Найти в Дзене

Родительская школа часть 2. Образовательная жизнь детей в поселениях родовых поместий

Часть 1 Продолжение: Многие считают, что образование их детям должен дать кто-то со стороны, и всеми силами стремятся найти самую лучшую школу или самую лучшую методику, самые лучшие учебники и самых лучших учителей для обучения своих детей. А что же такое это самое лучшее? Ответы бывают даже в масштабах одной семьи кардинально противоположные. Давайте разберёмся, чего же мы хотим на самом деле. Не могу не вспомнить эпизод в одном сибирском поселении. Во время представления себя в качестве ведущего семинара, я сказала что-то вроде «готовых рецептов нет и не будет» и что «мы будем вместе искать пути развития именно вашей поселенской школы».
И краем глаза заметила, как разочарованно вздохнула сидящая у стены женщина, бросила в сердцах свою ручку на приготовленную к записи тетрадь и произнесла совсем не тихим шёпотом: «Ну вот, опять всё сама… Зачем только я сюда пришла?»
Как же мы любим готовые чужие решения! А что, удобно: взял, скопировал, повторил и вуаля — счастливые детки сами склады

Часть 1

Продолжение:

Многие считают, что образование их детям должен дать кто-то со стороны, и всеми силами стремятся найти самую лучшую школу или самую лучшую методику, самые лучшие учебники и самых лучших учителей для обучения своих детей. А что же такое это самое лучшее? Ответы бывают даже в масштабах одной семьи кардинально противоположные.

Давайте разберёмся, чего же мы хотим на самом деле.

Не могу не вспомнить эпизод в одном сибирском поселении. Во время представления себя в качестве ведущего семинара, я сказала что-то вроде «готовых рецептов нет и не будет» и что «мы будем вместе искать пути развития именно вашей поселенской школы».
И краем глаза заметила, как разочарованно вздохнула сидящая у стены женщина, бросила в сердцах свою ручку на приготовленную к записи тетрадь и произнесла совсем не тихим шёпотом: «Ну вот, опять всё сама… Зачем только я сюда пришла?»
Как же мы любим готовые чужие решения! А что, удобно: взял, скопировал, повторил и вуаля — счастливые детки сами складываются в штабеля.
Вы в это верите?
Оказывается, не всё так просто… Тут ещё и трудиться надо.
Если не хочется, переходите сразу к следующей статье. А кто готов для своих детей поработать над собой, придвигайтесь ближе. Обещаю, будет интересно, порой спорно и трудно, но в любом случае — плодотворно! Ну что, продолжим?

В этой и последующих статьях я предлагаю переосмыслить подход к образованию, культуре, науке.

Уверена, что это поможет нам перестать метаться в поисках чего-то универсального, уМИРоТВОРИТЬся и без ущерба для получения знаний по программе школы (скорее, наоборот), а также для здоровья и взаимоотношений всех сопричастных к процессу открыться своей истинной природе родительства, ученичества, учительства, объединиться с единомышленниками и выйти на новый уровень в своём семейно-педагогически-общинном становлении.

-2

В итоге мы сможем вместе выстроить систему образования в поселениях, которая будет полностью удовлетворять нуждам и чаяниям жителей поселений, сегодняшним реалиям, наметим основные направления развития культуры и знаний в областях жизни поселений родовых поместий, в профессиональном, в т.ч. высшем образовании…
Не универсальную и одинаковую для всех, а разновариантную и вместе с тем всеобъемлющую.

В прошлой статье я задавала вопросы, чтобы понять, что вы думаете по этому поводу.

Это, кстати, тоже важная составляющая: на каждом этапе обучения задавать вопросы ученикам не для оценивания уровня усвоения уже полученных ими школьных знаний, а чтобы:

  • с самого начала изучения темы сориентироваться — ЧТО ученики на данном этапе уже знают и умеют, соотнестись с их конкретным жизненным опытом и начинать не с «начала», а с того места, которое интересно здесь и сейчас конкретным людям;
  • направить вопросом их мысль в русло ещё неизученного, научить делиться открытиями с другими, взаимодополняя образы друг друга, объединяя и совершенствуя их.

К сожалению, опросник был опубликован только для читателей ВК. Тем не менее письменные и устные ответы (с некоторыми у нас были обстоятельные разговоры по телефону) продолжают поступать. Благодарю всех ответивших! Буду рада и в дальнейшем получать ваши ответы и переосмысления!

Те, что пришли, тянут на целый роман или научную диссертацию…
Я буду возвращаться к ним неоднократно.
А пока предлагаю посмотреть ответы и выстроить
заказ на образование в соответствии с вашими ответами на вопросы.

Итак. Размещаю вопросы и сводные ответы на них:

- Какими вы хотите видеть (или уже видите) в будущем своих выросших детей?

