Александр Сокуров: фрагменты интервью 14 июля 2025 года
В переводе @Артур Кураш
Российский режиссёр, обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля стал гостем фестиваля «Миланезиана»
La Nazione
(«Quotidiano Nazionale» ecc.)
фрагменты интервью
Понедельник, 14 июля 2025 г. «Искусственный интеллект? Эта политика меня пугает. Это оружие разрушения»
«Я не вижу в Европе настоящих мыслителей, способных вести человечество к лучшему».
@Джованни Богани / Giavanni Bogani
Это один из самых смелых, упорных и креативных режиссёров мирового кино. Он является автором 96-минутного фильма, снятого целиком одним кадром, «Русский ковчег». Камера дышит, движется и скользит по залам Эрмитажа в Санкт-Петербурге - в городе, где он продолжает жить. В «своей» России. Но, по его признанию, назвать [всю страну] Россией практически невозможно: это множество стран, собранных вместе; территория, охватывающая десять часовых поясов и семь религий. Где есть всё и противоположное всему.
Александр Сокуров, 74 года, один из самых титулованных режиссёров мира. В 2011 году он получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст». В 2017 году он был удостоен премии Европейской академии киноискусства (EFA) / европейский «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Во вторник и среду Сокуров будет среди гостей «Миланезианы» — мероприятия, задуманного и организованного Элизабеттой Згарби (Elisabetta Sgarbi), которое объединяет литературу, кино, музыку и другие виды искусства, а символом его является роза, нарисованная Франко Баттиато (Franco Battiato).
Во вторник, в 21:00, в миланском кинотеатре «Anteo Palazzo del Cinema» Сокуров побеседует с Аленой Шумаковой, которая на протяжении многих лет курирует и координирует его работу, и представит показ фильма «Русский ковчег». В среду, 16 июля, в Гориции, в театре Верди, беседа Сокурова и Алёны Шумаковой, перед литературным чтением писателя Клаудио Магриса (Claudio Magris). Оба мероприятия бесплатные, но требуется онлайн-бронирование.
Итальянцы связались с российским режиссёром за несколько часов до его приезда в Италию.
- Сокуров, какие у вас отношения с Элизабеттой Сгарби?
«Для меня Элизабетта олицетворяет культуру в её наивысшей форме. Именно она открыла меня как писателя: моя книга «В центре океана» была опубликована благодаря ей. И она прекрасный режиссёр. Мне очень близки её эстетические поиски».
- Тема фестиваля «Milanesiana» в этом году – «разум». Каковы Ваши отношения с искусственным разумом и, так сказать, «естественным» интеллектом?
«Больше всего меня беспокоит политический разум, который сегодня превратилась в инструмент разрушения. В современном мире нет авторитетных философов, нет астрономов, врачей или физиков: есть политики. И в европейских парламентах, в том числе и в российском, я не вижу философов, не вижу мыслителей, которые ведут человечество к лучшему».
Он говорил о европейском и российском политическом мире.
- Что вы думаете о Владимире Путине?
«Он самый неуслышанный политик в мире: с ним никто не ведет разговор, и это проблема России».
- Вы ведете с ним диалог? Кажется, Вы писали ему…
«Если это диалог, то очень конфликтный диалог. У нас много разногласий, и они касаются не только внешней политики, но и многих других вопросов».
С какими трудностями сталкиваются сегодня жители России?
«Россия – это сложная, огромная страна. Где католикам жить трудно, ислам крайне радикализирован, а православие политизировано. Страна, простирающаяся на десять часовых поясов. Страна, которая живет в постоянном состоянии больших или малых войн».
- А что вы думаете о войне, которая уже третий год идет на Украине?
«Это ужасная трагедия. Это конфликт, который имеет глубокие корни: о том, что эта война неизбежна я предупреждал еще в 2007 году, а до меня об этом говорил Солженицин. Здесь необходимо большое спокойствие и большая мудрость: Россия должна прислушиваться к Украине, но также и наоборот. А Европа должна быть в сто раз умнее, чем она кажется».
- Вы все еще думаете о съемках в Италии масштабного фильма о Данте и «Божественной комедии»?
«Да, но моё положение в России очень сложное. Меня больше не считают режиссёром: мне очень трудно найти деньги на такой фильм. И, возможно, какому-нибудь итальянскому режиссёру стоит взяться за фильм о Данте: я могу только представить, что мог бы сделать Антониони...».
- Вы приехали бы жить и работать в Италии, как это сделал Ваш соотечественник Андрей Тарковский?
«Я безумно люблю Италию: если бы я был нужен Италии, я бы приехал немедленно».
- Кстати о Тарковском, великом гении кинематографа. Какие у вас были отношения?
«Это были очень важные человеческие отношения: мы много говорили о природе человека. О режиссерах, наоборот, мы спорили: мне нравился Федерико Феллини, а ему – нет. Когда я сказал ему, что посмотрел фильм «Репетиция оркестра» и был от него в восторге, то мы спорили несколько дней. Но на человеческом уровне мы очень хорошо ладили».
- Над каким проектом Вы сейчас работаете?
«Недавно я закончил, вместе с другими итальянскими режиссёрами, совместную работу над фильмом под рабочим названием «Блокнот режиссёра» («Taccuino di unregista»). Мы ждем, чтобы понять, как и в каком формате представить его публике. И да, я бы очень хотел снять фильм в Италии: о человечности, присущей итальянскому народу».
Цитаты внизу страницы (большими буквами):
- «Проблема России сегодня в том, что никто не разговаривает с Путиным. У меня с ним тожеконфликт».
- «Я хотел бы снять фильм о Данте, но в моей стране меня уже даже не считают режиссером».