Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Пожирающие богов! Чем на самом деле являлся древнеегипетский «Гимн людоедов»?

Оглавление

Что означает один из самых загадочных фрагментов «Пирамидных текстов» — древнеегипетский гимн людоедов?

Самый ранний корпус текстов из Древнего Египта сохранился на внутренних стенах пирамид фараонов и цариц эпохи Древнего царства. Эти «Пирамидные тексты» были высечены на внутренних стенах, потолках и даже предметах мебели в гробницах фараонов. После расшифровки они раскрыли неожиданные представления и сюжеты о ранних египетских царях. Одним из самых загадочных фрагментов «Пирамидных текстов» является так называемый «Гимн людоедов», в котором царь в загробной жизни предстает как кровожадный пожиратель богов. Давайте внимательно рассмотрим одно из самых странных и тревожных произведений раннеегипетской литературы.

Пирамидные тексты и древнеегипетский гимн людоедов

-2

Гимн людоедов. Эпоха Нового царства, около 1280 г. до н.э., источник: Pyramid Texts Online

В истории всегда трудно установить, когда произошло что-то впервые. Мы до сих пор не знаем, когда и где зародилась религия Древнего Египта, и то же касается письменных текстов. В Египте до сих пор находятся неисчислимые сокровища, покрытые песком и не открытые человечеству в течение тысячелетий. Поэтому, говоря о «Пирамидных текстах», нельзя с уверенностью утверждать, что это первые религиозные тексты в египетской истории — но можно с уверенностью сказать, что это самые ранние из известных.

В отличие от египетских книг, написанных на папирусе, эти тексты были высечены прямо на внутренних стенах некоторых пирамид времён Древнего царства. На сегодняшний день известно одиннадцать таких пирамид — шесть принадлежат фараонам и пять их супругам. Традиционно египтологи делят «Пирамидные тексты» на отдельные «высказывания» (utterances), так как полагают, что они предназначались для чтения жрецами, проводившими погребальные обряды. Содержание текстов связано с различными религиозными мотивами, касающимися посмертной судьбы фараонов или цариц. Считалось, что только при соблюдении определённого набора ритуальных действий душа усопшего (Ах по древнеегипетским представлениям) сможет обрести вечную жизнь в радости и благодарности.

Среди всех высказываний наиболее загадочным остаётся так называемый «Гимн людоедов». Он встречается всего в двух пирамидах — Унаса и Тети. Однако текст, найденный в пирамиде Унаса, — самый длинный и полный. Он также является одним из наиболее широко искажённых и неверно интерпретированных произведений египетской письменности. Мы разберём его подробно, но сначала необходимо немного биографического контекста.

Кем был царь Унас?

-3

Пирамида Унаса в Саккаре, эпоха Древнего царства, около 2300 г. до н.э., источник: Heritage Daily

Унас (также встречается как Унис или Венис) был последним правителем V династии Египта — в период, который историки называют «золотым веком пирамид». Именно в это время были возведены самые знаменитые египетские пирамиды. Пирамида Унаса была построена около 2300 г. до н.э. в Саккаре, недалеко от современного Каира. Хотя сегодня она представляет собой развалины, в своё время она была одной из наиболее совершенных пирамид с гладкими облицованными стенами из известняка.

Ранние египетские цари должны были управлять страной в соответствии с тем, что французский мифолог Жорж Дюмезиль назвал «триадной идеологией». Согласно его «трифункциональной гипотезе», архаические индоевропейские правители воплощали собой всё общество, состоявшее из трёх сословий: жрецов, воинов и земледельцев. Это означало, что царь обязан был успешно вести войны, кормить народ и управлять как земным, так и сверхъестественным миром. В записях времён Унаса упоминаются его военные походы в Южный Ханаан, торговые отношения с Нубией и Левантом, а также его божественное происхождение как сына Ра и равного Осирису. Именно религиозная сторона правления Унаса особенно ярко раскрыта в его Пирамидных текстах, к которым мы и перейдём.

Четыре стороны света

-4

Почитание Осириса в «Книге мёртвых», эллинистический период, 332–30 гг. до н.э., источник: Oriental Institute of Chicago

«Пирамидные тексты» повествуют о смерти и воскресении царя, а также о его восхождении к небу с помощью Атум-Ра, в результате чего он становится Осирисом. Этот процесс описывается поэтапно, с интересной повествовательной структурой. Первый этап касается утверждения права на «место четырёх столпов» — то есть на всю землю, представленную четырьмя сторонами света. Тексты рассказывают, как боги, призванные свидетельствовать этот акт, рассылаются по Египту, чтобы привести местных богов к признанию власти царя. Сет и Нефтида отправляются к богам Верхнего Египта, Осирис и Исида — к богам Нижнего Египта, Тот — на запад, Гор — на восток.

Так по всей стране распространяется весть о том, что Унас — всемогущий царь Египта. В высказании 217 (все выдержки приведены в переводе Мирьям Лихтхайм) говорится:

«Вот он — Унас, дух неуничтожимый.

Если он пожелает твоей смерти — ты умрёшь,

Если он пожелает тебе жизни — ты будешь жить!»

