6 января исполняется 85 лет со дня рождения режиссера Ларисы Шепитько.
@Нина Спутницкая
Лариса Шепитько трагически погибла в 1979 году на пике карьеры. Она пережила триумф, мировое признание, ею восхищались Френсис Форд Коппола и Милош Форман, режиссеры, поэты и художники.
Режиссер Глеб Панфилов вспоминал о ее триумфе на МКФ в Западном Берлине, о невероятной красоте: «Я долго не понимал, почему. Почему не актриса, не кинозвезда? И, в конце концов, понял: даже самая большая роль не смогла ее выразить так, как авторский фильм» [Смена. 1986. № 5. С. 23, 25].
Писатели Чингиз Айтматов и Василь Быков неоднократно писали о ее неистовой преданности искусству, о том, что она была художником напряженно мыслящим. Айтматов особенно оценил её умение работать в тяжелых условиях степи (юная Шепитько поставила свою дебютную картину «Зной» по его повести), её волю и характер. Оба писателя отмечали особую одарённость Ларисы, её умение радоваться успехам друзей и коллег.
Валентин Распутин, автор «Прощания с Матерой» (*фильм «Прощание» по этой повести, во время съемок которого погибла режиссер, закончил ее муж) отмечая ее избранность, особую одухотворенность пишет, что память о таких людях «и помогает, должно быть, оставаться нашей совести». Она не убеждала, она рассказывала о своём видении, именно этим своим горением подкупала авторов. Неистовость, самозабвение уже на подступах к работе – этим она поражала своих коллег.
«Милая милая хрупкая и беззащитная, но все равно как бы родом из Спарты» – так охарактеризовала ее поэтесса Белла Ахмадулина. По её мнению сдержанность «утаенность слез и страстей» многие принимали за прочность и не уязвимость, за которыми стоял ряд проблем. Вспоминая об их совместной работе над для так и несостоявшейся ролью для фильма о кризисе тридцатилетних, и глубже - кризисе шестидесятничества «Ты и я», Ахмадулина отдает дань восхитившему ее умению режиссера подстроить под себя исполнителя: « У Ларисы все выходило, чего она хотела от меня, я была как бы не при чем».
Главной темой ее кинематографа стала тема человека на пограничье, будучи ребенком войны, она считала своим долгом бескомпромиссно и честно говорить о том, что было пережито людьми и как утрачиваются память, искажаются представления о дружбе, любви, верности.
Ее фильм «Восхождение» во многом открыл Западу «новую советскую волну». Она была лицом советского кино на крупнейших международных фестивалях, деятелем международного движения «Женщины в кино», ярким воплощением успеха на «неженском» попроще.
Отдельным пронзительным сюжетом является ее союз с режиссером Элемом Климовым, (автором сатиры «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и безжалостного «Иди и смотри»), который значительную часть жизни посвятил сохранению памяти о супруге.
Фильмы Ларисы Шепитько
• Зной (1962)
• Крылья (1966)
• Родина электричества (1967, вышел на экраны в 1987)
• 1968 — В тринадцатом часу ночи (1968)
• 1971 — Ты и я (1971)
• 1976 — Восхождение(1976)
- 1981 — Прощание (1981)
Что посмотреть о ней
- «Лариса» (1980, реж. Э. Климов)
- «Зачем пережила тебя любовь моя…» (реж. Л. Вьюгина, 2007),
- «Восхождение Ларисы Шепитько» (автор Е. Безбородов, реж. Н. Бокарева, 2008)
- «Я завещаю тебе…Юрий Ракша» (автор И. Ракша, реж. Б. Шейнин, 2008)
- «Встречи с Владимиром Гостюхиным» в Президентском Центре Бориса Ельцина
- «Лариса Шепитько» из телевизионного цикла «Острова» (реж. Т. Скабард, 2012)
- «Голгофа Ларисы Шепитько» (автор А. Казакевич, реж. К. Голенчик, 2017).