Отвечающие хотят видеть детей счастливыми, здоровыми, самостоятельными, любящими природу, своё поместье и свою семью, творческими, смелыми, умными, со здоровыми ценностями, сильными духом, умеющими строить гармоничные отношения с собой и окружающими, патриотичными (любящими свою Малую Родину — поместье и поселение), стремящимися к Свету, а также умеющими жить на земле, в т.ч. обустраивать поместье, строить дома́, шить обережную одежду, уметь сохранять и поправлять своё здоровье, выращивать, заготавливать и сохранять продукты здорового питания, организовывать и проводить праздники, осознанно формировать культуру быта и взаимоотношений…
Что я заметила: НИКТО в этот раз не написал про знания, умения и навыки (ЗУНы), определённые гос. стандартами и, что меня несказанно порадовало, про получение высшего образования…

Они, знания, конечно, нужны. Вопрос в том, зачем, какие именно и какой ценой… Те, что даны в гос. стандартах, — весьма фрагментарны, отсталы, куцы, без связи между собой, без учёта достижений современной науки и реальной жизни семей учеников, из-за чего последние чувствуют себя заложниками ситуации. 11 лет такого обучения в системе приучают к тому, что это нормально…
Но об этом и способах выхода из ситуации поговорим позже.

- Что вы можете сделать для этого (или уже делаете) совместно с соседями?

Интересно, что при ответе на этот вопрос родители отвечали в основном о своих родных детях в семье, педагоги — о своей школе/классе/предмете. Некоторое объединение учителей и родителей касается достаточно узких и кратковременных проектов и мероприятий. И это уже замечательно само по себе. Начало положено, теперь важно развивать этот почин до бо́льших и более долгосрочных масштабов.

- Кто несёт ответственность за процесс образования и за результат?

Здесь оказалось несколько мнений. Ответственность за образование детей в поселении несёт: 1. государство, 2. школа, 3. минпрос, 4. учитель, 5. методики и методисты, которые составляют программы, 6. учебники и те, кто их пишет, 7. администрация поселения, 8. соседи, 9. близкие: жена, муж, дедушки-бабушки, старшие дети и т.п., 10. только сами родители, “ведь это даже в Семейном Кодексе РФ прописано”…
Это всё реальные ответы!

- Кто должен организовывать процесс обучения и воспитания наших детей?

Самый частый ответ: профессионалы, т.е. педагоги, и ответственные за управление поселением. Родители детей на семейном образовании отвечают, что они сами организовывают процесс, исходя из знания своего ребёнка и его потребностей и возможностей, своей занятости, своих убеждений и культуры семьи в целом. Одни это делают, объединившись с соседями, другие возят детей в ближайшие населённые пункты.

- Какие ценности лежат в основе жизни в поселении, и как мы можем передать их своим детям?

Ценностями считают экологию жизни на земле во всех её проявлениях, любовь к природе своего края, его истории, добрососедские отношения, разумную кооперацию семей в поселении с определённой долей бытовой автономии семей друг от друга, заботу о здоровье, здравомыслие, духовный и личностный рост, совместно выстроенную инфраструктуру, общие устремления и культуру.

- Какие методики, педагоги-новаторы поддерживают перечисленные вами ценности? Насколько эффективны и долгосрочны их результаты?

В поселениях в семьях и школах популярны следующие методики и мероприятия: временные погружения силами педагогов и родителей в школьные предметы, использование элементов авторских школ и методик Ш.Амонашвили, В. Жохова, М. Щетинина, «парного обучения», «широкополосного обучения», вальдорфской школы, методики М. Монтессори, русской классической школы, «ноосферного образования», «ментальных карт», методики Н. Зайцева, «ментальной математики», проекта С. Граня, аунскулинга, уклада семейной жизни четы Б.П. и Л.А. Никитиных…
Про долгосрочность никто положительного ответа не дал, но, по моим наблюдениям, увлечение методиками длится 1-2 года, после следует новый поиск. Самой близкой к идеям поселений оказался адаптированный вариант вальдорфской школы.
Очень важным многие считают наличие в поселении “горящего” идеей человека, обычно с пед. образованием, который берёт на себя функцию организатора образовательного процесса в поселении. И что немаловажно, как правило, такого человека-звёздочку одни семьи горячо поддерживают, другие не менее горячо критикуют. В итоге человек, тянущий эту повозку, быстро выгорает, на его место встаёт другой, и всё образовательное пространство заметно меняет своё направление, что тоже в свою очередь вызывает волну недовольства и конфликтов в поселении…

- Кто, в конце концов, является заказчиком и исполнителем образования наших детей?

Вывод в большинстве ответов: если заказчиком и исполнителем образования наших детей считать государство, то принимаем за норму все как положительные, так и отрицательные моменты устройства традиционной школы. Если считаем, что права и обязанности в руках родителей, то несём полную ответственность за детей сами, не ждём и не требуем от государства преференций.

Что ж, нам есть чем заниматься. Не правда ли?

С чего начнём следующую встречу? С главного — с цели образования.

Автор: Алёна Бояринова, ПРП Майское, Владимирская область.

Продолжение следует...

-3

#образованиевестникрп

#вестникрп #vestnikrp
#родовыепоселения #родовыепоместья
#жизньназемле #жизньнаприроде #жизньнаселе #жизньвдеревне