Унас на небе с тростниковыми плотами

-5

Богиня Нут, Книга мертвых Нестанебетишеру, XXI династия, 950–930 гг. до н.э., Британский музей

Утвердив своё царское достоинство, Унас начинает восхождение к небесам, где обитает его отец — Атум-Ра:

«Ра-Атум, к тебе идёт твой сын, Унас идёт к тебе. Подними его к себе, прими его в объятия. Он — твой сын, плоть от плоти твоей, навеки!»

Его поднимает Шу, бог воздуха, а затем небесная богиня Нут берёт его за руку, приветствуя на небе. Она приглашает Унаса присоединиться к молитве, после чего он должен пройти очистительный ритуал. Это происходит в мифическом месте, известном как Поле Тростника (Поле Камыша), которое, как считалось, находилось на восточном небосклоне.

В египетской мифологии небо представлялось аналогом реки Нил. Поэтому самым безопасным способом пересечения небес был путь по тростниковым плотам, управляемым перевозчиком. Здесь текст становится особенно трудным для толкования: он упоминает божеств, которых не встретишь в более поздних текстах, а сами образы метафоричны и туманны:

«Он [Унас] подчиняет себе тех, кто пришёл туда [на небо]; они приводят к нему четырёх древних духов — старейшин носящих локон; они стоят на восточной стороне неба, опираясь на посохи, чтобы возвестить доброе имя Унаса Ра, сообщить о прибытии Унаса Нехебкау и приветствовать его вход»

«Носители локона» — это отсылка к обычаю, когда египетские дети брились налысо, оставляя один локон сбоку. Нехебкау — раннее змеевидное божество, о котором мало что известно. Благодаря этим божествам, которые дают Унасу доступ к небу, он, наконец, занимает своё место в загробном мире. И вот тут начинается самое жуткое.

Гимн людоедов

-6

Погребальная камера в пирамиде Унаса, Древнее царство, около 2300 г. до н.э.

«Небо льёт дождь, звёзды гаснут; своды дрожат, кости земли трясутся; планеты замирают — при виде Унаса, восстающего как сила, бог, что живёт плотью отцов, питается матерями!»

(Высказывание 273)

Этот отрывок намекает на то, что Унас сильнее богов, предшествовавших ему. Он не один, но его помощники — «под его ногами», то есть, их сила гораздо меньше. В текстах его погребальной камеры говорится, что Унас повелевает другими богами, и что на его лбу вырастают змеи — пылающие и ищущие души. Он обретает множество звериных сил:

«Унас — бык небесный, бушующий в своём сердце, живущий плотью всех богов, поедающий их внутренности»

В отличие от остальной египетской литературы, где тема смерти богов и царей почти всегда избегается, высказывания 273 и 274 — «Гимн людоедов» — крайне откровенны. Унас поглощает всё, что могут дать боги: «поедает их магию, заглатывает их духи». Бог Хонсу по его приказу перерезает горло нескольким богам и подаёт их внутренности царю в котле. Упоминания отрезанных частей тела и употребления органов — в изобилии. Но, пожалуй, самые загадочные строки — в конце высказывания 274:

«Он сокрушил кости и высосал мозг, завладел сердцами богов, он съел Красное, проглотил Зелёное. Унас питается лёгкими мудрецов, любит жить сердцами и их магией»

Что это значит — до сих пор остаётся неясным. Но существуют несколько толкований.

Существовал ли каннибализм в Древнем Египте?

-7

Сэр Э. А. Уоллис Бадж, вырезка из Illustrated London News, 1920 год

Хотя имя Уоллиса Баджа ныне связано с нелегальным вывозом египетских древностей в Британский музей, в начале XX века он был одним из самых уважаемых египтологов. Его самым известным открытием стал Папирус Ани — одна из красивейших версий «Книги мёртвых». Он также опубликовал около 150 книг по разным темам.

В своей работе 1911 года «Осирис и Воскрешение в Египте» он выдвинул смелое предположение: миф об Осирисе был создан жрецами с целью искоренить каннибализм, ранее якобы практиковавшийся египтянами. Основным источником для этой гипотезы стал именно «Гимн людоедов». Согласно Баджу, миф о расчленении Осириса должен был заменить практику поедания тел — вместо этого тела стали мумифицировать и охранять в загробном мире.

Более современные (и обоснованные) интерпретации «Гимна людоедов»

-8

Систрум с именем царя Тети, Древнее царство, около 2323–2291 гг. до н.э., Метрополитен-музей

Сначала гипотезу Баджа поддержали, но вскоре стало ясно: его аргументация недостаточна, чтобы утверждать, будто каннибализм действительно практиковался в Египте, даже на ранней стадии. Современные исследования склоняются к мнению, что речь идёт о метафоре, а не о реальных обрядах.

В таком толковании «Гимн людоедов» — манифест силы Унаса как небесного правителя и воплощения Осириса. Он питается духами богов, среди которых теперь обитает.

Мирьям Лихтхайм показала, что выражение «он съел Красное» означает Красную корону Нижнего Египта, а «проглотил Зелёное» — богиню-кобру Уаджит, символ Верхнего Египта. Таким образом, это — не гимн каннибализму, а гимн объединению Двух Земель под властью бога-царя, правящего уже с небесного трона.