3 января 1963 года – день, когда советское небо приняло нового гиганта. 61 год назад в холодном январском воздухе впервые взревели двигатели и оторвался от земли пассажирский лайнер Ил-62. Созданный в легендарном конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина, этот самолет был ответом на дерзкий вызов Аэрофлота. В начале бурных 1960-х они поставили четкую задачу: построить машину, для которой расстояние — не преграда. Самолет-дальнемагистральщик, способный преодолеть без единой посадки немыслимые трассы: от сердца страны, Москвы, до самого Хабаровска на Дальнем Востоке... и даже прорваться через океанские просторы до кубинской Гаваны. Первый взлет этого небесного труженика стал не просто испытанием техники, а символом того, что любые расстояния — и континентальные, и международные — для СССР больше не были недосягаемой мечтой. Началась эпоха, когда небо стало ощутимо ближе.
Ил-62 — заступил на службу, готовый брать на борт 165 пассажиров, поддерживаемый мощным сердцем из четырех двигателей НК-8. Его самая первая поездка в небо состоялась ровно того самого дня, 3 января 1963 года. Долгие испытания увенчались успехом, и уже в 1967 году крылатые гиганты уверенно заскользили в воздушном потоке над российскими просторами, прокладывая линии жизни между городами. Вскоре их силуэты расправили крылья до Праги и далекого Монреаля, связав Родину с зарубежьем. История окутала этот самолет особой значимостью: он стал прощальным поклоном гения – Сергея Ильюшина, его последним проектом, лебединой песней великого конструктора. И еще одна легенда – отважный летчик-испытатель Владимир Коккинаки – поставил свою точку в биографии Ил-62, проведя его финальные испытания. За годы верной службы на свет появилось целое могучее братство этих машин – 276 самолетов. И удивительно, как долго создавались эти труженики неба: самый последний из них принял воздух для легких колес лишь в 2004 году, отправившись нести почетную службу в небе далекого от нас Судана.
Самолет покорял не только расстояния, но и сердца пассажиров своими невероятными "манерами" в небе. Он славился исключительной стабильностью полета – даже в непогоду двигался уверенно, как по рельсам. Взлет и посадка были для него виртуозной пьесой: плавными, предсказуемыми и впечатляюще четкими. Но главная его фирменная "фишка", удивляющая даже наземных техников, – уникальная способность двигаться… назад! Собственный задний ход, как у автомобиля, позволял ему самостоятельно, без помощи буксиров, разворачиваться и подруливать к взлетной полосе – фантастическая экономия времени и сил! Создатели вложили душу и в комфорт: конструкция лайнера была продумана до мелочей, гася вибрации и сводя шум в салонах к минимуму. Полет на Ил-62 напоминал путешествие в мощной, но удивительно тихой машине, где ни одна лишняя тряска не нарушала расслабленную гладь небесного полотна.
Ил-62 открыл уникальную страницу в истории перелетов: он был мастером рейсов на огромные расстояния. Этот реактивный путешественник брал на борт компактную группу до 60 человек — словно персональный воздушный ковчег для важной командировки экспедиции. И его крылья не знали слова «стоп» до самого 10 000-го километра. Без единой посадки, неспешно рассекая небесный океан, он доставлял пассажиров в самые удалённые точки планеты. Для перевозки ключевых делегаций, исследовательских групп или особых грузов, где требовалась надежность дальнемагистральщика в сочетании с камерностью салона, Ил-62 был самым востребованным крылатым партнёром. Его ниша – где густонаселенные гиганты отдыхают, а дорога требует беспосадочного полета через полконтинента.
Время шло, авиация мчалась вперед, и к началу 1990-х некогда гордый Ил-62 начал встречать суровый свет новых реалий. Его благородный силуэт уже нес на себе печать морального устаревания. Главным камнем преткновения стал ненасытный аппетит к керосину – количество топлива, сжигаемого на одного пассажира, оказалось слишком велико, превращая каждый рейс в дорогостоящее предприятие. Эксплуатация легенды перестала приносить прибыль, став малорентабельной. Тучи сгустились: волна массового списания и вывода крылатых ветеранов из парков авиакомпаний накрыла небо во второй половине 1990-х. А в 2005 году прозвучал самый символичный аккорд прощания: от услуг Ил-62 отказался его главный "воспитанник" и когда-то крупнейший эксплуатант – флагманский Аэрофлот. Так закончилась активная глава в истории небесного труженика.
Осень 2008-го стала прощальной песней для Ил-62 в гражданском небе России. Мировой финансовый кризис, словно ураган, вырвал из эксплуатации последние лайнеры этого типа – авиакомпании, задыхавшиеся от долгов, одна за другой ставили крылатых ветеранов на прикол. Регулярные пассажирские рейсы, когда-то соединявшие города гигантской страны, замолчали навсегда. Сейчас в небесах коммерческой авиации РФ вы не встретите силуэта этого самолета – их эстафету переняли современные воздушные корабли. Но легенда не канула в прошлое: гордые Ил-62 по-прежнему несут службу. Верткие, как соколы, они работают в армейских подразделениях воздушных сил и продолжают летать в особом статусе – в руках элитного летного отряда «Россия», который десятилетиями сопровождает первых лиц государства. Даже покинув гражданские аэропорты, Ил-62 остался в строю – теперь уже как негласный символ надежности для избранных миссий.
Еще в 2014 году небо Земли хранило эхо эпохи – около 20 самолетов Ил-62 продолжали нести свою вахту. Их крылья раскрывались над Россией и Украиной, экзотической КНДР, жарким Суданом, песчаной Ливией и далекой Гамбией. Но это была уже не прежняя массовая служба: трудяги служили элитным "воздушным дипломатам" (правительственные рейсы), надежными грузовиками и спецперевозчиками для чартера. Прогресс неумолим: к 2020 году даже этот небольшой отряд поредел до трех стойких компаний. Легендарную карету Air Koryo из Северной Кореи – словно музей в небе – сопровождали лишь малая белорусская грузовая авиакомпания Rada Airlines и иранский пассажирский перевозчик Aria Air.
Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
Отчеты из самых захватывающих, по мнению автора, заброшенных объектов теперь размещаются только в разделе "Премиум". Подписка на премиум-публикации дарит не только доступ к эксклюзивному контенту, но и вдохновляет автора создавать ещё больше интересного материала для всех!
Все наши материалы про найденную заброшенную и действующую технику Вы можете посмотреть в подборке: