Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Рыцари веры. Роман о Гусе, Жижке и Чехии начала XV века

Порой безумие обложек ввергает меня в ступор.
Порой безумие обложек ввергает меня в ступор.

Еще со школы, с того самого учебника по истории Средних веков (черненький такой, захватывающий) я как бы влюбился в гуситов. Картинки что ли там были увлекательные или про войну много? Потом интереса добавила добытая книжка с чешскими легендами.

Но, знаете, на серьезном уровне я так и не добрался до гуситов, не возвел их в ранг интереса серьезного. Так и осталась детская симпатия. Ну как тут при таком чувстве не прочитать роман «Рыцари веры»?

Широкими мазками показано зарождение движения гуситов, проблемы между чехами и немцами в Чехии на рубеже XIV и XV веков. Выведены фигуры Яна Гуса, Жижки, короля Вацлава IV и многих других деятелей этой эпохи и региона.

Да, пожалуй, стоит пожалеть, что роман попал мне в руки, когда я уже стал «седым и старым», а не во времена бурной (больше от ветра в мозгах) юности. Впрочем, поскольку увлечение гуситами так и не вышло на серьезный уровень, может, оно и не так плохо.

Да, и тем удивительнее для меня фигура автора. Тоже ведь не знал, необразованный.

Вера Крыжановская.
Вера Крыжановская.

Вера Ивановна Крыжановская. Родилась в 1857 году в Варшаве, то есть в Российской империи. Отец – русский генерал, просто служил в Варшаве. Училась в институте благородных девиц в Петербурге. В 1880 году вышла замуж.

В 1880-х годах Вера Ивановна увлеклась спиритизмом и оккультизмом. Модные увлечения, чего уж там. Позже на эту тему она напишет кучу романов. Впрочем, нас сейчас интересуют ее произведения на историческую тему.

В середине 1880-х из нее буквально посыпались повести и романы: «Эпизод из жизни Тиберия», «Фараон Мернефта», «Месть еврея», «Царица Хатасу»… К началу XX века Крыжановская стала весьма известной и популярной писательницей.

Как и полагается, эту успешную карьеру прервали революция и гражданская война. До буржуазных ли книжек было в голодном Петрограде. В 1920 году Крыжановская эмигрировала в Эстонию. Там и скончалась в 1924 году.

Роман «Рыцари веры», насколько я могу судить по описанию, это тот же роман «Светочи Чехии», вышедший в России в 1904 году.

И эта обложка имеет далекое отношение к содержанию книги.
И эта обложка имеет далекое отношение к содержанию книги.

Что тут есть? Прежде всего, вымышленная интрига – два семейства чехов-аристократов. Одно подпало под немецкое влияние, другое нет. Молодого человека из первого семейства женят на девушке из второго.

Ах, да. Тут еще следует сказать, что мать жениха при помощи католического прелата убила отца невесты. Он, вишь ты, не хотел выдавать дочку (вместе со своими поместьями) замуж.

Вот тут и будут развиваться отношения нелюбящих друг друга молодых супругов, отношения их с матерью-убийцей, с прелатом. На эту семейную историю начнет наползать история глобальная.

Уже во второй главе появляется Ян Гус, а на дворе буквально рубеж XIV и XV веков. До знаменитого сожжения Гуса еще лет пятнадцать, и читатель сможет понаблюдать за развитием идей Гуса.

Писательница преизрядно идеализирует этого «светоча Чехии» и жестко проходится по немцам, по католикам, по их продажности и греховности. Ну чтобы читатель однозначно проникся к ним ненавистью и полностью одобрял грядущее восстание чехов.

Несколько раз мы заглянем в королевские палаты. Вацлав IV теряет власть, его активно отодвигают немцы и брат Сигизмунд. Вроде бы Вацлав на стороне Гуса, но ему не хватает решимости и последовательности. В решающий момент король предает народного любимца.

Тут же нарисуется патриот Жижка. Невыносимые условия жизни в Чехии погонят его в Польшу, где хотя бы можно повоевать с немцами из Ордена. Вернувшийся оттуда с Жижкой второстепенный герой будет взахлеб рассказывать о сражении под Танненбергом (при Грюнвальде).

И так далее, и тому подобное, до самого восстания 1419 года. И на этом самом интересном книга обрывается. Впрочем, что касается семейной линии сюжета, то она как раз здесь доведена до драматического финала. Вполне в духе романтизма, коим пропитана эпоха писательницы Крыжановской.

Она не ступила на путь реализма. И это, мне, «седому и старому», сегодня уже, увы, не так интересно. Но попади мне этот роман в руки в юности, я бы читал его взахлеб. Не сложилось. Но лучше поздно, чем потом.

7 из 10

------

Все книги "Книжной полки" канала:

Книжная полка | Internetwar. Исторический журнал | Дзен