за получением знаний отлажен и изложен в календаре контрольных мероприятий, обязательным к исполнению по всей России. Что же с воспитанием? Долгое время оно было выведено за стены школы. Но это не значит, что его не было.
Стихийное (неосознанное) воспитание присутствует всегда. Воспитывает сама среда школьной жизни. 
А вот за результаты учителя официально ответственности не несут…
То есть, «правильное» воспитание прописано в планах уроков некоторых гуманит

Часть 1

Часть 2

Часть 4

Иногда я слышу вопрос от родителей и педагогов: «Что важнее (раньше, больше…): обучение или воспитание?»

— Долгосрочное развитие образования возможно лишь там, где не разделяют этих понятий.

Обучение и воспитание

Это одно и то же или кардинально разные понятия?

Как обстоит дело с обучением в современном образовании?
Оно есть цель функционирования всей системы и поставлено на поток. Задача школы — дать определённый свод знаний, утверждённых Минпросом, изложенных во ФГОСах (образовательных стандартах). Контроль за получением знаний отлажен и изложен в календаре контрольных мероприятий, обязательным к исполнению по всей России.

Что же с воспитанием? Долгое время оно было выведено за стены школы. Но это не значит, что его не было.
Стихийное (неосознанное) воспитание присутствует всегда. Воспитывает сама среда школьной жизни. 
А вот за результаты учителя официально ответственности не несут…
То есть, «правильное» воспитание прописано в планах уроков некоторых гуманитарных дисциплин и мероприятий в рамках внеклассного и дополнительного образования, но критериев проверки результатов нет, как и аттестаций по нему.

Ценность работы учителя (о чём можно судить по разряду, рейтингу, имиджу, зарплате…) определяется объёмом обязательной информации, которую ученики могут выдать на контрольных мероприятиях. Как они при этом воспитаны и каково их мировоззрение, никак не учитывается и никем не определяется — оценки за это не ставятся.

Школа официально не обязана воспитывать, т.к. она не заявлялась на это. Главным критерием в оценке школы является количество баллов текущих контрольных мероприятий, промежуточных и итоговых аттестаций, а также процент выпускников от всех, которые поступили в престижные вузы в прошлом учебном году…

Тем не менее, обучение без воспитания не существует.

Получение новых знаний и формирование культуры и мировоззрения есть результат воспитания. Одно основывается на другом, одно вытекает из другого.

Иногда я слышу вопрос от родителей и педагогов: «Что важнее (раньше, больше…): обучение или воспитание?» Если честно, я теряюсь, мне непонятна такая формулировка. Ну правда, что важнее (раньше, больше…): зрение или слух, правая сторона тела или левая, лёгкие или печень в человеке?
Вспомнилось стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Там разные овощи поспорили, кто в борще важней. Помните? Последняя строфа оказалась итоговой: «… и суп овощной оказался не плох».

Долгосрочное развитие образования возможно лишь там, где не разделяют этих понятий.
Без воспитания невозможно чему-либо научить, без обучения невозможно воспитать человека!

Вопрос в том, что мы считаем знаниями и как воплотить цельное образование в жизнь, реализовать на практике в поселении?

В статье «Родительская Школа. Цели образования наших детей» мы с вами определились с тем, какими хотим вырастить детей. Как оказалось, знания там были не на первом месте. Но даже те, что определены у нас в стандартах и требуются от детей в школе, несложно освоить (и даже гораздо раньше и полнее, чем ждут учителя), если вы следуете ЗА природой детей, а не вопреки ей.

Что же такое следовать ЗА природой детей?
На семинарах мы разбираем, что заставляет детёнышей всего живого мира, в т.ч. и человеческих, развиваться? Что уже дано им от природы по факту рождения? Напишите и вы свои ответы в комментариях.
А я пока поделюсь с вами теми, что получала на семинарах. Итак, природные механизмы, с которыми рождаются наши дети:

  • безграничное любопытство;
  • потребность в исследовании этого мира, в получении СВОЕГО опыта в СВОЁМ природном темпе, направлении и возрасте;
  • доверие и подражание окружающим;
  • потребность в обществе, в любви и принятии своей уникальности близкими и окружающими;
  • естественная двигательная активность;
  • потребность в игре 24/7;
  • забота друг о друге и о младших и т.п…

Скажите, как вы используете эти механизмы в жизни ваших детей?
Ответьте на следующие вопросы:

– Занимаетесь ли вы с детьми, играя и исследуя этот мир БЕЗ ПОДАЧИ ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ, открываете ли их вместе с ребятами исподволь?

– Принимаете ли вы ребят такими, какие они есть: без оценок, ярлыков и суждений?

– Как вы относитесь к разновозрастному/разноуровневому составу групп детей на занятиях (по типу многодетной семьи): как к возможности совместного познания и сообучения или как фактору, мешающему вести одну программу для всех детей в виде конкретных запланированных уроков?

– Готовы ли вы являть собой образец взаимоотношений детям не только в их присутствии, но и в их отсутствии, в быту и на празднике, на работе и во взаимоотношениях с близкими, коллегами и соседями?

К сожалению, хоть современная психология и признаёт факт наличия и огромное значение в жизни удовлетворения этих потребностей, но традиционное образование строится совсем по-иному… В большинстве своём мы не даём реализоваться им и не видим в этом источника многих проблем в обществе.

Традиционная школа сначала борется с этими механизмами, а потом прилагает огромные усилия для мотивации учебной деятельности.

И даже новаторские школы по бо́льшей части используют возможности, заложенные природой в ребят, не с целью передачи культурных ценностей, формирования картины мира и мировоззрения, а с целью облегчения усвоения ЗУНов в соответствии с программой, научность (объективность), необходимость и скорость изучения которых для детей весьма сомнительны. Об этом мы ещё поговорим позже.

И ещё немного о способах обучения или методиках. Какова задача наставника: дать детям знания в готовом виде или создать условия (информационное поле и исследовательскую атмосферу) для самостоятельного их открытия? И как второе родители могут сотворить в поселенской школе сами?

В следующий раз мы поговорим об этом.

Автор статьи: Алёна Бояринова
ПРП Майское, Владимирская область

Продолжение следует.

#образованиевестникрп

#вестникрп #vestnikrp
#родовыепоселения #родовыепоместья
#жизньназемле #жизньнаприроде #жизньнаселе #жизньвдеревне