@Ксения Масленникова
Одним из показательных и знаковых в ряду американских пеплумов является фильм «Плащаница». Это первый широкоэкранный фильм, снятый с помощью самой совершенной на тот момент системы «CinemaScope». Фильм снимался на стандартную пленку шириной 35 мм. Но, с помощью системы линз изображение сжималось по горизонтали. Во время демонстрации фильма в кинотеатре применялся особый проектор со специальной системой линз, «вытягивающей» изображение обратно, к естественным пропорциям. При этом, проецируемое на экран изображение, помимо самого собой разумеющегося большого размера, приобретало форму вытянутого прямоугольника. Позднее систему анаморфирования заменили пленкой с шириной кадра 70 мм.
Подобный формат был более близок к изображению, воспринимаемому человеческим глазом — то есть достигается эффект, будто зритель воочию наблюдает за происходящими событиями. В фильмах жанра присутствует достаточно стандартный для классического кинематографа набор планов. Обратить особое внимание необходимо на сверхдальние панорамные и общие планы, использующиеся в основном для съемки сцен битв, масштабных шествий и etc
Именно эти планы призваны раскрыть все достоинства нового широкого формата и погрузить зрителя в сюжет фильма. Камера в американских пеплумах достаточно статична. Актеры входят в пространство кадра как на сцену театра. Положение киноаппарата в фильме достаточно стандартно—на уровне человеческого глаза, способствующее восприятию действия, как из окна в другой мир.
Однако, к концу 1960-х годов явной и сформировавшейся тенденцией становится расположение камеры под углом, выше или ниже уровня человеческого взгляда в качестве одного из средств художественной выразительности. Аналогично работают и монументальные зрелищные картины Г.И. Семирадского, имеющие форму вытянутого по горизонтали прямоугольника.
Они отличаются выбором достаточно общего плана, охватывающего огромную разноцветную толпу. Картины также представляют собой изображение с уровня человеческого взгляда, создавая у зрителя ощущение, что изображенное на картине действие происходит воочию. Еще одним из технических достижений, направленных на привлечение людей в кинотеатры, стал цвет.
Несмотря на быстрорастущую популярность домашнего телевидения, оно уступало киноэкрану в цвете. Цвет более привычен и естественен для восприятия человеческим глазом. Цветной фильм вызывает больше ассоциаций с реальной жизнью, чем черно-белый. Пеплумы начала 1950-х отличает особая яркость и буйство красок. К середине десятилетия, цвета и общий тон фильма, постепенно снижают яркость. В гамме используются яркие цвета, но они выглядят более благородно и не так вызывающе, как в ранних фильмах. К концу 1960-х, цветовое решение фильмов тяготеет к естественным и даже мрачным оттенкам. Отличается достаточно яркой общей цветовой гаммой и салонная живопись. Яркие цветные одежды участников массовых картин Генриха Семирадского составляют некий ритм, показывают многоцветность и разнообразие античности
Подробный анализ в статье журнала Римская империя в искусстве. Опыт компаративного анализа на примере салонной академической живописи XIX века и американских пеплумов 1950– 1960-х годов
Таким образом, пеплумы можно назвать отцами современного исторического телесериала.
А вы смотрите исторические фильмы на большом экране?