Найти в Дзене
Московские истории

Мифическая "Аннушка" и другие фантомы детства

Оглавление

Тот самый старичок

Генеалогия и не только

Началось все вот с этого:

Тут уместно будет спросить: а ходил ли вообще на Патриарших трамвай? Не знают о таком маршруте специалисты Мосгортранса, не упоминается он в архивных транспортных схемах и маршрутных справочниках того времени. Не помнит трамвая, сворачивающего «с Ермолаевского на Бронную», и большая часть старожилов, но… Чудное дело! Три старушки не помнят, а один старичок бьет себя в грудь: «Да я ж сам под него чуть не попал, когда пацаном был!» И пойди разбери: действительно ли ходил трамвай, а потом память о нем чьей-то рукой была стерта – и из справочников, и из голов, или просто Михаил Афанасьевич такой морок трамвайный навел, что он до сих пор народу чудится? (Московские истории, 22.11.2018).

Первый раз я попала на Патриаршие пруды летом 1964 года. И я как раз тот самый "старичок", который помнит, что на Малой Бронной, вдоль прудов, лежали трамвайные пути.

Потом я вышла замуж. Семья мужа до войны жила в Волоцких домах.

Доходные дома Волоцкой (Трехпрудный, № 11 - 13) по проекту Эрнста Нирнзее строились постепенно. Они занимают, кажется, полпереулка, и путаница случается страшная. В одном здании располагаются четные подъезды, в другом – нечетные, а 5-й подъезд, например, следует искать в подворотне между 3-м и 7-м, либо пройдя с Большого Козихинского переулка через арку театра «Практика», а затем проникнув в конце внутреннего дворика в щель между домами. (Московские истории, 24.11. 2018).

Когда я однажды сказала родственникам мужа, что видела на Бронной трамвайные рельсы, меня обсмеяли. Но я-то помню! И я начала искать информацию и нашла. "Аннушка" там действительно не ездила, но по этим путям ходил грузовой трамвай.

Трамвай такой же неотъемлемый персонаж «Мастера и Маргариты», как Воланд или Берлиоз. Фото: www.кino-teatr.ru
Трамвай такой же неотъемлемый персонаж «Мастера и Маргариты», как Воланд или Берлиоз. Фото: www.кino-teatr.ru

Елена С.

Многие утверждают, что ничего такого не было и документов про маршруты в тем местах не сохранилось. Но я отлично помню: по тогдашней улице Жолтовского (сейчас Ермолаевский переулок) были проложены трамвайные рельсы. Трамваев не помню, а рельсы лежали долго.

Верьте детским воспоминаниям!

Генеалогия и не только

Раз уж речь зашла о транспорте. Говорят, что детские воспоминания это тонкая грань между правдой и выдумкой. Помню: мне четыре года, мы с мамой стоим и ждем троллейбуса на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Подходит огромный двухэтажный троллейбус. Мама за руку тащит меня по высоким ступенькам наверх. Я сажусь у окна и сверху вижу улицу, машины, дома, людей.

Значительно позже, когда я рассказывала об этом, мне говорили, что двухэтажные троллейбусы ходили только до войны. Но я нашла, что последние два «двухэтажника» списали в 1953 году. Верьте своим детским воспоминаниям.

Двухэтажный троллейбус на прощади Революции, 1940. Автор фото: А. Шайхет. С сайта https://transphoto.org
Двухэтажный троллейбус на прощади Революции, 1940. Автор фото: А. Шайхет. С сайта https://transphoto.org

Московские истории

В 1937 году в СССР был импортирован английский двухэтажный троллейбус. Конструкцию скопировали инженеры Ярославского автомобильного завода.
ЯТБ-3 мог вместить 100 человек. Всего было выпущено 10 экземпляров, которые ходили по двум маршрутам: от площади Свердлова (Театральной) до Коптево через Тверскую заставу и Сокол и через Сретенку и 1-ую Мещанскую улицу (нынешний проспект Мира) до ВДНХ.

Двухэтажные троллейбусы на площади Свердлова, у "Метрополя", 1938 – 1940 г. Автор Н. МАлинин. Источник https://pastvu.com/p/1040398.
Двухэтажные троллейбусы на площади Свердлова, у "Метрополя", 1938 – 1940 г. Автор Н. МАлинин. Источник https://pastvu.com/p/1040398.

Поначалу экзотика пришлась по душе. Все стремились занять место наверху - такой вид! Но вскоре стали ощутимы неудобства. Потолки в салоне получились довольно низкие, даже на первом этаже - 1,78 м, не говоря уж о втором - 1,76.

Салон второго этажа. Источник https://www.gruzovikpress.ru.
Салон второго этажа. Источник https://www.gruzovikpress.ru.

Спускаться-подниматься по крутой лестнице было долго, в час пик в салоне возникали адская толчея.

Салон 1-го этажа. Источник https://www.gruzovikpress.ru.
Салон 1-го этажа. Источник https://www.gruzovikpress.ru.

Обнаружились и технические проблемы. И ЯТБ-3 были сняты с маршрутов.

Ан19

Да, эти троллейбусы списали в 1953 году, но в начале 1960-х в Москву привезли несколько двухэтажных автобусов из ГДР. Про них у меня тоже есть детские воспоминания.

Стою с родителями на углу проезда Художественного театра (Камергерский переулок) и улицы Горького (Тверская), а с улицы Огарева (Газетный переулок) от Центрального телеграфа выезжает двухэтажный автобус.

Двухэтажный автобус из Германии – Do-56. Вместе с DS-6 они ходили по 3-му маршруту, потом по 111-му от университета до площади Свердлова. Маневренность такого большого автобуса была низкой, зимой, в гололёд, машину сильно заносило. Кроме этого, люди боялись ездить на втором этаже, набивались в первый. В 1964 г машины были списаны и порезаны на металлолом. Источник https://etoretro.ru/pic75037.htm?sort_field=image_date&sort=DESC&position=63.
Двухэтажный автобус из Германии – Do-56. Вместе с DS-6 они ходили по 3-му маршруту, потом по 111-му от университета до площади Свердлова. Маневренность такого большого автобуса была низкой, зимой, в гололёд, машину сильно заносило. Кроме этого, люди боялись ездить на втором этаже, набивались в первый. В 1964 г машины были списаны и порезаны на металлолом. Источник https://etoretro.ru/pic75037.htm?sort_field=image_date&sort=DESC&position=63.